Читайте также:
|
|
В 50 – е гг. 19 века – ведущая научная школа в литературоведении – оснвоположник Ипполит Тэн – эстетик и историк. «История английской литературы. Введение» (И. Тэн).
Теория факторов (движение литературы определяется):
1) Расой (внешний фактор)
2) Среда (географическое положение, климат, флора и фауна, экономика, роль церкви в обществе) (внешний фактор)
3) Момент – воздействие предиявствующей литературы (Эсхил – Эврипид)
Эти три фактора определяют движение литературы.
11.Литературный процесс в трактовке формальной школы.
В 20-е годы в нашей стране создалась сложная обстановка на «литературном фронте». Широкое распространение в литературоведении получили формалистические и вульгарно-социологические
концепции. Центром формалистов было общество изучения поэтического языка» (ОПОЯЗ), созданное в 1919 г. Активную роль в нем играли В. Шкловский, Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум, Л, Якубинский и другие. Теоретики формализма рассматривали художественную форму как замкнутую в себе структуру, абсолютно независимую от жизни, от идеологических позиций писателя. Субъективно формалисты исходили из благих побуждений: они стремились выявить специфику искусства, раскрыть ее природу. Поэтому в центре их внимания была поэтика, но изучаемая формально,без соотнесения с содержанием. Своеобразие художественного произведения как эстетического явления определялось ими прежде всего специфичностью поэтического языка, который якобы не выполняет коммуникативных функций, освобожден от понятия, представляя собой лишь комбинацию звуков. Ошибочность этого положения очевидна: слово приобретает эстетическое значение в том случае, когда служит средством воплощения мысли, поэтической идеи. Развитее литературы формалисты рассматривали как процесс, независимый от действительности, подчиняющийся своим
языковым законам: все импульсы, определяющие изменение поэтического языка, находятся в нем самом. Со временем язык утрачивает свою новизну, шаблонизируется. Столкнувшись с таким обстоятельством, поэты ищут возможности «остранения» слова, идут по пути словотворчества, поиска новых звуковых сочетаний, но ничего нового в поэтическом языке не рождается. В действительности же поэтический словарь непрерывно обогащается в связи с теми изменениями, которые совершаются в сознании людей,в их
эстетическом отношении к миру.
Формалисты сводили художественное произведение к сумме поэтических приемов, самодельных в своей сущности По мнению теоретиков формализма, писатель в процессе творчества ставит перед собой исключительно формальные цели. Он «делает» вещь испытывая, проверяя какой-либо поэтический прием. В статье «Как сделана «Шинель» Гоголя» Б. Эйхенбаум стремился доказать, что Гоголь в написании повести руководствовался исключительно законами сказа. Поэтому главное в ней, по мнению исследователя, звуковая выразительность фраз, а не их смысл. Артикуляция и ее акустический эффект выдвигаются Гоголем на первый план как выразительный прием. Значительную роль в повествовании играют каламбуры разных видов, подбор имен по звучанию (Акакий Акакиевич). Все места «Шинели», где Гоголь высказывает сочувствие «маленькому человеку», попираемому «значительными лицами», введены, как полагал Эйхенбаум, только в целях патетической декламации.
При общей ложности методологических посылок формалисты 20-х годов сделали много полезного в области изучения сюжетосложения, метрики, ритма, рифмы, композиции стиха и других элементов поэтики, они заставляли обратить особое внимание на художественную форму, специфику искусства.
Защитники формального метода, освободившись от неверных установок, создали в дальнейшем (Томашевский, Эйхенбаум и другие) ценные исследования, обогатившие советскую литературоведческую науку
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |