Читайте также:
|
|
Согласно христианскому вероучению, сын божий Иисус Христос
воплотился в человека, чтобы своей мучительной смертью на кресте искупить
человеческие грехи и подарить людям спасение.
Идея боговоплощения противоречила не только древней языческой
культуре, но и другим монотеистическим религиям -иудаизму и исламу.
До христианства господствовало представление о принципиальном
различии, не совместимости божественного и человеческого, поэтому не
могло возникнуть и мысли о возможности слияния этих двух начал. И в
самом христианстве, где Бог представляется вознесенным над всем миром
в силу своей трансцендентности, а потому отделенным от природы гораздо
радикальнее, чем греческие боги, вселение Бога в человеческое тело - вещь
крайне парадоксальная. Не случайно в религии откровения, какой является
христианство, вера ставится выше знания: парадоксы, для ума
непостижимые, требуется принять на веру.
Догмат о воскресении во плоти определил в последствии христианскую
антропологию. В отличие от языческих верований в бессмертие человеческой
души, которая после смерти тела переселяется в другие тела,
средневековая мысль убеждена в том, что человек, когда придет время,
воскреснет целиком в своем телесном облике, потому что согласно
христианскому учению, душа не может существовать вне тела. Именно
эти догматы легли в основу средневекового понимания проблемы
души и тела.
Первым из философов, попытавшихся привести в систему христианские
догматы и на их основе создать учение о человеке, был Ориген (III век).
Ориген считал, что человек состоит из духа, души и тела.
Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом и
всегда устремлен к добру и истине. Душа же составляет как бы наше
собственное "Я", она является началом индивидуальности, а поскольку
свобода воли составляет важнейшее определение человеческой сущности,
то именно душа, по Оригену, и выбирает между добром и злом. По природе
душа должна повиноваться духу, а тело - душе. Но в силу двойственности
души, очень часто низшая ее часть берет превосходство над высшей,
побуждая человека следовать влечениям и страстям. По мере того, как это
входит в привычку, человек оказывается грешным существом,
переворачивающим природный порядок, созданный творцом: он подчиняет себе
высшее низшему, и таким путем в мир приходит зло. Таким образом, зло
исходит не от Бога и не от самой природы, а от человека, а точнее от
злоупотребления свободой.
А ведь действительно так! Очень известная вещь: в странах (или каких-
то районах), где меньше всего ограничена свобода действий, как правило,
больше всего беспорядков. Как это не жалко осознавать, но человек
действительно злоупотребляет своей свободой, и ее необходимо (!)
ограничивать.
В средневековой философии возникает вопрос: если тело само по себе
начало зла, то откуда же появляется средневековый аскетизм, особенно
характерный для монашества? Аскетизм средневековья не отказывается
от плоти как таковой (неслучайно убийство в средние века считалось
смертным грехом, то, кстати, отличало христианскую этику от,
например, стоической), а воспитание плоти с целью подчинить ее высшему
-духовному началу.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |