Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия, её роль в жизни человека.

Читайте также:
  1. I Объективные характеристики (потребление материальных благ; продолжительность жизни; система образования; время труда; показатель преступности);
  2. I.Выберите правильный ответ для обоснования вывода о социальной сущности человека.
  3. III. История жизни (Аnamnesis vitae)
  4. IV. Анамнез жизни больного
  5. N Участвуют в регуляции продолжительности жизни клеток и в целом организма
  6. n Участвуют в регуляции продолжительности жизни клеток и в целом организма
  7. А) средняя продолжительность предстоящей жизни
  8. Антитела, их структура, свойства, функции. Нормальные показатели иммуноглобулинов сыворотки крови человека.
  9. Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной и духовной природы человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.
  10. Билет 1. Философия. Ее роль в жизни общества.

Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» - любовь, «софия» - мудрость. Любовь к мудрости.
Гераклит называл философом исследователя природы вещей. Платон говорил, что философия – познание единого. Призвание философов – постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них.
Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.
Значение философии:
1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.
2. Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.
3. Позволяет выработать культуру разумного мышления.
4. изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.
Философия – это свободное мышление и искание истины.
Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и на своё место в нём. Без установленного мировоззрения, человек действует методом проб и ошибок. Мировоззрение формируется постепенно. Для этого важны знания. Знания – исходное звено, «клеточка» мировоззрения. Затем знания проверяются на практике, и если они истинны и верны, то становятся убеждениями человека, которыми он руководствуется. Мировоззрение изменяется и уточняется под воздействием новых знаний и факторов. По своему содержанию мировоззрение многогранно. В нём выделяется ряд сторон:
- экономическую;
- естественно научную;
- правовую;
Виды мировоззрений:
1. Научное и ненаучное;
2. Прогрессивное и реакционное;
3. Оптимистическое и пессимистическое.
Типы мировоззрений:
1. Мифологическое (фантазия, вымысел);
2. Религиозное (сверхъестественная сила);
3. Научное (мировоззрение стремящееся к глубокому и точному познанию);
4. Обыденное (формирующееся на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире).
Формула мировоззрения:
Мировоззрение = мироощущение + миропонимание + отношение человека к внешнему миру и к себе.
Хотя философия и мировоззрение тесно связаны, они различны. Мировоззрение – шире по охвату. Философия – только ядро мировоззрения.
Мировоззрение формируется не только за счёт знания философии, но и за счёт других знаний.



2. Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма.

Философы в древности стремились понять, какой вопрос в философии основной, главный.
Камю: Основной вопрос философии в том, чтобы решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого.
Кант: Основной вопрос философии складывается из нескольких: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться? = каким надо быть, чтобы быть человеком. Самая высшая ценность и высшая цель человека – человеческое счастье. И надо научить человека сделать себя достойным счастья, заслужить его.
Энгельс: Великий, основной вопрос всей философии – есть вопрос об отношении мышления к бытию. Решения того, что является первичным: сознание или природа, материя.
В решении этого вопроса существует два подхода:
Монистический – когда за первооснову мира берут что-то одно.
Дуалистический – когда первоосновой мира считают две основы и материю и сознание.
В зависимости от решения основного вопроса философии, философы разделились на два лагеря:
1. Философский материализм или демакрический.
Эти философы считают, первоосновой мира является материя, а сознание вторично, т.к. оно возникло в результате совершенствования материи.
За 2,5 тыс. лет в существовании философии в ней выделили 3 формы материализма:
Наивный материализм. Древняя Греция VI-I века до нашей эры. Представители – Фалес, Гераклит, Демокрит. Философы объясняли мир, исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека.
Механистический материализм – XVII век (Спиноза, Бэкон). Особенность – объясняли явления окружающего мира с позиции более развитой науки механики.
Диалектический материализм – 40-е года XIX века (Маркс, Энгельс). Считали, что первооснователем мира является материя, которая всё время изменяется.
2. Философский идеализм.
Эти философы утверждают, что дух существовал прежде материи (Платон, Кант).
В философском идеализме развивалось два направления:
Объективный идеализм;
Субъективный идеализм.
Сходства их в том, что первоосновой мира, они считают идею, а не материю. Различия их в том, что объективные идеалисты считают, что идея находится независимо от человека (Бог, разум); субъективные идеалисты считают, что идея находится в человеке.
У основного вопроса философии есть и вторая сторона, которая заключается в том, познали ли мы окружающий мир.
Два мнения:
Диалектико-материалистический. Заключается в том, что окружающий нас мир понять можно, но нельзя познать мир до конца т.к. он всё время изменяется.
Агностицизм – доказывает, что окружающий нас мир непознаваем. Н: Кант утверждал, что человек может познать только явление вещи, а суть вещи скрыта от человека.

 


3. Проблема метода философии. Диалектика и метафизика. Структура и функции философии. Соотношение философии и частных наук.
Метод (с греч. – исследование) – путь подхода к познанию или приобретению действительности. Философов с древности интересовал вопрос: что происходит с миром?; извечно он один и то же или изменяется?
Ответ:
Диалектика. Мир находится в постоянном изменении и развитии. В нём всё взаимосвязано, взаимопереплетено. Происходят количественные и качественные изменения.

Метафизика. Мир в своей сущности неизменен, он остаётся один и тот же. Если есть изменения, то только количественные.
Структура философии сложна. По мере накопления философских знаний, в них выделялись следующие науки:
1) Логика (наука о закономерностях);
Эстетика (наука о прекрасном);
Этика (наука о нравственности);
Социология (наука о спецификах жизни);
Религия (об истоках религиозных верований).
Функции:
Познавательная;
Мировоззренческая (формы мировоззрения);
Социальная (лучшее понимание прошлого и настоящего);
Методологическая (даёт методы другим наукам);
Воспитательная (позволяет лучше ориентироваться в ценностях человеческой жизни).

 


  Философия Время Представители Характеристика  
1.Философия Древнего Востока (Индия, Китай) V в. до н. э. – V в. н. э. Конфуций, Будда Философы этого времени, объясняли явления окружающего мира, опираясь на здравый смысл человека.
2.Древнегреческая философия   Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель Философы этого времени, объясняли явления окружающего мира, опираясь на здравый смысл человека  
  3. Средневековая философия V – XV вв. н. э. Августин Блаженный, Философы этого времени объясняли явления окружающего времени из веры в бога.  
  4. Философы эпохи Возрождения XV-XVII вв. Н. Коперник, Н. Куганский Философы этого времени подходят к анализу окружающего мира с художественно-эстетических позиций.  
  5. Философия нового времени XVII век Бэкон, Декарт, Лейбниц Философы этого времени, объясняли явления окружающего мира, опираясь на научные знания.  
  6. Философия эпохи Просвещения XVIII век Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро. Философы этого времени распространяли знания среди широких слоёв населения.  
  7. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. Гегель, Кант Философы этого времени объясняли явления окружающего мира рационально  
  . Русская философия XI-XX вв. Н. Фёдоров, Н. Бердяев, В. Соловьёв Существовало 2 течения:
  1. Русская религиозная философия;2) Русский космизм.
 
  9. Марксистская философия 40-е гг. XIX века Маркс, Энгельс Диалектико-материалистический подход к анализу явлений окружающего мира.  
  10. Современная западная философия (немарксистская) XX век Шопенгауэр, Камю, Ницше, Фрейд, Сартр Философы этого времени, объясняли явления окружающего мира, опираясь не только на разум, но и на его интуицию чувства.  
                     

Понятие «история философии». Исторические типы философии. Общая характеристика. История философии – это наука о развитии философских знаний.История философии – это философия в историческом развитии. История философии, как особая область исследования, зародилась в древности. Сочинения философов Платона, Аристотеля содержат критический анализ учений их предшественников, подчинённый изложению собственной философии. В эпоху средневековья, а также в XVI-XVIII вв. историко-философские учения исследования стали частью сочинения выдающихся философов. История философии несёт в себе богатейший научно-практический опыт людей, их искания, находки. За 2,5 тыс. лет в ней выделяли 10 исторических типов. Каждый тип отражает самосознание каждой эпохи. Они отличаются характером конкретной эпохи, уровнем знаний в ней общественным строем личности философов. Исторические типы философии


5. Философия Древнего Востока.Китай.
VI – III век до н. э. – золотой век древнекитайской философии. Время соперничества 100 философских школ, в результате которого осталось только 6 школ. К этим школам относятся: Конфуцианство, Даосизм, Моизм, Школа Закона, Школа Имён, Натуральная философия.
Основной школой философии Древнего Китая является Конфуцианство. Основатель школы – Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Основной труд Конфуция – «Беседы и высказывания». Эту книгу знал наизусть всякий образованный китаец. Разделы «Беседы и высказывания»1. Небо и Духи. Небо – высшая сила, оно следит за справедливостью на земле.2. Общество. Конфуций преклоняется перед людьми прошлого за то, что они не обращали внимание на мелочи, отличались прямотой, учились, совершенствуя себя. Конфуций критикует современников за то, что они учатся ради известности, занимаются обманом, срывают свой гнев на других. Общество представляет собой одну большую семью, где император – это глава семьи. Все отношения в обществе должны строиться как в хорошей семье.
3. Этика. Конфуций пишет, что основными понятиями во взаимоотношениях людей являются: человеколюбие, взаимопонимание, золотая середина. Эти понятия составляют правильный путь человека в жизни или Дао (умение человека жить в равном согласии с окружающим миром, не противостоять ему). Этим путём должен идти всякий, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми и с самим мирозданием.
4. Управление. Управление обществом следует доверять только тем, кто наиболее образован и одарён. Правитель призван быть знающим, мудрым и нравственным. Ключ к управлению народом лежит в силе нравственности примера вышестоящих и нижестоящих.
5. Знание. Знать – значит знать людей. Познание природы Конфуция не интересует. Учиться надо и у древних и у современников. Учение должно быть избирательным. Слушаю много, выбираю лучшее и следую ему. Школа Закона противопоставлена Конфуцианству. Характерные черты Школы Закона:
1. Законники отказались от мотивов убеждения, как от нравственного убеждения. Главное воспитание – это наказание.
2. Государство – это не большая семья, а безумный механизм. Правитель – не отец, а деспот. В IV в. н. э. идеолог Шан Янг изложил нормы нравственности. Доброта и человеколюбие – мать преступников. Призывал карать жестоко, внушая трепет.3. Разобщать людей взаимной подозрительности слежкой, доносительством. Всё это помогает навести порядок.

6. Философия Древнего Востока.Индия. На развитие древнеиндийской философии оказало влияние деление общества на касты. Становление индийской философии произошло в VI-V в. до н. э. под влиянием мифологии и религии. Всего 4 касты: жрецы, войны, земледельцы, шудры. Первым литературным памятником философии были «Веды» (10 тыс. стихов, гимнов и т.п.). Рассуждения о человеке: человек – это творение богов, часть живой природы; различия между человеком, животными и растениями непринципиальны, ибо люди подобно животным и растениям имеют тело и душу. Тело смертно, а душа – вечна. После гибели тела душа переселяется в другое тело. Причём переселение души в то или иное тело зависит от того, кем её обладатель был в прошлой жизни. Основной школой древнеиндийской философии – Буддизм. Основатель школы – принц Гаутама (563-483 гг. до н. э.). Четыре истины Буддизма:1. Жизнь – это страдание (рождение, старость, разлука с приятным, смерть). Кем бы не был человек, он обречён на страдание.
2. О происхождении страдания: корень страдания – в жажде жизни, в жажде существования.
3. Страдание имеет причину, а значит его можно прекратить путём прекращения этой жажды.4. О пути освобождения от страданий. Истины:
1) Правильная решимость (воля преобразовать свою жизнь в соответствии с условленными истинами).2) Правильная речь (воздержание от лжи, клеветы, грубости).3) Правильные действия (не причинение зла живому, воздержание от воровства, жить честным трудом, отказ от пьянства).
4) Правильные усилия (борьба с соблазнами и дурными мыслями) Итогом этого сложного пути должно стать состояние полной невозможности, безразличия – Nirvana. Школа Джайданы. Секты: Одетые в белое - закрывают рот белой повязкой. Одетые в пространство – три ступени:
I ступень – оставить семью, остричь волосы, жить на подаяние при храме;
II ступень – только набедренная повязка, есть рис с ладони один раз в день;
III ступень – всегда обнажён, есть рис через день.
Главная цель в жизни человека – преодоление власти внешнего мира и обретение собственного совершенства. Джайданы считают, что можно освободиться от влияния злой кармы с помощью добрых дел и скромного образа жизни.
Джайн всегда придерживается четырёх принципов:
Прощение и смирение;Честность и правдивость;Воздержание и строгость к себе;Непривязанность к внешнему миру.
Индийская философия обладает сильной стороной в том, что она обращена к душе человека, его сложным психическим состоянием и содержит призыв к человеку обрести.

7. Становление древнегреческой философии.УчениеДемокрита.
В древнегреческой философии отчётливо сформировались два основных типа философского мышления: материализм и идеализм; выявились важнейший области философского знания: логика, этика, эстетика. В развитии древнегреческой философии принято выделять три важных периода:
VI-V вв. до н. э. – становление, рождение древнегреческой философии. На первом плане у исследователей была природа, а не человек. Этот период называют «натурфилософским созерцанием».
V-IV вв. до н. э. – период расцвета древнегреческой философии. Поворот философии от темы «природы» к теме «человека и общества». Период классической древнегреческой философии. III в. до н. э.-VI в н. э. – период эмменизма. Период изменения в духовной жизни общества в связи с завоеванием Древней Греции Древним Римом. На первый план вышли этические, религиозные проблемы.
Самой древней философской школой – стала Милетская школа. В этой школе творили семь мудрецов, которых интересовали три проблемы:
1. Проблема происхождения мира. Считалось, что сначала возник Хаос, потом Земля, потом Тартар, потом Эрос.
2. Что является первоосновой мира? Первый древнегреческий философ Фалес считал, что первооснова мира – это вода. Вода – матерь всех вещей. Фалес говорил: «Всё из воды, всё в воду».
Другой древнегреческий философ Гераклит считал, что первоосновой мира является огонь. Анаксимен считал, что первоосновой мира является воздух.
3. Вопрос о развитии мира. Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики, как философского учения о взаимосвязях и развитии всего существующего. Положения философского учения:
Всё в мире взаимосвязано, взаимопереплетено, что делает мир единым.
Всё в мироздании противоречиво, состоит из противоречивых начал.
Всё изменчиво, всё течёт, всё изменяется.
Другой философской школой была школа Элеатов. Эти философы главное внимание уделяли проблеме бытия и движения. Зенон разработал 40 аккорий, в которых он пытался обосновать отсутствие движения вопреки его очевидности и наглядности. Наиболее известными являются 3 аккории Зенона:
1) Деление напополам. Движение не может начаться, т.к. движущийся предмет дойти до половины пути прежде чем он дойдёт до конца. Но чтобы дойти до половины, сначала он должен дойти до половины половины, и т.д. 2) Ахиллес и черепаха. 3)Стрела. Летящая стрела покоится, ибо движущийся предмет всегда занимает равное себе место.
Значительный вклад в древнегреческую философию внёс основатель материализма, первый энциклопедический ум среди греков – Демокрит (460-370 гг. до н. э.) Демокрит создал много произведений на самые различные темы (красота слов, земледелие, питание). Два основных труда Демокрита:
1. «Большой мирострой». В этом произведении Демокрит ставит задачу создать учение о бытии, о глубоком понимании мира:
Мысль – первоначало мира – это атомы (бытие) и простота (небытие).
Движение – важнейшее свойство атомов.
Мир в целом – беспредельная пустота, наполненная многими мирами.
2. «Малый мирострой». Демокрит пишет о живоё природе вообще и человеческой природе в частности:
Живое возникло из неживого по законам природы, без всякого творца.
О причинности, как о необходимости в мире. Не одна вещь не происходит попусту, но в силу причинной связи и необходимости.
О душе человека. Разумная часть души находится в грудной клетке человека
Этимесские взгляды Демокрита:
а) О дружбе. Демокрит высоко ценит дружбу, но истинную. Чтобы не ошибаться в людях, нужно судить о них по делам, а не по словам.
б) О воспитании. Цель воспитания – достижения добродетеля. Лучше добиваться этой цели убеждениями и доводами, а не принуждением.
в) Об обществе. Богатство и бедность будут всегда. Богат не тот, кто много имеет, а тот, кто мало желает.
г) О счастье. Счастье не в стадах и золоте, а в душе. Хороший дух – это такое состояние, при котором душа живёт безмятежно и спокойно, не волнуемая никакими страхами, переживаниями.
Основной принцип Демокрита: «Проживи незаметно».

8. Классическая древнегреческая философия. Школа софистов и Сократ.
Период рассвета древнегреческой философии во II половине V в. до н. э. в Греции появились софисты – учителя мудрости. Отличия софистов:
1. Софисты требуют проверки на прочность любого утверждения; требуют приводить доказательство; обосновывать свои суждения.
2. Софисты впервые начали учить искусству слова (риторике, логике) и брали гонорары за обучение.
3. Исходным принципом софистов – был принцип: человек – есть принцип всех вещей.
Сократ (470 – 399 гг. до н. э.) критиковал софистов. Он считал, что его призвание в том, что он приставлен к афинскому народу, как обод к коню, чтобы люди не впадали в духовную спячку, т.е. не заботились о своей карьере, делах, больше, чем о самих себе. Т.е. о своей нравственности и самосовершенствовании.
Основной задачей своей философии, Сократ считал оказание помощи человеку в его познании самого себя. В основе исследования человека по Сократу лежит активное самосозерцание и размышления человека о самом себе. Сократ был мастером диалога и считал наличие знания у человека важнейшей нравственной характеристикой. Безнравственный поступок – плод незнания. Знать доброе – значит следовать ему и быть счастливым.
Цель и сущность философии софистов состоит не в том, чтобы ИЗМЕРИТЬ все вещи для их последующей переработки для себя, а в том, чтобы ПРИМЕРИТЬ вещи на себя. Не человек меняет вещи, а вещи меняют человека, именно в этом его принципиальное отличие от всех вещей и предметов – универсальная приспособляемость. Человек как мера всех вещей означает, что только человек способен стать любой вещью. смысл и цель педагогической деятельности софистов:уловить биение души. как с помощью одного единственного слова можно описать всю Вселенную. Этим словом была мера. Категория меры – одна из центральных категорий античной философии. В высказываниях семи мудрецов у четырех из них упоминается мера. Клеобул: «Мера лучше всего». Солон: «Ничего слишком; все хорошо, что в меру». Фалес: «Блюди меру». Питтак: «Знай меру».
Следовательно, кто не имеет меры, т.е. не может усмотреть целое в единичных вещах и выстроить причинно-следственные связи, является управляемым, кто имеет меру – управляющим. Целью Протагора и софистов было обучение и подготовка людей, способных к управленческой деятельности. Любой процесс передачи информации есть процесс управления человека человеком. Передача информации обычно происходит с помощью слов, следовательно, именно слово является мерой вещей. Произносимое слово создает у человека образ, в соответствии с которым происходит понимание или непонимание явления. цели, которые ставила перед собой греческая софистика, а именно: обучение молодых людей управленческой деятельностью, для которой необходимо овладеть методологией построения правильного знания об окружающем мире для принятия верных управленческих решений;
2. овладение мерой как знанием об общем благодаря Протагору и деятельности других софистов становится доступным каждому желающему и позволяет отличать истину ото лжи, справедливость от несправедливости, лучшее от худшего и выстраивать адекватное мировосприятие;
3. человек не является источником и субъектом познания, а есть приемник и передатчик информации о бытии, которую он передает по мере своих способностей к восприятию и воспроизведению;
4. мера представляет собой алгоритм обработки поступающей информации и позволяет сознавать мир в его целостности и единстве, для чего требуется установление причинно-следственных связей;
5. информация передается с помощью слов, поэтому, если мера есть адекватное воспроизведение бытия, то тезис Протагора в качестве практического императива будет звучать так: НАЗЫВАЙ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ.
Только обладание истинными знаниями или мерой формирует адекватное восприятие действительности. Только правильное мировоззрение ведет к правильному мышлению, правильному пониманию и передаче слов. Только сильное слово способно управлять людьми.В центре внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания механизмов, управляющих жизнью сознания. Проблемы познания при этом выходили на первый план. Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором, таков: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо. Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности отдельного индивида.

 

 


9. Объективный идеализм Платона. Философия Аристотеля.
Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – ученик. Основные труды Платона: «Мир», «Государство». При внешней бессистемности, взгляды Платона глубоко продуманы и включают 8 направлений:
Бытология – учение о быте;
Теология – учение о Боге;
Космология – учение о мире;
Космогония – учение о происхождении мира;;
Психология – учение о душе;
Гносеология – учение о познании;
Этика – учение о нравственности;
Социология – наука об обществе.
Платон был первым философом, который понял, что история философии – это история борьбы материализма и идеализма. Платон – основатель объективного идеализма. Он разработал учение о мире идей, его содержание. Здесь в нашем мире всё возникает на время, а исчезает навечно. Лишь «мир идей» - это вечный, подлинный мир. «Мир идей» - это занебесная область, которая занимает бесцветные, бесформенные, неосязательные сущности. Эти сущности являются прообразом материальных вещей, их источником.
О материи. Материя нужна, мир не может без неё обойтись, но она безжизненна. Лишь идея, сущность вдохнут жизнь в материю.
О познании. Познание – припоминание человеком того, что его душа знала до рождения.
Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – ученик Платона. Аристотель занимался многими направлениями философии и является создателем: этики, логики, биологии. Основной труд – «Метафизика»:
1. Аристотель разработал учение о сущем и сущности. Сущее – совокупность единичных предметов, а каждое единичное имеет свою сущность, которая постигается умом, а не чувством. Сущность – вечна, неизменна; - ключ к пониманию сущего.
2. Аристотель разработал учение о четырёх первоосновных и высших причинах. Любая вещь обладает всеми четырьмя причинами:
Материальная причина – то, из чего сделана вещь;
2) Формальная причина – что это есть?
3) Движущая причина – откуда начало движения;
4) Целевая причина – ради чего сделана вещь.

 


10. Эллинизм в древнегреческой философии (эпикуризм, стоицизм, скептицизм). Учение Эпикура.
Философия Аристотеля не завершает Древнегреческой философии. Она завершает самый содержательный период в истории этой философии. Период эллинизма до 5 в. до н.э. - это время интенсивного философского творчества. Однако в этот период в античной философии больше не выдвигается новых идей, а идет осмысление, уточнение, комментирование учений Аристотеля, Демокрита, Платона. В конце IV в. до н.э. в связи с утратой Афинами самостоятельности произошли глубокие изменения в духовной жизни общества. В философии усилился созерцательный характер, и возникли 3 главных течения:
Скептицизм (невозможность однозначных утверждений);
Эпикурейство (главной задачей ставила создать учение о поведении, приводящем к счастью);
Стоицизм (представители этого течения выше ставят благо государства и призывают быть бесстрашными перед ударами судьбы).
Самой крупной фигурой философии периода эллинизма является Эпикур (341-270 г. до н.э.). Сын афинянина, начал рано изучать философию, создал школу «Сад Эпикура», написал 37 книг, общее название которых «О природе».
Основные идеи: призывает к полному отказу от социальной активности. Он отмечает, что индивид первиче6н, а общественные связи зависят от отдельных лиц, их желаний. Общественный союз не высшая цель, а средства для личного благоденствия. Главной темой в работах является вопрос счастья человека. Он считает, что счастье это цель человеческой жизни и подчеркивает, что счастье он понимает как удовольствие и цель счастливой жизни: здоровое тело и безмятежность души. Эпикур считал, что, говоря о счастье человека, что нельзя, чтобы страх предстоящей смерти заглушил в человеке тягу к благополучию. Счастье это всегда удовольствие. Это отсутствие страдания. Эпикур дает классификацию удовольствию:
Удовольствие покоя;
Удовольствие движения;
Делит их на:
Естественные;
Вздорные (пустые);
Исходя из классификации, Эпикур делает вывод, что страдания души худшие по сравнению со страданиями тела. Тело страдает только из-за настоящего, а душа еще из-за прошлого и будущего. Отсюда удовольствие души более значительны.
Древнегреческая философия одна из самых ярких страниц в истории мировой мысли. В этот период был сформирован понятийный аппарат философии, преодолена мифологическая картина мира, зародились все типы мировоззрения.

 


11. Философия европейского средневековья. Учение Августина и Фомы Аквинского.
Философия средних веков занимает длительный отрезок истории Европы: от распада Римской Империи до эпохи Возрождения (V – XV вв. н. э.). В развитии средневековой философии принято выделять два крупных периода.
Раннее средневековье – Патристика или учение отцов церкви, которые заложили основы религиозной философии.
Зрелое средневековье (XI – XV вв.) – Схоластика, когда философия стала достоянием общественного сознания. В рамках Схоластики сформировались главные философские направления: номинализм и реализм.
По своему содержанию, философия средних веков – теецентризм. Т.е. Бог признаётся источником и основой всего существующего. Христианство не сразу стало безраздельно господствующей религией. Шла долгая борьба за его влияние. Христианство было естественным разумным стремлением людей найти утешение и надежду в условиях ломки традиционного образа жизни. Мир невозможно и человеку нечего не остаётся делать, как изменить самого себя.
Наиболее заметной и влиятельной личностью в период патристики был Августин Блаженный (354 – 430 гг.). Его работы: «Исповедь», «О величии души», «О граде Божьем». Четыре темы всех его работ:
О Боге. Бог – высшее бытие. В Боге прибывают вечные и неизменные идеи, которые определяют существующий в мире порядок. Познание Бога – смысл и содержание всей человеческой жизни. Бог – единственная причина возникновения каждой вещи и любого вещества. Бог не только сотворил этот мир, но и продолжает творить его дальше, совершенствуя в нём всё сущее. Субъективно, человек действует свободно, но всё, что он делает – делает через него Бог.
О познании мира. В познании мира вера выше разума. Разум призывает постигать вещи и явления мира, открытые человеку, а с помощью веры обнаруживается то, что невидимо, не очевидно.
О душе человека. Душа человека бессмертна и тем самым превосходит тело. Это требует от человека постоянной работы над своим внутренним миром. Грех – это бунт смертного тела против бессмертной души, и поэтому человек всегда нуждается в божественной поддержке. Зло - результат свободной воли человека. Зло приходит в мир, когда низшее претендует на роль высшего. Спасение человека через добрые дела, возвышение духа.

Тема общества. Социальное неравенство в обществе – результат грехопадения человечества. Вся история человечества – это борьба двух царств: «Божьего» и «Земного». «Божье» - это меньшая часть человечества, люди верующие и добропорядочные. «Земное» - себялюбцы, алчные, эгоистичные люди, отвергающие Бога. После «страшного суда» наступит тысячелетие «Царства Справедливости».
Зрелое средневековье отличалось тем, что если патристика систематизировало христианское учение, то схоластика стремилась сделать его популярным и доступным для населения. Задача философии заключалась в обосновании истинности и незыблемости христианских вероучений.
Философы этого времени располагали двумя проблемами:
Что важно в познании: вера или разум. Вера выше разума, если в познании возникают ошибки, то это ошибки разума. Однако многие считают, что лучше понимать, чем верить.
Занимались решением важного вопроса о природе понятий или универсалий.При ответе на это вопрос, философы разделялись на два течения:
Номиналисты (ближе к материалистам) считали, что универсалии – это всего лишь названия вещей, их имена.
Реалисты (ближе к идеалистам) – считали, что универсалии действительно существуют (Например, Бог, человек).
Крупнейшим представителем этого времени был Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.). Его работы: «Сумма теология», «Сумма против язычников». Основные темы его работ:
1. Основная его заслуга в том, что Аквинский разработал пять доказательств существования Бога:
а) Если брать движение, во всей его полноте, и не только как механическое движение, нельзя не прийти к перводвигателю т.е. Богу;
б) Если всё в мире имеет свою причину, то должна быть и первопричина т.е. Бог;
в) Бесчисленное множество возможностей и случайностей должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом.
г) Для изменения степеней совершенства (красоты, блага, истины) – всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило, т.е. Бог.
д) Всё в мире обладает какой-то степенью целесообразности, а значит должна существовать главная цель, т.е. Бог.
2. О познании. Истина всегда одна, но ведут к ней разные пути: вера и разум. Наука и религия отличаются по методу получения своих истин. Разум нередко ошибается, а органы чувств вводят нас в заблуждение. Вера – прочнее, достовернее, доступна каждому.
3. Вскоре о понятиях универсалий Ф. Аквинский выступит, как умеренный идеалист. Универсалии существуют трояким образом:
До вещей – в божественном разуме;В самих вещах – как их сущность;После вещей – в разуме человека.
4. О душе человека Ф. Аквинский считает, что человек – это единство тела и душ, но главное в человеке – душа. Душа разлита по телу и существует как некая внутренняя энергия. Душа – бессмертна.
Философия Ф. Аквинского – высшая точка в развитии средневековой схоластики. Она стала официальной доктриной католической церкви.
В итоге, философии средневековья решила философские проблемы:
Бог сотворил мир из нечего актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Подлинное бытие у Бога: он вечен, неизменен, независим. Бог недоступен для познания, но открывает себя человеку, через откровения в священных текстах Библии.
Природа не самостоятельна, Бог творит природу. Главное не познание природы, а познание Бога и человеческой души. Если изучать природу, только как пример мудрости Бога. О человеке. Человек – образ о подобие Бога. Человек – царь и владыка над всеми тварями. Но злоупотребил дарованной ему свободой и стал греховным. О душе. Душа постоянно выбирает между добром и злом. По своей природе, душа должна повиноваться Богу, а тело – душе. Но иногда низшее берёт верх и человек следует влечениям и страстям, что переходит в привычку и делает человека греховным существом.
Средневековая философия – это не застой и не регресс в истории развитии человечества, т.к. в рамках этой эпохи шло развитие и накопление знаний. Развивались такие области знания: логика, диалектика, эстетика. В это период возник острый интерес к проблемам истории.

 


12. Философские проблемы эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) – означает кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма. Особенности философии эпохи Возрождения:
Для философии эпохи Возрождения характерен переход от теоцентризма к рационализму. Т.е. к исследованию мира средствами научного познания.
Произошла ломка теологической картины мира. Наибольший вклад в развитие внесли Д. Бруно, Н. Коперник.
Важной характеристикой этой эпохи является антропоцентризм – тип философии, сутью которого является восприятие человека в качестве центра мира, венца эволюции природы. Выражением антропоцентризма является гуманизм – течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и сформировало понятие личность.
Основные философские проблемы в эпоху Возрождения решались иначе, чем в Средневековье:
1. Проблема человека. Человек рассматривается не как греховное существо, а как творец самого себя. Бог дал человеку свою волю и человек должен сам решать свою судьбу, определить своё место в мире. Высшим видом деятельности считалась не молитва, как в Средневековье, а созидание нового, творчества. Все заслуги приписывались самому человеку, а не организации, в которой он состоял.
Главным признаком великой личности считали оригинальность, непохожесть на других. Выше всего в эту эпоху ставилось своеобразие и уникальность каждого индивида. Почиталась одарённость людей (Рафаэль, Леонардо да Винчи).
2. Проблема природы. Природа трактуется пантеистически (всеобще). Бог является не природным существом.
3. О вселенной. Считалось, что центром вселенной является не неподвижная Земля, а Солнце. Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи. Вселенная неизмерима и безгранична, подобие бесконечности. Земля во вселенной исчезающе мала.
4. Возникало много социологических учений:
1. Учение Максвелла (Макиавеллизм). Благополучие и могущество государства – высший закон политики, и для достижения этой цели, признаются пригодными все цели.
Макиавеллизм – беззастенчивое и не разбирающееся в средствах достижения капиталистических целей.
2. Утопический социализм – течение общественной мысли, в котором воплотилась давняя мечта трудящихся о справедливом устройстве общества.

 


13. Философия раннего Нового времени. Философские взгляды Ф. Бэкона.
XVII век – это время крупных перемен в истории человечества; это время I-ой научной революции. Поэтому философия XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой (механикой, математикой, физикой). Важнейшим объектом исследования для философов стал анализ источников знаний человека и методов его получения.
Особенности философии XVII века:
1. В связи с разногласиями по вопросу объективных знаний человека в философии возникло 2 крупных течения:
Эйнелизм. Представители данного течения (Бэкон, Гоббс, Локк) считали, что важнейший источник знаний человека – это живой чувственный опыт и достоверность знаний, проверяемая в ходе эксперимента.
Рационализм. Представители данного течения (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что важнейший источник знаний человека – это деятельность человеческого разума.
2. В философии XVII века сформировался такой специфический тип философского мировоззрения, как механицизм. С позиции механицизма, и мир и человек рассматривались как сложные машины.
3. В XVII веке в философии сформировалась точка зрения делизма. С позиции делизма, Бог рассматривался как некий перводвигатель. Однако считалось, что после сотворения, мир развивался по собственным законам.
Символом философии раннего Нового времени стал английский мыслитель и государственный деятель Ф. Бэкон (1561 - 1626). Работы Ф. Бэкона:
«Новый Арсанон».
«Новая Атлантида».
«О принципах и началах».
Основные моменты работа Бэкона:
1. Ф. Бэкон много делал для обоснования научного знания. «Цель научного знания – это принесение пользы человеческому роду. Знание, не приносящее практических плодов – ненужная роскошь. Главное в знании – это его достоверность. Цель науки – познание скрытых сил всех вещей». Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание – это сила», т.к. он был убеждён в том, что знания и могущество человека совпадают.
2. Ф. Бэкон занимался анализом познавательной деятельности человека. Человеческий разум в состоянии познать бытие. Наука раскрывает действительное строение мира и закономерности природы; его истину восстановить сложно. Истина возможна, если человек освобождается в познании мира от влияния четырёх идолов или призраков:
Идол пещеры. Познать истину, человеку мешает то, что он смотрит на мир, как бы из своей пещеры и найти истину ему мешают собственные пристрастия, склонности, воспитание.
Идол театра. Найти истину человеку мешает вера в авторитеты.
Идол площади. Найти истину человеку мешает язык общения людей.
Идол рода. Он обусловлен самой природой человека и особенностью его органов чувств и разума.
3. Ф. Бэкон уделял большое внимание поиску правильного метода познания. Выбор метода – важнейшее условие обретения истинного знания. «Хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Бэкон обосновал индуктивный метод движения от частного к общему. Бэкон является родоначальником английского философского материализма и экспериментальной науки нового времени.

 

 


14. Философские учения Декарта и Д Локка
Заложенную Бэконом традицию научной методологии продолжил французский учёный, математик Декарт (1596 - 1650). Работы Декарта:
1. «Размышление о первой философии».
2. «Размышление о методе».
Основные моменты работ Декарта:
1. Декарт отстаивал принцип тесной взаимосвязи всех наук. «Вся организация подобна дереву, корни которого – метафизика (учение об общих началах бытия), ствол – физика, а ветви – все прочие науки, сводящиеся к трём основным: медицина, механика, этика».
2. Декарт уделял большое внимание правильному методу познания метода и разрабатывал дедуктивный метод (движение познания от общего к абстрактному). Дедуктивный метод основан на правилах:
Не принимать за истинное нечего такого, что ещё не связано с очевидностью. В познании важно избежать поспешности, заинтересованности и проявлять здоровый скепсис.
Важно мысленно делить всякий исследовательский вопрос на максимально простые элементы, и отталкиваясь от них идти к осмыслению всё более сложных вопросов.
Полученные в итоге идеи надо располагать в определённой последовательности от простого знания к более сложному, развёрнутому.
Накопленные научные сведения необходимо приводить в систему, чтобы получить полное знание о предмете. Критерием системы является очевидность. Самое очевидное в словах: «Мыслю, следовательно, существую, ибо нельзя полагать несуществующим то, что мыслит, пока оно мыслит». Сомнение Декарта расчищает дорогу новым знаниям.
3. Декарт известен, как основатель принципа дуализма. Этот принцип Декарт обосновал в учении о врождённых идеях. Суть: он учил, что все идеи человек приобретает тремя путями:
Часть идей человек получает извне, путём чувственных контактов с предметами.
Идеи образуются в уме, путём переработки идей первого рода.
Декарт считал наиболее важные понятия – это некий сет, всегда присутствующий в разуме: Бог, протяжённость, движение.
Джон Локк (1632 - 1704) – английский философ. Локк был основателем принципа буржуазности либерализма. Он считал, что неотчуждаемые права человека – это:
Право на жизнь;
Право на свободу;
Право на собственность. Частная собственность – это фундамент человеческого общества и первейшее условие свободы индивида.
1. Джон Локк большое внимание уделял проблемам человека и утверждал о четырёх важных качествах:
Рассудительность;
Честность;
Трудолюбие;
Великодушие.
2. Джон Локк ввёл понятие «гражданин мира» - носитель разума и справедливости, это человек, который находит хороших людей в любом народе, сословии, вере; ему чужда приверженность к «устному мирку». В свою очередь, антиподом «гражданину мира» является «частный человек». Это человек, который руководствуется в жизни только собственными интересами; себялюбив, своекорыстен, не общественный.
3. Джон Локк уделял внимание проблеме теории познания. Локк обосновал происхождение знаний из мира чувств. В момент своего рождения, душа человека – это как бы чистый лист бумаги, на котором нет знаков. Лист заполняется по мере накопления практической и познавательной деятельности

 

Философия эпохи Просвещения. Философские взгляды Вольтера и Руссо XVIII век в исторической философской мысли называют эпохой Просвещения. Родиной эпохи просвещения является Англия, но наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Вальтер, Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Особенности эпохи Просвещения: 1. Представители эпохи просвещения критиковали религию и церковь, считая их препятствием общественному прогрессу. 2. Философы эпохи Просвещения опирались на точные науки в познании мира. 3. Для эпохи Просвещения была характерна просветительская трактовка человека: если в Средневековье считалось, что человек изначально греховен, он источник зла, то «просветители» доказывали, что человек по своей природе добр, нет ничего дурного в его стремлении к самосохранению. Человек любит удовольствие, избегает страдания. Человек – природное существо, а всё природное – хорошо. Только искажение и ущемление цивилизации ведёт к злу и несправедливости. Представители эпохи Просвещения. Вольтер (1694 - 1778). Сочинения Вольтера:1. «Философские письма»;2. «Рассуждения о человеке». Вольтерьянство – символ свободомыслия и гражданской смелости. Главным объектом критического мышления Вольтера был религиозный фанатизм. Люди вовсе не должны находиться во власти невежественных предрассудков. Они вправе быть свободными. Человек – произведение природы, венец её эволюции. Инстинкт деятельности – это весьма совершенное и эффективное орудие для достижения человеком благополучия и счастья. Вольтер внёс большой вклад в философское осмысление истории общества. Автор термина «философия истории». Анализируя историю, Вальтер доказывал, что история общества представляет собой неумолимый процесс развития материального производства. Но история – это также и борьба мнений: «Мнения правят миром». Философские взгляды Ж. Ж. Руссо. Философия ч.1Одним из выдающихся представителей философии французского Просвещения был Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.), взгляды которого во многом расходились с позицией большинства французских просветителей. Главной идеей его учения была проблема социального неравенства и его преодоления. Уже в своем первом социально-философском сочинении он выступил против современной цивилизации как цивилизации неравенства, осуждая социальную культуру, оторванную от народа и освящавшую неравенство. Этой цивилизации он противопоставил простоту и невинность первобытных людей, живущих в согласии с природой и ведущих нравственный образ жизни.Возникновение неравенства было одновременно и прогрессом, и регрессом в жизни общества. Первой ступенью неравенства было появление прав собственности и деление общества на богатых и бедных. Второй ступенью было возникновение государства на основе общественного договора между богатыми и бедными, в результате чего возникла новая противоположность - между сильными и слабыми, между господствующими и подвластными.Третьей высшей ступенью неравенства стал переход от правомерной власти к власти деспотической, основанной на произволе, когда изначально выборные магистраты превратились в наследственные. На этой ступени все люди становились равными в том смысле, что перед деспотом каждый из них был никем. Исходя из этого, Руссо утверждал необходимость замены состояния общественного неравенства новым состоянием - общественного равенства. Политическим идеалом Руссо была прямая демократия, осуществляемая на основе общественного договора. Верховная власть в государстве должна принадлежать народу. Опору общественного порядка Руссо видел в частной собственности, основанной на личном труде. С ней он связывал возможность устранения деления общества на богатых и бедных.

 

\

16. Немецкая классическая философия. Философские взгляды И. Канта.
Немецкая классическая философия существовала в период с конца XVIII века до 70-х годов XIX века. Немецкая классическая философия является вершиной рационалистического мышления. Особенности немецкой классической философии:
Немецкая классическая философия явно ориентирована не на исследование природы, а на познание сферы духа в различных его проявлениях.
В немецкой классической философии обоснована философская идея развития. В ней наиболее систематично и последовательно изложена диалектика, как теория развития и метод философского мышления.
Благодаря немецкой классической философии, философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая свой метод и понитивный аппарат.
Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724 - 1804). Философская деятельность Канта делится на 2 периода:
1. «Докритический» период (до начала 1770-х годов). Кант решал проблемы бытия, природы, религии, этики.
В этот период главным вопросом для Канта были естественнонаучные вопросы. В 1755 году вышла его работа «Всеобщая естественная история и теория мира». В работе, Кант объясняет строение солнечной системы и высказывает гениальную гипотезу о том, что солнечная система возникла из огромного облака разреженных в пространстве частей материи.
Кант анализирует роль приливов и отливов в истории Земли и доказывает, что от этого зависит скорость суточного вращения Земли.
В биологии, Кант классифицирует животных по происхождению. В области религии Кант считает, что надо ограничить знания и дать место вере, т.к. именно вера в бессмертие души, свободу и Бога – это основание для того, чтобы человек стал нравственным существом.
2. «Критический» период (с 1770-х годов).
1) Выходит работа Канта «Критика чистого разума» (1781 год). В этот период Кант занимается изучением познавательной деятельности человека и совершает в этой области такой же переворот, как Коперник в астрономии. Впервые Кант предлагает рассматривать познавательную деятельность субъекта как основание, а предмет исследования – как следствие.
Свой метод Кант называет «критический», т.к. он считал, что надо подвергнуть критическому анализу наши познавательные способности. Познание – деятельность, протекающая по своим собственным законам и главный фактор познания – специфика особенности познающего субъекта.
2) Кант разработал собственное учение о познании мира – это учение «О вещах в себе и явлении вещи». Человек может познать только то, что сам сделал, а в целом мир – непознаваем. Кант делит окружающий нас мир на 2 части:
I – мир явления вещей – внешняя форма вещей (познаваемый мир);
II – мир «вещей в себе» - суть вещи, её смысл, идея (непознаваемый мир).
3) Анализируя познавательную деятельность человека, Кант выделяет 3 её основы:
а) Чувственность – способность к ощущениям;
б) Рассудок – способность к понятиям;
в) Разум – способность к умозаключениям, доходить до идей.

 

17. Диалектический метод Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха.
Гегель (1770 - 1831)– немецкий философ, профессор Берлинского университета. Его работы весьма глубоки. Основная работа Гегеля – «Феноменология духа» (1806 год). Гегель разработал собственное учение об абсолютной идее. С помощью этого учения, Гегель показал, как происходило развитие мира. Гегель показывает, показывает, что на первом этапе развития мира была некая идея. Эта идея обрастала всё более плотными понятиями, которые явились в будущем источником вещей и явлений. Когда идея достигла предела, она решает выразить себя в чём-либо конкретном. На втором этапе, на базе этих понятий, создаётся окружающий нас мир с его флорой и фауной. Однако абсолютная идея недовольна тем, что в этом мире нет существа наделённого сознанием, способного оценить величие и могущество абсолютной идеи. На третьем этапе идея создаёт человека.
Гегеля критикуют, т.к. он противоречил сам себе: «нет ничего в мире устойчивого, безусловного, святого. На всём и во всём лежит печать неизбежного падения. Не что не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения. Гегель в этом учении выступает, как объективный идеалист, т.к. идея находится вне человека.
Величайшая заслуга Гегеля в том, что разрабатывая категории или понятия философии, он на их базе сформировал 3 всеобщих диалектных закона, которые действуют везде:
I – закон единства и борьбы противоположности – указывает на источник, причину развития;
II – закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – указывает на механизм процесса развития;
III – закон отрицания отрицания – указывает на направление процессов развития.
Гегель показывает, что всякое развитие протекает по определённой схеме:
1 этап – утверждение или положение (тезис);
2 этап – отрицание этого тезиса (антитезис)
3 этап – отрицание отрицания (синтез).
Фейербах (1804 - 1872) – последний представитель немецкой классической философии. Основной труд Фейербаха – «Сущность христианства» (1841 год). Основные заслуги Фейербаха:
1. Укрепил позиции материализма тем, что ему в голову пришла мысль о том, что мышление – не сверхчеловеческая сущность – мыслит лишь человек с помощью мозга.
Себя Фейербах материалистом не считал, т.к. в то время существовало несколько направлений материализма.
2. Рассуждения о природе. Фейербах пишет, что природа – это единственная реальность, а человек – её высший продукт. Благодаря человеку, природа осуществляет себя, созерцает себя, мыслит о себе. Всё в природе возникло из неживого. Природа – вечна, бесконечна.
3. Рассуждения о религии. Религиозные чувства порождаются трудностями, страданиями. Человек верит в Бога, т.к. сам хочет стать совершенным.
4. Этические воззрения Фейербаха. Движущие силы развития общества – не мистически, а человеческие чувства и страсти.
О свободе. Человек свободен там и тогда, где и когда условия его жизни позволяют удовлетворять его естественные стремления к счастью. Фейербах считал, что средства ощущения гармоничного сообщества людей – это любовь, т.к. любящий человек не может быть счастлив в одиночку. Его счастье непрерывно связано со счастьем любимого человека. Любовь – решающая сила общественного прогресса.
Материализм Фейербаха - антропологический, т.к. в центре внимания его философии находится человек, как единство души и тела, а не отвлечённое понятие. Фейербах встал на защиту природно-биологического начала человека.

 

18. Ранний период в русской философии: истоки, особенности.
Русская философия представляет собой значительное явление духовной культуры человечества. Русская философия имеет почти тысячелетнюю историю и включает в себя большое разнообразие течений, школ, учений. Особенности развития в русской философской мысли:
1. Россия – огромный Восток-Запад. Она находится на перекрёстке мировых культурно-исторических процессов. Это определило возникновение течений: западничества и славянофильства.
2. Отмечается запоздалый исторический спад в развитии русской философии. Русская философская мысль зародилась в эпоху рассвета Киевской Руси на волне Христианизации страны (конец X века).
3. На развитие русской философской мысли активное влияние оказало православие, как решение, ориентированное на высокие общечеловеческие ценности: добро, милосердие, справедливость.
В истории русской философии принято выделять четыре основных периода:
Ранний период русской философии, её становление (XI - XVII вв.).
Философская мысль «русского Просвещения» (XVIII в).
Классический период в развитии русской философии (XIX в).
Советский период (XX в).

 

19. Философская мысль русского народа.
В IX – X вв. у славянских народов появляется своя письменность, а в XI - XII вв. в рукописных книгах начинает встречаться термин «философия» или любомудрие. Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Иллариона. В работе «Слово о законе и благодати» он отметил, что христианизация Руси – это завершающий этап распространения этой веры. Крещение Руси открыло путь к жизни вечной, истине и благодати. В работе «Молитва», он рассуждает о человеке. Человек – греховен, нестоек. Эти качества устремляют человека к «земному», порабощают его заботами житейскими. Для спасения человека, всегда требуется его обращение к Богу.
Владимир Мономах – древнерусский князь. В работе «Поучения» он изложил систему этических правил мирянина и призывал: «не забывать», «не гордиться», «не ругать», «чтить гостей своих», «не лениться». Основой всего поведения человека должен быть страх, ужас перед Божьим наказанием. Главная задача бытия человека в этом мире заключается в спасении души. Огромное значение имело учение С. Радонежского.
В XIV – XVII вв. появилась «политическая философия». Это время – укрепления Московского княжества, как центра единого Русского государства. В XVI в. псковский монах Филофей создал религиозное учение о Москве, как о «Третьем Риме». Суть данного учения состоит в следующем. «Старый Рим», бывший в своё время центром христианства, был завоёван варварами. «Новый Рим», с центром Константинополь, погиб от завоевания турок – это божье наказание им за отход от подлинной веры. «Третьему Риму» – Москве самой судьбой предназначено быть истинным продолжателем христианского учения. Москве суждено стоять вечно, а «Четвёртому Риму» - не бывать.
XVIII век стал заметной вехой в истории русской философии: шло быстрое развитие наук, ремёсел, активная реформаторская деятельность Петра Великого. В этот период Русь стала империей.
Большой вклад в идеологическое обоснование Петровских реформ, в развитие в стране знаний внесла «Учёная дружина» Петра I (Кантемир, Татищев, Посошков). Выдающуюся роль в развитии научного и философского мышления сыграл М.В. Ломоносов – заложил основы материалистической философии.
Важную роль в развитии русской философии сыграл Радищев. В своём произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он критиковал крепостное право и самодержавие в России. Порабощение человека является преступлением перед ним; угнетение человека человеком – противоречит его естественным правам. Во второй своей работе «О человеке, о его смертности и бессмертии» Радищев пишет, человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, тем самым человеческий род постоянно совершенствуется.

 

 


20. Классический период русской философии.
XIX век – это «золотой век» русской философии по богатству ярких имён, учений. Начало этого периода связано с творчеством Чаадаева. Он один из первых анализировал особенности литературного развития России и Западной Европы. Его философия дала толчок к расколу русской философии и в 30 - 40 гг. XIX века в русской философии возникло два течения: славянофилы и западники. В своих первых философских письмах, Чаадаев давал высокую оценку западной цивилизации за её высокий уровень развития и писал: «Россия заблудилась на Земле, осталась в стороне от общего движения в тупике истории». В других философских письмах, он стал критически относиться к западной цивилизации, указывал на её пороки: эгоцентризм, жизнь по расчёту; и указывал на достоинства русского человека: совестливость, солидарность, открытость и щедрость души. Он пишет о особой мессианской роли России, о призвании дать миру какой-либо важный урок и решить наиболее острые проблемы человечества. Философия Чаадаева вызвала появление славянофилов и западников.
Славянофилы – братья Аксаковы, Хомяков и др. Они выразители чувственно-эмоционального начала в русском рациональном сознании. Славянофилы критиковали западную цивилизацию за то, что там всё продаётся и всё покупается. Славянофилы подчёркивают, что православие – это духовная основа русской нации, а монархия – лучшая форма общественного устройства. Для славянофилов характерна идея соборности – это выражение коллективистского духа русских людей. Соборность – собирание всех сил общества ради общего дела.
Славянофильство основывается на трёх принципах:
Православие;
Самодержавие;
Народность
Славянофильство – это философия коллективизма.
Западники – Герцен, Белинский, Огарёв. Они являлись выразителями рационального начала в русском сознании. Западники активно выступали за «европеизацию страны», поддерживали реформы Петра I. Западники считали, что религия – тормоз общественного прогресса. Основная ценность в обществе – индивид, а государство должно защищать его права. Человек вправе обладать личной независимостью.
Западники приклонялись перед идеалом европейского человека, за его трудолюбие, за его пунктуальность, терпимость к инакомыслию. Западники любили Россию и желали ей процветания, но видели другие пути её развития.
Заметным явлением русской философии в 60 - 70 гг. XIX века было народничество, основанное на идеях крестьянского социализма. Три ветки:
Анархистская – во главе с Бакуниным. «Нужно идти в народ и звать его против государства».
Пропагандистская – во главе с Лавровым. «Главная движущая сила общества – это передовая интеллигенция или критически мыслящие личности и призыв к ним пропагандировать социалистические идеи».
Заговорческая – во главе с Грачёвым. «Сам народ не способен изменить ситуацию, т.к. он излишне терпелив. Революцию совершает революционное меньшинство».
Философская мысль конца XIX – начала XX веков включает в себя такое течение, как русский космизм (Циолковский, Умов, Фёдоров). Циолковский в своих работах высказал мысль о возможной населённости космоса живыми разумными существами, способными ассимилировать солнечную энергию напрямую. Циолковский призывал к активному освоению космического пространства. «Освоение космоса даст человеку гору хлеба и бездну могущества. Но человек в космосе столкнётся с враждебными природными силами, и его природа изменится».
Фёдоров в своей книге «Философия общего дела» пишет, что главный враг человека на Земле – это смерть, и людей следует делить не на богатых и бедных, а на живущих и умерших. Долг живущих перед умершими, которые дали нам всё, - объединить достижения всех наук (астрономии, медицины) и добиться имманентного воскрешения всех когда-либо живущих на Земле людей.
Идея Фёдорова. Он считал, что борьба за антологическую свободу (со смертью) объединяет людей на самом фундаментальном уровне, а не разъединяет их.


 


21. Русская религиозная философия XIX – XX вв. Философские взгляды В. Соловьёва и Н. Бердяева.
Русская религиозная философия XIX – XX вв. занимает особое место в истории русской духовности. Она развивалась в качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада. Заметными личностями в русской религиозной философии XIX – XX вв. были Бердяев, Соловьёв, Флоренский.
В. Соловьёв – центральная фигура русской философии. Работы В. Соловьёва:
«Оправдание добра»;
«Смысл любви»;
«Духовные основы жизни».
Темы работ В. Соловьёва:
Соловьёв развивал философию всеединства. Верил, что произойдёт слияние западной католической и восточной православной церквей. Всё лучшее из них объединят.
Соловьёв писал о высоком космическом призвании человека. Человек находится на стыке между Богом и природным миром. Соловьёв призывает человека быть существом нравственным, проявлять милосердие, уважение к предкам, отвечать перед своими детьми.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.018 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав