Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

П. Д. Юркевич.

Н. Г. Чернышевский.

ü Одна из заслуг Чернышевского состоит в том, что он первым в ряду великих материалистов России поставил специальный вопрос о предмете, задачах и методах научной психологии. Психологию он относил к числу точных областей знаний.

ü Причины и психические закономерности, которые должны составить предмет психологии – это зависимость человеческой психики от внешнего мира, от физиологических процессов. Другой закономерностью являются определенные взаимовлияния внутри самих психических процессов, вызванных внешними обстоятельствами. Возникновение всех психических явлений необходимо сопряжено с деятельностью телесных органов.

ü Большую роль в понимании человеческой психики Чернышевский отводил потребностям. С развитием потребностей он связывал генезис познавательных способностей. Первичными потребностями являются органические потребности, мера удовлетворения которых сказывается на возникновении и уровне нравственно-эстетических потребностей.

ü Большим достижением Чернышевского в анализе психики человека является различение им темперамента и характера. Он указывал, что темперамент обусловлен наследственностью или природными факторами. Что касается характера, то он определяется главным образом условиями жизни, воспитанием и поступками самого человека. Поэтому сущность человека, его характер и помыслы должны познаваться через его практические дела.

П. Д. Юркевич.

ü Первым оппонентом Чернышевского выступил философ-идеалист П. Д. Юркевич. Главным аргументом против идеи единства организма служило учение о «двух опытах».

ü Само слово «опыт» давало повод говорить, что психология, использующая этот внутренний опыт, является эмпирической областью знания и тем самым обретает достоинство других, строго опытных, чуждых метафизике наук.

ü «Антропологический принцип», выдвинутый и разрабатываемый Чернышевским, отвергал этот эмпиризм, создавал философскую почву для утверждения взамен субъективного метода объективного.

ü Кроме того «Антропологический принцип», постулируя единство человеческой природы во всех ее проявлениях, а стало быть, и психических тоже, отвергал прежнюю, восходящую к Декарту концепцию рефлекса, согласно которой организм расщеплялся на два яруса – автоматических телесных движений (рефлексов) и действий, управляемых сознанием и волей.

ü Идеи «антропологического принципа» привели к новой науке о поведении. Она строилась на объективном методе в противовес субъективному.

 

4. Программы становления психологии в XIX веке: Вундт, Спенсер, Брентано, Сеченов, Кавелин.

1. Программа "физиологической психологии" как науки о непосредственном опыте В. Вундта

2. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе И.М. Сеченова

3. Программа психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа К.Д. Кавелина

4. Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Ф. Брентано

5. Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой Г. Спенсера

Программа Вундта была ориентирована на общенаучный экспериментальный метод.

Единственным прямым психологическим методом Вундт считал самонаблюдение, поскольку предмет психологии - непосредственный опыт, как он дан самому человеку.

Роль эксперимента ограничивается лишь приданием его результатам точности и надежности.

Вундт определили основные задачи психологии:

 

1. анализ процесса сознания методом интроспекции,

 

2. выявление элементов сознания,

 

3. установление закономерностей их соединения.

Очевидно, что программа Вундта, логично вытекала из эмпирической и ассоциативной психологии. Используя сложившиеся в философии познания понятии «апперцепция», «опыт» и «ассоциация», и полагая, что сложные психические явления не сводятся к сумме составляющих их частей, Вундт унаследовал, хотя и не в изначальной форме, исторически сложившиеся объяснительные принципы.

 

Одновременно с Вундтом в России с программой построения психологии выступил и Сеченов (1829— 1905).

Результатом работ Сеченова явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки. Сеченова можно по праву считать основоположником отечественной научной психологии. Его важнейшие труды по психологии: «Рефлексы головного мозга» (1863), в которых сформулирована рефлекторная теория в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений; Сеченов предпринимает попытку «вырвать» психологию из замкнутого мира внутреннего сознания и объяснить, как происходят психические процессы, проследить становление сознания в онтогенезе. Программа Сеченова подводила к изучению целостного поведения. В своем принципиальном содержании эта задача решается и современной психологией.

Этнографические исследования К.Д. Кавелина привели его к мысли о том, что анализ продуктов народного творчества может являться методом изучения национальной психологии, а анализ продуктов индивидуального творчества может быть использован в анализе психики отдельного субъекта. Этот интерес к личности и привел Кавелина к разработке вопросов психологии. Психология, по его мнению, должна стать наукой, которая объясняет нравственный, духовный мир человека безотносительно к его материальному субстрату. Оценив современное ему психологическое знание как ошибочное, ученый предлагает собственное видение путей и задач преобразования психологии в положительную и самостоятельную науку. Он стремится согласовать естествознание с интроспективной психологией, позитивистское знание с умозрительной философией, объективные методы изучения - с методом интроспекции.

Еще один вариант преобразования психологии в самостоятельную науку представляла программа ее развития, предложенная австрийским философом Францем Брентано (1838-1917). Она опиралась на созданное Брентано идеалистическое учение об интенциональности психических феноменов. Он считал, что психика всегда интенциональна, т.е. всегда представляет собой отношение к чему-либо, направлена на что-то, но сам ее предмет не всегда существует реально. Включенность объекта в психический процесс выражается в нескольких моментах:

· представление объекта в форме образа (идеация);

· суждение об объекте как истинном или ложном;

· эмоциональная оценка объекта как желаемого или отвергаемого.

Еще одна программа развития психологии (в ее ассоцианистском варианте), уже в контексте учения о биологической эволюции, была предложена Гербартом Спенсером.

Спенсер справедливо подчеркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, считала единственным путем его изучения установление связи между нервными процессами и психическими. Сам же ученый взял курс на анализ фактов сознания в их корреляции не с внутрителесными (нервными), а с внешними по отношению к организму связями, т.е. связями во внешней среде. В психологии Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осуществлении связи организма со средой. Это был шаг вперед из "поля сознания" в "поле поведения", переход от понимания сознания к поведению в качестве предмета психологии. Да и сама ассоциативная концепция психики у Спенсера претерпела коренные преобразования: уже психика в целом выступала как инструмент приспособления организма к среде обитания.

5?

6?

7. Этапы развития советской психологии. Методологические дискуссии.

Этапы:

I. 20-30 годы 20 века. Предвоенное время.

II. Период ВОВ и развитие отечественной Ψ в 41-45 года 20 века.

III. Середина 50-х годов – до середины 80-х годов 20 века. Перестройка.

 




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 86 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав