Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Развитие психологических знаний в эпоху феадолизма.

Читайте также:
  1. B) Необходимо государственное вмешательство в развитие рыночной экономики.
  2. C) Передача знаний из различных областей наук.
  3. II. Период ВОВ и развитие отечественной Ψ в 41-45 года 20 века.
  4. III. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
  5. Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рыночной экономики
  6. Академический порядок знаний
  7. Актуализация знаний.
  8. б. Совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы.
  9. БАЗА ЗНАНИЙ
  10. Базы знаний и модели представления знаний

Древнегреческая цивилизация в силу нараставшей со­циально-экономической

деградации общества разруша­лась Постепенно утрачивалась большая часть

достиг­нутых знаний. Жестокие удары по распадавшейся ан­тичной культуре

наносила христианская церковь, со­здававшая атмосферу воинственной

нетерпимости ко всему “языческому”. В IV в был уничтожен научный центр в

Александрии В начале VI в. император Юсти­ниан закрыл просуществовавшую около

тысячи лет Афинскую школу—последний очажок античной фило­софии. Христианство,

став господствующей идеологией феодального общества, культивировало ненависть

ко всякому знанию, основанному на опыте и разуме, вну­шало веру в

непогрешимость церковных догматов и греховность самостоятельного, отличного

от предписан­ного священными книгами понимания устройства и предназначения

человеческой души. Естественнонауч­ное исследование природы приостановилось.

Его сме­нили религиозные спекуляции.

Переориентация философского мышления в направ­лении сближения с позитивным

знанием о природе со­вершалась в этот период в недрах другой культуры -

арабоязычной, расцвет которой пришелся на VIII— XII вв.

После объединения в VII в. арабских племен воз­никло государство, имевшее

своим идеологическим оп­лотом новую религию - ислам. Под эгидой этой рели­гии

началось завоевательное движение арабов, завер­шившееся образованием

Халифата, на территориях ко­торого жили народы с древними культурными

тради­циями

Государственным языком Халифата стал арабский, хотя культура этого огромного

государства восприняла достижения многих населявших его народов, а также

эллинов, народов Индии В культурные центры Хали­фата прибывали караваны

верблюдов, навьюченных книгами чуть ли не на всех известных тогда языках

В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные

мирки, были начисто забыты достижения европейской и александрийской науки,.

на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь Сочинения Платона и

Аристотеля, других античных мыслителей переводились на арабский язык,

переписывались и распространялись по всей огромной арабской державе.

Именно это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и

медицинской Появившиеся во множестве астрономы, математики, химики,.

географы, ботаники, врачи создавали мощный культур но научный слой, из

которого выделились крупнейшие умы Они обогатили достижения своих древних

пред­шественников и создали предпосылки для последующе­го подъема философской

и научной мысли на Западе, в том числе и психологической Среди них следует

вы­делить прежде всего среднеазиатского ученого Ибн-Сину (XI в) (в латинской

транскрипции - Авиценну).

С точки зрения развития естественнонаучных знаний о душе, особый интерес

представляет его медицинская психология. В ней важное место отводилось

учению о роли аффектов в регуляции и развитии поведения организма Созданный

Ибн-Синой “Канон медицинской науки” обеспечил ему “самодержавную власть во всех

медицинских школах средних веков”

Ибн-Сина был также одним из первых исследовате­лей в области возрастной

психологии Он изучал связь между физическим развитием организма и его

психоло­гическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при

этом важное значение воспитанию Именно посредством воспитания осуществляется,

по Ибн-Сине, воздействие психического на устойчивую структуру организма

Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в

ре­зультате воздействия на него окружающих людей, вызывая у ребенка те или

другие аффекты, взрослые фор­мируют его натуру.

Физиологическая психология Ибн-Сины включала, таким образом, предположения о

возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму

определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную,

аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей Идея взаимосвязи

психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных

состояний, но и ее способность (при аффектах, психических травмах,

деятельности воображения) глубоко влиять на них - разрабаты­валась Ибн-Синой

на основе его обширного медицинского опыта.

Имеются сведения о том, что, не ограничиваясь на­блюдениями, он предпринял

попытку изучить этот вопрос экспериментально

Особый интерес арабские натуралисты и математики, и Ибн-Сина в том числе,

проявляли к органу зрения. Среди исследований в этой области выделяются

открытия Ибн-аль-Хайсама (XI в), в латинской транскрипции Альгазена. В

каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект

запечатления внешнего воздействия, с другой - при­соединяющуюся к этому

эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие

видимых объектов

Ибн-аль-Хайсам изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение,

смешение цветов, контраст и т д. Он указывал, что для полного восприятия

объ­ектов необходимо движение глаз - перемещение зри тельных осей Ибн-аль-

Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его

длительности, еде лав акцент на факторе времени. Подметив, что при

кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты лишь знакомые

объекты, он сделал вывод условием возникновения зрительного образа служат не

только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и

сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений.

Параллельно, продолжался, хотя и более медленно процесс исследования психики

человека и в Европе, хотя оно испытывало сильнейшее давление средневековой

католической церкви, и как следствие, рассматривало все с точки зрения

религии (достаточно лишь обратиться к схоластике средневековья и ее взглядам

на систему психики человека).

Понятие об интроспекции, зародившееся у Плотина, превратилось в важнейший

источник религиозного са­моуглубления у Августина и вновь выступило как

опо­ра модернизированной и теологической психологии у Фомы Аквинского. Работу

души последний представил в виде следующей схемы сначала она совершает акт

познания - ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем осознает,

что ею произведен этот акт, и, наконец, проделав обе операции, душа

“возвращает­ся” к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как

уникальную сущность Перед нами - замкну­тое сознание, из которого нет выхода

ни к организму, ни к внешнему миру.

В Англии, где социальные устои феодализма подры­вались наиболее энергично,

появляется номинализм (от лат “номен”— имя) Он возник в связи со спором о

природе общих понятий, или универсалий, суть которого состояла в том,

существуют ли эти общие понятия сами по себе, самостоятельно и независимо от

нашего мышления, либо представляют собой только имена, реально же познаются

лишь конкретные явления.

Самым энергичным проповедником номинализма был профессор Оксфордского

университета Уильям Оккам (ок. 1285—1349). Отстаивая учение о “двойственной

истине” (из которого явствова­ло, что религиозные догматы не могут быть

основаны на разуме), он призывал опираться на чувственный опыт; при этом

следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов,

либо классы имен, знаков.

Номинализм способствовал развитию естественно­научных взглядов на

познавательные возможности че­ловека К знакам как главным регуляторам

душевной активности неоднократно обращались многие мыслите­ли последующих

веков. Так, в психологии утвердилось правило (известное под названием “бритвы

Оккама”), согласно которому “не следует умножать сущности без надобности”

Иначе говоря, нет смысла прибегать к объяснению каких-либо явлений многими

силами или факторами, когда можно обойтись их меньшим числом:

“Бесполезно делать посредством многого то, что мож­но сделать посредством

меньшего”. Это стало основой своего рода “закона экономии” в психологии,

проиллюстрировать который можно таким примером:

Итак, в раннем средневековье под пластом чисто рассудочных построений, чуждых

реальным особенно­стям психической деятельности, пробивался родник но­вых

идей, связанных с опытным познанием души и ее проявлений. В противовес

принятым схоластикой прие­мам выведения отдельных психических явлений из

сущ­ности души и ее сил, для действия которых нет дру­гих оснований, кроме

воли божьей, складывалась ме­тодология, основанная на опытном,

детерминистском подходе. Своего расцвета этот подход достиг в следу­ющую

историческую эпоху.

Переходный период от феодальной культуры к бур­жуазной получил имя эпохи

Возрождения. Его главной особенностью стало возрождение античных ценностей”

без которых едва ли бы смогли существовать и арабо-язычная, и латино-язычная

(в Западной Европе, как известно, языком образованности была латынь)

куль­туры.

Мыслители Возрождения полагали, что они очища­ют античную картину мира от

“средневековых варва­ров”. Восстановление античных памятников культуры в их

подлинном виде действительно стало признаком нового идейного климата, хотя их

восприятие, разу­меется, было созвучно новому образу жизни, обуслов­ленной им

интеллектуальной ориентации. Возникнове­ние мануфактурного производства,

усложнение и со­вершенствование орудий труда, великие географические

открытия, возвышение бюргерства (среднего слоя го­рожан), отстаивавшего свои

права в ожесточенной по­литической борьбе,— все эти процессы изменили

поло­жение человека в мире и обществе, а следовательно - и его представления

о мире и самом себе

Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, который теперь из идола скованной

церковными догма­ми схоластики превращается в символ свободомыслия, спасения от

этих догм В главном очаге Возрожде­ния -Италии - разгораются споры между

спасшимися от инквизиции сторонниками Ибн-Рошда (аверроистами) и еще более

радикально настроенными александристами.

Последний термин происходит от имени древнегре­ческого философа Александра

Афродисийского, живше­го в Афинах в конце II в. н. э., который

прокомменти­ровал трактат Аристотеля “О душе” иначе, чем Ибн-Рошд. Коренное

различие касалось вопроса о бессмер­тии души - главного вопроса в церковном

вероучении. Если Ибн-Рошд, разделяя разум (ум) и душу, считал разум, как

высшую часть души, бессмертным, то Алек­сандр настаивал на целостности

аристотелевского уче­ния и его тезисе о том, что все способности души

начи­сто исчезают вместе с телом.

У александристов антиклерикальные мотивы звуча­ли резче н последовательнее,

чем у аверроистов. Оба направления сыграли важную роль в создании новой

идейной атмосферы, проложив путь к естественнонауч­ному изучению организма

человека.и его психических функций. По этому пути пошли многие философы,

на­туралисты, врачи, которых отличал интерес к изучению природы. Их

творчество пронизывала вера во всемо­гущество опыта, в преимущество

наблюдений, прямых контактов с реальностью, в независимость подлинного знания

от схоластической мудрости.

Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519). Он представлял

новую науку, ко­торая родилась не в университетах, где по-прежнему изощрялись в

комментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей,

инженеров и изобретателей. В своей практике они были преобразо­вателями мира,

их опыт радикально менял культуру л строй мышления. Высшей ценностью

становился не божественный разум, а, говоря языком Леонардо, - “божественная

наука живописи”. При этом под живо­писью понималось не только искусство

отражения ми­ра в художественных образах.

Изменения в реальном бытии личности коренным образом изменяли ее

самосознание. Субъект осознавал себя центром направленных вовне духовных сил,

которые воплощаются в реальные, чувственные ценности; он желал подражать

природе, на деле преобразуя ее своим твор­чеством, практическими деяниями.

Наряду с Италией возрождение новых гуманистиче­ских взглядов на

индивидуальную психическую жизнь достигло высокого уровня в других странах,

где подры­вались устои прежних социально-экономических отно­шений. В Испании

возникли направленные против схо­ластики учения, устремленные к поискам

реального знания о психике. Так, Хуан Луис Вивес (1492-1540) в ставшей

знаменитой в Европе книге “О душе и жиз­ни” доказывал, что природа человека

познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих, опи­раясь на

теорию, правильно воспитывать ребенка.

Другой врач Хуан Уарте (ок. 1530 - 1592), также отвергая умозрение и

схоластику, требовал применить индуктивный метод “Исследования способностей к

на­укам” (так называлась его книга). Это была первая в истории психологии

работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между

людьми для определения их пригодности к различным профессиям.

Дальнейшее свое развитие учение о психике человека приобретает уже в 17 веке.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 15 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> | 3 | 4 | 5 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав