Читайте также:
|
|
Мусульманские правоведы в отношении легитимности облигаций разделились на 3 точки зрения:
1) Большинство мусульманских правоведов, среди которых шейх Махмуд Шалтут, проф. Юсуф Кардави, Мухаммед Юсуф Муса, Али ас-Салюс считает, что запрещено использование всех видов традиционных облигаций, аргументируя это тем, что облигация - это по сути заем, который берут компании или организации, и который предусматривает заранее обусловленную и фиксированную прибыль, а это не что иное, как долговая риба(риба ан-насиа). С другой стороны, в настоящее время этот заем представляет собой один из видов банковских вкладов, на которые начисляется ростовщический процент из-за широкого использования их в качестве инвестиционных инструментов. Необходимо отметить, что государство тоже занимается выпуском облигий.
2) Бывший муфтий Египта считает, что традиционные облигации легитимны по шариату и доходы по ним халяльны, и приводит следующие аргументы:
а) это один из видов мудараба(доверительное управление).
б) это один из современных видов финансовых отношений, который приносит пользу как отдельным людям, так и всей исламской умме, ведь в основе всех финансово-правовых отношений в исламском праве лежит презумпция дозволенности, означающая их изначальную разрешенность.
в) облигацию покупает гражданин с намерением помощи родному государству, а не ради личной наживы.
г) фиксированная прибыль, которая получается при погашении облигаций, можно рассматривать как подарок или вознаграждение, т.к. в Коране(4:86) сказано: "Когда вас приветствуют с приветливостью (словами, жестом, пожеланиями или почтением), отвечайте таким же или ещё лучшим приветствием. Поистине, Аллах подсчитывает всё, большое и малое!"
д) подобные взаимоотношения основаны на взаимном довольстве 2-х сторон, поэтому они разрешены. В Коране(4:29) говорится: "О вы, которые уверовали! Не пожирайте имуществ ваших между собой попусту, если это только не торговля по взаимному согласию между вами".
3) Некоторые мусульманские ученые, такие как шейхи Абд уль-Азым Баракят и Джадд уль-Хак Али Джадд уль-Хак считают, что необходимо различать виды облигаций, которые запрещены и разрешены. Например, облигации выигрышного займа, в которых в течение года нет никакого процента, а в конце месяца по ним проводятся розыгрыши. И если номер облигаци оказывается выигрышным, то победитель получает приз. В Пакистане такие облигации называют подарочными.
Анализируя аргументы 3-х групп ученых, можно сделать вывод о том, что у первой группы ученых они несравненно весомее и сильнее. Поэтому их точка зрения является предпочтительной.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |