Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема 1: Литературный процесс как литературное явление и его основные проявления.

Читайте также:
  1. A)простые, синтетические, аналитические, основные
  2. B) Уголовно-процессуальным кодексом
  3. B. Основные приложения метода координат на плоскости.
  4. D) Қарым қатынас процессіндегі маңызды дене бөлігін
  5. D) Как вы понимаете роль финансов в воспроизводственном процессе?
  6. D) это педагогически адаптированный социальный опыт, который должны усвоить учащиеся в процессе обучения.
  7. E) в орган, ведущий уголовный процесс
  8. F) Всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в целях координирования целостного педагогического процесса
  9. I. Выявление.
  10. I. Основные богословские положения

Раздел 6. Из учения о литературном процессе.

 

Вопросы для обдумывания:

  1. Основные термины и понятия.
  2. Возможности систематизации ЛХП в рамках литературного процесса.
  3. Что и почему надо знать о литературном процессе учителю начальных классов.

 

Как обычно, начинаем рассмотрение темы с повторения сущностного значения основных понятий и терминов.

Общеизвестно, что процесс – это ход развития чего-либо, последовательная смена состояний в каком-то явлении. Пример процесса смены состояний и хода развития культуры русского стихосложения мы анализировали на прошлой лекции. И вы должны помнить, что этот процесс за истекшие века отражен, например, в стиховедении, так: силлабический стих, введенный в книжную поэзию Симеоном Полоцким, был типичен для русского стихосложения в 17-нач.18 в.в.; затем – в 1 половине 18 в. наступила эпоха стиха тонического, обогащенного рифмой (см. творчество А. Кантемира); реформа стихосложения В.Г. Тредиаковского – М.В. Ломоносова (середина 18 в.) закрепила в русском стихосложении совершенно новый, собственно русский тип стиха – стих силлабо-тонический, который достиг максимального расцвета у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, хотя оба эти поэта изумительно пользовались в своем творчестве всей стиховой палитрой, известной в мировой практике стихосложения, даже особой разновидностью верлибра, считающегося новой формой стиха 20 века; а 20 век, где силлабо-тоника по-прежнему в центре внимания, вновь вызвал интерес поэтов к стиху тоническому, конечно несколько измененному (акцентный стих у В.В. Маяковского, дольник – у А. Блока), и к нерифмованной тонике (так называемому свободномустиху, получившему особое признание за рубежом). Вот эта смена типов стихосложения, постоянное обогащение тех типов, которые устоялись, обрели жизнь, и «уход в историю», в данном случае, чистого силлабического стихосложения, и есть смена состояний, составляющая часть литературного процесса, который изучается и теорией, и историей литературоведения.

Термин учение, как вы должны помнить, означает совокупность теоретических положений, в какой-либо области знаний, систему взглядов на что-либо. Следовательно, учение о литературном процессе – это совокупность теоретических положений, зафиксированных в литературоведении, о том, как развивалась и развивается ХЛ, и система взглядов отдельных литературоведов, разъясняющих, как и почему так происходило развитие ЛЯ и смена состояний ХЛ во всемирной, или национальной, или региональной литературах, или в творчестве каких-то групп писателей, или в индивидуальном творчестве отдельных писателей, чем-то выделяющихся, выдающихся.

Чтобы осознать последнее утверждение с теоретических позиций, вам достаточно обратиться к личному опыту. Вы только что читали произведения А.С. Пушкина, анализировали его творческий путь. И вы знаете, что творчество этого величайшего гения русской литературы охватывает период с 1811 по 1836 год. Всего 25 лет! Вы также помните, что А.С. Пушкин начал свои литературные «опыты» с подражания французской поэзии, затем проявил себя как ученик Державина (это классицизм), прошел стадию романтизма и, наконец, создал стиль и форму реализма, осуществив тем самым самую грандиозную реформу в языке ХЛ, т.е. в ее содержании и форме.

Задание: Задумайтесь, решите и запишите в тетрадь для практических работ, какие произведения А.С. Пушкина вы назовете, чтобы проиллюстрировать ход развития и последовательную смену состояний ЛХП, вышедших из-под его пера. Результаты своих размышлений аргументируйте ссылками на работы литературоведов, обсудите в группе. Ваше учебное исследование на эту тему, оформленное по всем правилам, может быть отчетным на зачете.

Итак, литературный процесс – это последовательная смена ЛЯ, т.е того, что закреплено и выражено в формах художественного слова – у писателя, у народа, и стало значимым фактом в мировой литературе. А сам литературный процесс – это ЛЯ? Да, разумеется, т.к. он закреплен и выражен в художественном слове, в творчестве писателей, - во всех странах мира и на разных языках. Цель литературоведения, его теории и истории – выявить закономерности, т.е. связи – условные или безусловные (аксиоматические), которые можно обнаружить в процессе развития ХЛ, во-первых, между составляющими ее ЛЯ и объяснить их взаимодействие, а во-вторых, во взаимодействии и противодействии компонентов в системе: «Жизнь-писатель-книга (ЛХП)-читатель-жизнь» (об этом в лекциях уже упоминалось).

К сказанному следует добавить, что, хотя сама ХЛ возникла очень давно и изучается, по принятым в науке данным, со времен Аристотеля, термин литературный процесс появился лишь в 20 в. – в 20-30 г.г., а в обиход вошел в 60-е годы 20 века, т.е. совсем недавно. Именно в это время у ученых-литературоведов назрела насущная необходимость в ёмкой формулировке охватывающей собою всю живую литературную жизнь, поскольку у исследователей накопились теоретические знания о том, как литература изменилась за истекшие века, как продолжает развиваться в наши дни, какие тенденции просматриваются в этом процессе, как и почему они сменяют друг друга.

Наш курс не рассчитан на детальное изучение всех закономерностей, зафиксированных сейчас теорией литературы. Да это и в принципе невозможно для студентов ФНК, потому что для понимания многих закономерностей (и даже немногих, важнейших, но в деталях) нужно знание ЛХП, созданных за это время и описанных литературоведами к настоящему моменту, – ЛХП всех последних эпох и не только в России. А на ФНК – как основа профессии учителя начальных классов – изучается главным образом ДЛ, да и то – не углубленно, не досконально. Поэтому, говоря о закономерностях лит.процесса, мы рассмотрим только те из них, о которых не знать вам нельзя, потому что без этого вы оказываетесь безоружными, некомпетентными, как при оценке учебного материала, предлагаемого вам кем-то к урокам обучения детей чтению, так и при его анализе.

Чтобы усвоить одну из таких закономерностей вам прежде всего надо постараться представить себе тот безграничный океан ЛХП, в котором литературный процесс уже материализован. И если собрания сочинений одного поэта, обращенные к рядовому читателю, составляют от 20 до 10 томов (вспомните, как вас ошеломило задание познакомиться с творчеством А.С. Пушкина, просмотрев такое количество его книг), то что можно сказать о количестве ЛХП в ХЛ, представляющей народ, стран, мир?! Однако, чтобы изучать литературный процесс – ход развития литературы и смену ее состояний – да и просто для общей ориентировки в мировой литературе – «объять необъятное» - необходимо. Другими словами, надо все существующие «от века» до настоящего времени ЛХП как-то систематизировать. И вы уже знаете, как эта задача в науке о ХЛ решена: всем известно, что универсальной систематизацией ХЛ явилось идущее от Аристотеля разделение поэзии на роды, виды, жанры. А развитие этой систематизации проявилось в том, что с течением времени прямое соответствие между родовым содержанием и родовой формой в живых ЛХП постепенно нарушалось, и в 19 веке одно произведение легко сочетало в себе подчас элементы и эпоса, и лирики, и драмы, оставаясь при этом все-таки по сути своей ЛЯ определенного рода (вспомните наблюдения В.Г. Белинского). С 20 века постепенная эволюция в мировой литературе (и в русской в том числе) привела к появлению синтетических родо-видовых образований: произведений лиро-эпических, лирической драмы, драмы для чтения и т.п. Соответственно «периоды родовой и жанровой чистоты, наблюдавшееся в классической античной поэзии и в России в эпоху классицизма (17-18 в.в.), сменились периодом, который проф. О.И. Федотов называет периодом «интерродовых образований» (см.его учебник, ч.2-ая, с.148). А проф. Л.В. Тодоров, исследующий лирику, обращает внимание на то, что многочисленные формы лирики, которые берут начало в античной поэзии (дифирамбы, Альбы, ямбы, пастореллы, триолеты, сонеты и т.п.), уже в 19 в. в связи с развитием общественного ее (лирики – Н.С.) содержания (что является общей закономерностью отражения жизни в ХЛ) стали сдерживать развитие жанра и потому теперь виды лирики устанавливаются чаще всего в зависимости от конкретного содержания, выраженного в них душевного движения. Это приводит, - по мнению данного исследователя, - к тематическому подразделению лирики. Таковы политическая, пейзажная, философская, любовная лирика, лирика дружбы и т.д.» (см. Л. Тодоров. Жизнь стиха: как читать и понимать стихи. М: Мегатрон, 1999, с. 17-18).

И это все, разумеется, только отдельные примеры смены состояний и хода развития ХЛ, т.е. литературного процесса, как ЛЯ, отражающего как эти смены состояний, так и ход развития самих человеческих чувств, мыслей, оценок, заблуждений и надежд, порожденных и временем, и местом, и условиями, которые не могут не передаваться художником слова при создании ЛХП.

Задание: Еще раз обратитесь к художественным произведениям А.С. Пушкина, к творчеству А.П. Гайдара, К.Г. Паустовского, С.Я. Маршака и постарайтесь несколькими примерами, найденными самостоятельно, подтвердить тезис В.Г. Белинского, точнее – его общий вывод о развитии учения о разделении поэзии на роды и виды, а именно: «…хотя все эти три рода существуют отдельно… однако ж, проявляясь в поэзии, они не всегда отличаются один от другого резко определенными границами. Напротив, они часто являются смешанными…» (В.Г. Белинский, с.231).

А мы перейдем к вопросу о том, в чем еще и как проявляется смена состояний и ход развития литературного процесса. Сейчас речь пойдет о зафиксированных в нем литературных направлениях, течениях и школах, т.е. о таких художественных объединениях, сообществах, группировках, члены которых исповедуют единые или близкие принципы эстетического освоения действительности, а потому изображают «правду жизни», т.е. создают свои ЛХП, свой художественный вымысел в свете принятого ими эстетического идеала. И вы, как читатели-профессионалы, отвечающие за отбор ЛХП, которые будут давать вашим ученикам нравственно-эстетические «уроки», не имеете права не учитывать данного обстоятельства хотя бы в самом общем виде.

Начнем с того, как, с каких общих позиций писатель, изучая жизнь, может ее изобразить в ЛХП. Оказывается, общих типов худ. мышления совсем немного, а точнее говоря, всегодва. Это выявили уже древнегреческие исследователи. Уже в 5 в. до н.э., сопоставляя свое творчество с творчеством Еврипида, Софокл писал: «Он (Еврипид) изображает людей такими, каковы они есть на самом деле, а я такими, какими они должны быть».

Все последующие литераторы практически повторяли данное утверждение «своими словами». Поэтому мы имеем право принять положение как исходное для систематизации ЛХП, составляющих литературный процесс, по признаку того, как, изучив жизнь, можно ее отразить: ее можно либо воссоздать в художественном вымысле, либо с помощью этого вымысла преобразить. Именно это и подчеркнул В.Г. Белинский, сказав так: «Поэзию можно разделить на два, так сказать, отдела – на идеальную и реальную (В.Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя», с.53-). Вот эти два типа поэтического отражения действительности и лежат в основе творческих художественных методов, по которым различаются литературные направления. Метод художественного воссоздания жизни принято называть реалистическим; метод перевоссоздания –.

Обратите внимание!

Речь пока идет только о методе изображения жизни писателем, т.е. о пути, который предлагает писатель своему читателю для вхождения его – читателя – в мир художественного вымысла, уже предопределенного, заданного типом худ. сознания (или осознания изображаемой жизни) автором ЛХП: идеальным (романтическим) или реальным (реалистическим). В 19 в. в России первое романтическое направление – это В.А. Жуковский (в расцвете творчества), второе реалистическое – поздний А.С. Пушкин.

Можно ли ставить вопрос о том, что лучше, что хуже? Конечно, нельзя. Каждое хорошее ЛХП – дитя своего времени. Вот почему учителю чтения непременно следует связывать понимание ЛХП и с временем создания, и с типом художественного мышления создателя ЛХП. Однако надо помнить и о том, что как идеальное, так и реальное изображение в ЛХП человека и жизни – это явление не односторонние, а двусторонние. И в идеальном и в реальном методах изображения обязательно скрыты как позитив, так и негатив. Романтизм – как метод, определяющий оптимистический взгляд на окружающий мир, - безусловно позитивен, но как способ, уводящий от жизни в благодушие и бесплодное мечтательство – особенно для читателя-ребенка - крайне вреден. Реализм же как метод правдивого изображения жизни с позиций ясного и трезвого понимания пути ее развития и возможных изменений – это безусловный для читателя плюс, но как голый натурализм, выдвигающий на передний план для всеобщего обозрения откровенный отказ от желаемой перспективы как утверждение приоритета не просто грубой будничной реальности, над мечтой физиологической стороны человеческой жизни над жизнью духовной, - это, конечно же, явный минус, лишающий ХЛ возможности выполнять ее ведущие функции.

Понятно, что данное выше описание 2-х путей изображения художником слова своих взглядов на человека и окружающий его мир – это не анализ художественных методов в их развитии, а лишь схемы методов. Реальное наполнение и развитие и тот и другой методы получают в конкретных ЛХП, где они воплощаются в художественный вымысел и наполняющие его образы. Но нам и такие схемы полезны, так как помогают сгруппировать и ЛХП, и их творцов в литературные направления, сходные по типу избранного писателем метода художественного творчества и, следовательно, по типу художественного мышления.

Свое начало и оформление – в частности в России, литературные направления получили в общей, а не в детской литературе. Вам эти направления известны из курса теории литературы для средней школы: это классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. Повторим их.

Напомним, что названные направления различаются по трем основным параметрам:

- по исследуемому писателем жизненному материалу;

- по способу изображения жизни и человека;

- по тенденции в оценке того и другого.

В качестве примера для осознания сказанного проще всего сопоставить два ярко выраженных по контрасту направления: классицизм и реализм.

По исследуемому жизненному материалу они противоположны. В первом случае (классицизм) – материалом служат античные сюжеты, мифология; во втором (реализм) – явления подлинной жизни во всей ее временной и национальной самобытности.

Способы изображения избранного писателем «куска жизни» тоже полярны. Для литераторов, исповедующих классицизм, - это подражание античным образцам: строгость соблюдения прежде всего формы ЛХП и ее искусственность; качественная противопоставленность героев-персонажей (либо положительные, либо отрицательные); язык ЛХП определен «штилем» формы: высокий (трагедия, эпопея, ода, героическая поэма), средний (идиллия, пастораль, эпистола и т.д.), низкий (комедия, басня, сатира). Для исследователей реализма как литературного направления – это «правда жизни», т.е. естественность и достоверность изображаемого – «воссоздание» жизни в «формах самой жизни», - и содержательно, и по роду и жанру ЛХП, и по художественной речи.

Тенденции в оценке изображаемого автора и первого и второго направлений тоже весьма различны: для классицизма – это культ разума – принцип рационализма и «подражания природе», идеализация, исключительности героев, утопизм; для реализма «все наоборот», т.е. типизация образов, изображение человека во взаимодействии со средой, правдивое отражение социально-бытового фона времени, историческая точка зрения на жизнь и стремление выявить глубинные закономерности ее развития.

При этом надо иметь в виду, что реализм (как любое литературное направление) за два века своего существования в процессе литературного развития не раз видоизменялся, и в истории только «российского» реализма литературоведы выделяют целый ряд литературных течений: синкретический реализм 1-ой половины 91 в. (А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов), критический реализм 2-ой половины XIX века (от М.Ю. Лермонтова до А.П. Чехова и Л.Н. Толстого), социалистический реализм с 20-30 г.г. XX века и т.д.

И снова это лишь общая схема смены литературных направлений и течений, которые в действительной и естественной истории существования лит.процесса находятся в постоянных контактах, существуют параллельно и, конечно же, реализуясь во взаимном влиянии, оформляются в виде разнообразных смешанных литературных «потоков». И если прежде, в XX веке в СССР для работы с детской литературой данное обстоятельство не играло особой роли, т.к. вся детская литература СССР создавалась в рамках социалистического реализма (хотя и тогда были исключения!), то ныне – в XXI веке – все выглядит по-другому: выверенное с точки зрения нравственно-эстетического идеала книжное окружение, доступное детям 6-9 лет, превратилось в «книжный рынок», где львиную долю книжного пространства заняла литература переводная. Концепция социалистического гуманизма, революционной романтики, пафос перестройки мира и вера в победу добра уступили место «черному юмору», «страшилкам», примитивизму, упованию на чародеев и виртуальный мир. Для неустойчивой, формирующейся психики младшего школьника такая смена оказалась абсолютно неприемлемой (см. хотя бы статью П.Б. Кочетовой «А что им читать?» ж. «Начальная школа», 2005, №2, с.39-45, Приглашение к дискуссии).

Вот почему в наши дни учителю начальных классов необходимо вспомнить и профессионально осмыслить особенность лит.процесса конца 20 – начла 21 в.в., ибо, не будучи своевременно сориентированным в последствиях связи ЛХП («российского» или переводного) с определенным литературным направлением и течением, он не сможет активно противостоять разнообразному злу, изливающемуся на начинающего читателя со страниц адресованных ему современных изданий, которому ребенок 6-9- лет сам пока противиться не может.

Задание. По любым доступным вам источникам (хотя мы рекомендуем гл. 5 из учебного пособия «Теория литературы» Э.Я. Фесенко: М. – УРСС, 2005 г. Или – попроще – «Литература в схемах и таблицах: Теория. История. Словари» М. Мещеряковой. Серия «Домашний репетитор» - лучше – изд.3-е, М. – 2002) повторите знания из истории литературы о сущности каждого современного литературного направления и отразите результаты самостоятельной работы в тетрадях для практических занятий. Особое внимание уделите таким ЛЯ как символизм, экспрессизм, неореализм, модернизм, постмодернизм, и даже постпостмодернизм, постреализм. А для того, чтобы этот материал был всегда у вас под рукой и вошел в вашу профессиональную «копилку», знания об изменениях в литературном процессе конца XX – начала XXI в.в. вы можете оформить в виде таблицы, например так:

Название литературных направлений Признаки художественного изображения  
  материал способ Общая оценка
1. Классицизм Мифология, античные сюжеты Подражание античным образцам; схематизм; заданность форм и языка «стилем» - высокий, средний, низкий. Принцип рационализма – «культ разума»: полезность и идеализация героев; утопизм
2.сентиментализм И т.д.    

 

Примечание: Если к тому же вам удастся проиллюстрировать отраженные вами направления и течения (хотя бы частично) примерами не из общей литературы, а ссылаясь на ЛХП из круга детского чтения, ваша письменная работа может стать зачетной.

Завершая изложение этой темы, нам хотелось бы обратить ваше внимание еще на 2 обстоятельства:

1. На проявляющуюся в лит. процессе зависимость специфики литературного творчества от характерных тенденций времени создания ЛХП. Замечено, что в период подъема, расцвета общественного сознания и жизни в ХЛ преобладает романтизм и публицистичность, а в период упадка – бытописательство, натурализм и уход от жизни в пессимизм и виртуальность.

2. На фоне литературных направлений и течений как в общей, так и в детской литературе легко обнаруживаются так называемые литературные школы.

Литературная школа – это добровольное объединение писателей вокруг авторитетных лидеров, исповедующих вслед за своими «учителями» единые совместно выработанные установки художественного творчества.

В отечественной ДЛ такими объединениями являлись по крайней мере две лит.школы: В.В. Бианки – Э.Шим, Г. Снегирев, Н. Павлова, Н. Сладков (см. БМШ, «Встреча с писателем»: В.В. Бианки, М., Приложение к «Начальной школе», №6, 1998) и С.Я. Маршак – В.Берестов, Р. Сеф и др.

Задание: Обдумайте этот вопрос. Изучив материалы, представленные в указанном выше издании о лит.школе В.В. Бианки, соберите «лит.досье» школы С.Я. Маршака.

Эта работа тоже может быть зачетной.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 40164 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав