Читайте также:
|
|
71 Либеральные политические и правовые учения а России во второй половине XIX в. (Б.Чичерин, С.Муромцев) – первой половине XX (Н. Коркунов, М. Ковалевский).
Видным деятелем либерального движения Чичерин
Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую триаду (тезис, антитезис, синтез) заменил схемой из четырех элементов - круговорот четырех начал. В общественной жизни он различал: власть, закон, свободу, общую цель,). В общежитии различаются четыре союза: семья,гражданское общ-во, церковь и гос-во С помощью категорий справедливости и равенства он проводит деление на уравнивающую правду с формальным равенством (признание за всеми людьми равного человеческого достоинства, равенство прав как юридической возможности действовать) и правду распределяющую с пропорциональным равенством (права и почести распределяются в соответствии со способностями и заслугами лиц).По теории Чичерина, юридическое (формальное) равенство исчерпывает понятие правды. Поэтому он выступал против материального (фактического) уравнивания людей правом. Чичерин исследует абсолютизм, аристократию, демократию, конституционную монархию, условия их возникновения, развития и падения. Высшей стадией развития идеи государства,, является конституционная монархия,. Соглашение элементов в конституционной монархии достигается,, в рез-те разграничения компетенции верховной власти между монархом, аристократией, демократией.
В судебной власти также участвуют все три силы:
глава государства назначает судей,; представители народа, присяжные заседатели; парламент
Муромцев С.А. – основатель социологического подхода к праву. Право – совокупность юридических отношений, правовой порядок. Нормы – это атрибуты порядка. М. выступал за свободу, которая выражалась бы и в свободе судебного правотворчества.
. М. считал право отношением, сложившимся между людьми на основе интереса. Правовые отношения,, существуют не разрозненно, а группируются в определенную систему., Муромцев считал, что юриспруденция не может ограничиться изучением только догмы права (технико-прикладной дисциплины, занятой описанием, систематизацией, классификацией и комментированием действующего права). Теория права, должна стремиться открыть социологические законы развития и преемственности права как определенной части социальных явлений. кроме догмы права, он выделяет как часть юриспруденции объективно-научное исследование права (право “как оно есть”) и политику права – отрасль, изучающую право с точки зрения определенного идеала (право “как оно должно быть”).
Коркунов по-своему стремился раскрыть понятие права в связи с социальными интересами. Он отвергал определение права как “защищенного “интереса”, утверждая, что охраняться может и отдельный интерес; право же предполагает не менее двух лиц с встречными интересами. Право не охраняет и не оценивает, а разграничивает интересы, не вмешиваясь в выбор наилучших средств осуществления каждого интереса.
Он отвергал общепринятое понимание разделения властей как обособление законодательной, исполнительной и судебной власти. Сущность разделения властей, - “в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования. Стремился доказать необходимость и возможность проведения реформ сверху, силами самодержавной власти. Фактически полное бесправие населения и произвол властей – вот на что обращал внимание Коркунов, исследуя состояние прав и свобод граждан в России в последней четверти XIX в. Выход из создавшегося положения он видел в улучшении законодательства, в установлении режима законности, привлечении граждан к политическим реформам.
Важным средством обеспечения солидарности и, следовательно, “замиренной среды” ученыйКовалевский считал право. Именно в праве прежде всего закрепляются успехи прогресса в смысле согласования интересов общества и личности, различных классов и социальных групп. Понятие права в его концепции имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и порождаемой ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует государству и порождает позитивное право; 2) позитивное право, имеющее нормативный характер и обеспечиваемое принудительной силой государства, выражает волю не отдельного класса, а народа вообще; оно содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от того, в какой степени гос-во берет на себя функции, ранее исполняемые общественными союзам. Источник возникновения власти и государства он усматривал “в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству.
На протяжении всей своей творческой деятельности Ковалевский оставался сторонником монархии в России. Он считал возможным эволюционное развитие самодержавия в “демократическую монархию”.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |