Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Рационализм Р. Декарта

Читайте также:
  1. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  2. Б) И.В.Киреевский: критика западного рационализма .
  3. Вклад Декарта: механизм и проблема соотношения души и тела
  4. Вклад Рене Декарта в психологическое знание.
  5. Возрождение (аристотелевского) рационализма
  6. Вопрос 9. Проблема метода познания в философии Нового времени: Ф.Бэкон и Р.Декарта.
  7. Гурьянова 28. Развитие традиции рационализма в философии Нового времени. Своеобразие онтологического и гносеологического обоснования картезианской философии.
  8. Декарт как представитель рационализма.
  9. Диалектика познавательного процесса. Сенсуализм и рационализм.
  10. Диалектическое единство чувственной и рациональной сторон познания. Критика сенсуализма и рационализма.

Французский ученый и философ Рене Декарт (1596-1650), (Декарт означает, на лат. Картезий), как и Бэкон, выступил с требованием коренной реформы схоластической науки. Он также констатирует, что ее ориентация на аристотелевскую силлогистику позволяет ей в лучшем случае объяснить, как из известных общих предпосылок с логической необходимостью вытекает частное знание. Но она не может объяснить логику творческого мышления, открывающего в области математики и других теоретических науках новые истины. И Декарт поставил своей целью создать логику творческого мышления, логику интеллектуальной интуиции.

Эта логика основывается на четырех простых правилах. Первое - надо принимать за истинное лишь то, что воспринимается разумом ясно и отчетливо. Второе - надо делить рассматриваемую сложившуюся проблему на более простые проблемы. Третье - надо от решения простых проблем переходить к более сложным. Четвертое - надо делать обзоры каждого шага, чтобы ничего не осталось без внимания.

Но интеллектуальная интуиции как и аристотелевская дедукция для построения содержательного знания нуждается в исходных содержательных предпосылках. Из опыта их получить невозможно, потому что он не дает всеобщего и необходимого знания. И Декарт ищет их в самом мышлении. Оно, усомнившись во всяком знании, тем не менее, констатирует свое сомнение. Но то, что сомневается, мыслит. Значит, существует нечто мыслящее: «Я». Отсюда знаменитый вывод Декарта: «Я мыслю, значит, существую (Cogito ergo sum)». Исходя из этой предпосылки Декарт, пытался вывести идею бога, а затем убеждение в существовании внешнего мира. Но относительно всех других предпосылок (аксиом) содержательного знания он вынужден был признать, что они суть врожденные идеи.

Представление о разуме как реальности, строящей с помощью интеллектуальной интуиции все знание о мире, с одной стороны, и убеждение в признании внешнего мира - с другой неизбежно привели Декарта к дуализму, к выводу о том, что в основе мироздания лежат две субстанции: субстанция мыслящая и субстанция протяженная. Протяженная субстанция - это беспредельная материя, сохраняющая, постоянное, хотя и бесконечно большое, количество движения. Постепенно усложняясь, она порождает планеты, вещи и, наконец, людей с их страстями. В человеке субстанция мыслящая и субстанция протяженная совпадают, ибо человек состоит из души и тела. Но движения души, желания, страсти мысли управляют поведением человека. Значит, мыслящая субстанция через человека и его поступки может вторгаться в строй мироздания и нарушать имеющееся в нем количество движения. Объяснить эту антиномию души и тела картезианство (учение Декарта и его последователей) не могло. Поэтому оно распалось. Картезианцы - материалисты А. Арно (1612-1694), Гейдрик де Руа (1598-1679) и др. отвергли представление о существовании духовной субстанции и стали рассматривать человека как полностью материальное существо. Картезианцы - идеалисты Гейлинк (1625-1669), Клауберг (1622-1665), Мальбранш (1638-1715) и др. использовали картезианские идеи для создания религиозной философии окказионализма (occasion - случай), согласно которой бог в каждом конкретном случае приводит обе субстанции в соответствие.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 12 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | <== 15 ==> | 16 | 17 | 18 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав