Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Билет 35. Материализм и диалектика как методологические принципы анализа общества.

Читайте также:
  1. I. Общеметодологические (общесистемные) принципы.
  2. II. Метод анализа оперы
  3. II. Начала математического анализа
  4. II. Общие принципы Конвенции о правах ребенка и законодательства Российской Федерации
  5. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих
  6. II. Основные принципы и правила служебного поведения гражданского служащего органов прокуратуры
  7. II. Основные принципы и правила служебного поведения гражданского служащего органов прокуратуры
  8. II. Этапы сбора и анализа информации в стратегическом менеджменте
  9. II.2. Функциональные различия, методологические несовпадения и пути интеграции в спорте и физической культуре.
  10. PEST-анализ. Метод анализа внешней среды

Материали́зм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя является первичным началом в сфере бытия, а идеальное (воля, сознание и тому подобное) — вторичным. Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления, в том числе, сознание — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека. Определяющее влияние на европейскую философию материализм приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах и др). Диалектику можно трактовать как всеобщий метод постижения противоречий развития бытия, духа и истории (Гегель). Задачу соединения материализма с диалектикой впервые решили Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Основоположники диалектического материализма- К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув глубокому анализу общественную действительность, переработав всё положительное, что было создано до них в области философии и истории, создали новое мировоззрение, ставшее философской основой теории научного коммунизма и практики рабочего революционного движения. Наиболее ярко диалектический материализм, как новое мировоззрение, был представлен в «Манифесте Коммунистической партии». По словам Ленина, в этом труде обрисовано было новое мировоззрение: 1) последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, 2) диалектика, как наиболее глубокое и всестороннее учение о развитии, и 3) всемирно-историческая революционная роль пролетариата. Диалектический материализм был существенно развит в работах В.И. Ленина, например, таких как «Материализм и эмпириокритицизм» и «Империализм, как высшая стадия капитализма». На его основе были сделаны великие открытия, например, о неравномерности развития капиталистических стран. Диалектический материализм имеет основоположения материалистической теории познания:

1. материальности мира,

2. первичности материи и вторичности сознания,

3. познаваемости мира.

Диалектический материализм базируется на опорных положениях диалектического метода Маркса:

1. всеобщая связь и взаимозависимость явлений – вне закономерной связи не существуют никакие явления,

2. движение, изменение, развитие и обновление природы и общества,

3. переход количественных изменений в качественные преобразования, борьба старого и нового,

4. борьба противоположностей, в т.ч. как источник и внутренне содержание любого процесса развития.

Диалектический материализм характеризуется связью с определенным классом – с пролетариатом. Это, с одной стороны, дает ему практическую силу, но, с другой стороны, является слабым местом, ибо с исчезновением этого класса сам диалектический материализм теряет свою социальную основу. Диалектический материализм оказался принципиально важным для понимания материального развития мира, открытия политико-экономических законов развития общества, обоснования негативности капитализма и возможности перехода к социализму на основе диктатуры пролетариата.

Существенной является явная антагонистичность диалектического материализма идеалистическим и реакционным философским и научным позициям и течениям, напр., таким как агностицизм, позитивизм, эмпириокритицизм, а также общественным и политическим позициям и течениям, напр., таким как оппортунизм и ревизионизм.

Но в силу своей ограниченности диалектический материализм оказался нежизненным, догматизированным и превратился в советский диалектический материализм. А, быть может, и по причине идеологической деградации общественных наук в СССР.

В любом случае, диалектический материализм не оставил теоретического наследника.

 




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 79 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | <== 18 ==> | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав