Читайте также:
|
|
Эпиграф в лит. Нового времени – это надпись, проставленная перед текстом произведения или его части.
Место Э. в начале текста определяет особое, подчеркнуто внимательное отношение к нету пис. и чит. Автор специально подыскивает Э. В процессе реализации замысла пис. Меняет Э. И завершив произведение, он продолжает размышлять об Э: иногда отказывается от него, как Некрасов к стихотворению «Памяти Добролюбова», иногда вводит его в текст произведения, как Гоголь, давший Э. к комедии «Ревизор» через 6 лет после первой публикации. К Э. особенно внимательны власти (стих Лермонтова «Смерть поэта», Некрасов «Железная дорога»). Э. обязательно становится предметом размышления критиков (Бальзак «Шегреневая кожа», Толстой «Анна Каренина» - Э. толкуется неоднократно и по-разному) История Э непродолжительна. Его происхождение исследователи связывают с жанрами средневековой культуры. Одни видят истоки Э в глоссе – стихотворении, написанном на тему, заданную в мотто (прообраз Э). Другие видят истоки Э в жанре церковной проповеди, которая традиционно начинается библейской цитатой (более убедительная точка зрения). Э появляется в XVвеке в «Хрониках» франц. Пис. Фруассара. Но подлинное рождение Э происходит позже, в нач. XIXв в творчестве романтиков. Романтизм – время эпиграфического бума в литературе. Лит. Второй половины XIX, XX в характеризуется сдержанным, но устойчивым интересом к Э. К началу XXI в Э. прочно прописывается в лит. Типы Э. различаются в зависимости от источника, из которого они взяты. Таким источником является Библия, книги Ветхого и Нового завета («Мцыри», «Анна Каренина», «Белая гвардия» Булгакова); фольклор: пословицы, поговорки, песни, легенды, сказки, анекдоты (Скотт, Пушкин, Гоголь, Некрасов, «Тихий дон» Шолохова); творчество самого автора – автоэпиграфы (даются без отсылки, что указывает на авторство самого писателя или с ложной отсылкой, мистифицирующей чит.) Автоэпиграфы часты у романтиков и пис., прошедших в своем творческом развитии этап романтизма: Мериме, Стендаля, Одоевского, Пушкина. Основным источником Э является худож. Литература (9 из 12 Э «Евгения Онегина»). Литерат. Э. – самый распространенный тип Э. Резервуаром Э. выступает и научная лит. (прежде всего сочинения философов и историков). Источником Э. может быть газета (К газетным Э чаще всего прибегают авторы фельетонов, прозаических и стихотворных (Маяковский «Помпадур»); живая разговорная речь (особенно у реалистов); музыка («Гранатовый браслет» Куприна). Взятый из определенного источника, Э сохраняет с ним связь. Для понимания Э, знание родного контекста, из которого он изъят, необходимо. Будучи связанным с родным контекстом, Э основные связи устанавливает с текстом произведения, которому он предпослан. В этом новом контексте прежде всего и и реализуются функции Э.:
1. Э в сжатом, предельно концентрированном виде формулирует эстетическую программу автора произведения (Стендаль «Красное и черное», «Ревизор» Гоголя)
2. Э указывает на тему, проблему, идею произведения, т.е. выражает его смысл
3. Э включает произведение в литер. Процесс, устанавливает преемственность литер. Развития (оды Горация к стихотвор. Пушкина «Я памятник себе воздвиг», Э из «Фауста» Гете к роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
Есть произведения – своего рода эпиграфические симфонии: с Э к тексту произведения и ко все его частям и главам (субтекстовые). В этих произведениях эпиграф связан и с другими эпиграфами, он – часть общей системы Э. («Евгений Онегин»).
Содержание и форма лит. Произведения
(немецкая классическая философия)
Георг Фридрих
1.С. И Ф. неразрывно связаны друг с сругом.
С - это форма, которая переходит в содержание.
Любое содержание оформлено, любая форма – содержательна.
2. В неразрывном единстве и форме содержание играет ведущую роль.
Содержание определяет форму. Это подтверждается изучением генезиса жанровых форм.
Пропп В. Я. «Волшебная сказка», которая:
- начинается с нарушения запрета
- отправляет в тридевятое царство
- персонаж дарит волшебных животных
- сражение со змеем
- женится
- живет в царстве жены
Книга «Морфология сказки», «Исторические корни волшебной сказки» порождена жизненным содержанием (загробный мир).
Загробный мир→обряд→миф→волшебная сказка
Компоненты:
- избушка на курьих ножках
- Баба Яга («Русским духом пахнет»)
- проходит через невидимую непроницаемую стену в загробный мир
- «пахнет»живой человек
-еда(смертельна для живого человека)
3. В неразрывном единстве содержания и формы, форма сохраняет относительную самостоятельность, это проявляется в:
- устойчивость форм (жанр. Форма романа, басни, эпиграмма, комедия)
- обратном воздействии формы на содержании. Форма корректирует содержание.
8. структура лит. Произведения (= строение, содержание, форма)
А.А. Подебня «Мысль и язык»
Структура слова:
Образное слово
Медведь [ м е д в е д] «тот, кто ведает (ест) мед»,
Зверь из семейства хищных млекопитающих, большая голова,мал. Хвост,белый,бурый, черн. Шерсть
Безобразное слова
Лиса – хищник, рыжий цвет
Произведение исскуства. Пример: «Скульптура правосудия»
Внешне скульптура –мрамор
Внутреннее – женщина взвешивает вину и наказывает (картинка)
Содержание – правосудие
Структура литературного произведения:
1. Содержание – тема(явление), проблема(вопрос), идея(авторский ответ, оценка)
2. Внутренняя форма – система всех художеств, образов лит. Произв.: персонаж, вещи (интерьер), природа, изображ. Борьбы, сюжет
Построение худ. Образов:
- Композия
- ритм
3. внешн. Ф. – материал, с помощью котор. Созд. Лит. Образ. (слово)
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |