|
Материал к тестам по социологии 2.
Вопросы на имена классиков.
Классический период.
О.КОНТ.
- основатель социологии как науки;
- ввел в науку само слово «социология»;
- основатель позитивизма как научного направления;
Сущность позитивизма по Конту в том,
что общественная наука отказывается
от мифов и легенд, а основывается на фактах,
опыте, эксперименте, анализе и сравнении,
использует методы и средства, характерные
для точных наук.
- теоретико-методологическую позицию Конта в социологии назы- вают позитивизмом (по названию научного направления);
- сформулировал Основной закон интеллектуальной эволюции человечества как Закон трех стадий развития интеллекта (общественного сознания);
- три стадии интеллектуальной эволюции человечества:
- теологическая (общественные явления объясняются с позиции религиозного мировоззрения);
- метафизическая (общественные и другие явления объясняются с позиции философского знания);
- позитивная (научная) – общество изучается специально созданной для этих целей наукой – социологией.
- теологическая стадия в свою очередь подразделяется на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм;
- сформулировал Закон двойной эволюции, интеллектуальной и социальной одновременно, при определяющей роли эволюции интеллектуальной;
- сформулировал Закон иерархии наук, выстроив их по степени возрастания сложности: Математика – Астрономия – Физика – Химия – Биология – Социология.
- все социологическое знание делил на два вида: социальную статику, изучающую социальные структуры и устойчивые факторы и социальную динамику, исследующей механизмы развития и изменчивые факторы;
- «гармонизация» - основное условие стабильности общества;
Г.СПЕНСЕР.
- основатель Органической школы в социологии;
- сущность школы в необходимости проведения в социальном познании прямой аналогии между организмом биологическим и социальным;
- теоретико- методологическую позицию Спенсера в социологии называю органицизмом (по названию школы);
- один из основателей теории эволюции, наряду с Контом и Дарвиным;
- социальная эволюция по С. – это процесс усложнения и совершенствования деятельсти социальных институтов. Прежде всего политических;
- основные моменты эволюции по С.:
интеграция (переход от простого к сложному);
дифференциация (переход от однородного к разнородному);
возрастание порядка (переход от неопределенного к более определенному);
Э.ДЮРКГЕЙМ.
- основатель Собственно социологической школы;
- девиз школы: «социальное следует объяснять социальным»;
- поставил цель разработать собственную методологию социального познания, исходя из того, что общество есть особая реальность, не сводимая ни к каким другим реальностям (ни к физической, химической, биологической и т.д.);
- ввел в научный оборот понятие «социального факта» как политической, религиозной или нравственной идеи, нормы, ценности, вырабатываемой коллективным сознанием и оказывающим на каждого отдельного индивида принудительное воздействие;
- социологию считал наукой о социальных фактах;
- трактовал «коллективное сознание» как важный признак социальности;
- исследовал явления нормы и патологии (девиантного, отклоняющегося поведения);
- ввел в научный оборот понятие «аномия» как форму расстройства социально организма, его безнормность;
- социальные конфликты рассматривал как патологические явления;
- в качестве важнейшей научной проблемы исследовал проблему общественной солидарности, выделив два ее вида:
- механическая солидарность как форма социальной общности, основанная на метафизическом (механическом)
понимании единства как похожести, подобия, однообразия; это –
неразвитая форма единства, характерная для архаичных социальных систем и тоталитарных режимов; личность в данной системе поглощена обществом; преобладающим типом права является право репрессивное с уголовной формой ответственности;
- органическая солидарность как форма социального единства, основанная на диалектическом понимании единства, согласно которого подлинное единство может быть лишь в различии; это – развитая форма единства, характерная для современных социальных систем; личность в данной системе не поглощена обществом, она получает простор для развития своей творческой индивидуальности; преобладающим типом права является право реститутивное с административной формой ответственности (гражданское право);
- решающим фактором, обеспечивающим развитие общества по пути достижения органической солидарности является по Д. – общественное разделение труда.
- теоретико- методологическую позицию Д. в социологии называю социологизмом (по названию созданной им школы).
М.ВЕБЕР.
- социологические воззрения изложил в теории рациональности;
- «социальное действие» - ключевое понятие его социологии;
- определял социологию как науку о социальном действии;
- «социальным» по В. Является не любое действие, а то, которое является:
- рациональным (осмысленным, понятым); -
- направленным на других людей, на их ожидания и ответные действия;
- социология по В. Должна быть «понимающей»;
- концепция «идеального типа» - важнейшая составляющая его теории социального действия;
- «идеальный тип» - это интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции;
- различает четыре типа социального действия по характеру мотивов вызывающих их:
- целерациональное (мотивировано научным знганием);
- ценностно-рациональное( мотивировано ценностями мировоззрения);
- аффективное (неосознанное, импульсивное действие);
- традиционное (действе через привычку, традицию, культуру);
- рассматривает проблему ценности как установку той или иной эпохи, как свойственное эпохе направление интереса (парадигмы);
- на основе приложения понятия «Социальное действие» к политической сфере рассматривает три типа легитимного (признанного) господства:
- легальный (все подчиняются закону);
- традиционный (все обусловлено привычками и нравами);
- харизматический (основанный на экстроординарных способностях личности руководителя);
- является одним из теоретиков бюрократии как высшем (рациональном) типе организации и управления.
К.МАРКС.
- сущность социологических воззрений выражена в его концепции «Материалистического понимания истории»;
- материалистическое понимание истории - это такой взгляд на ход мировой истории, согласно которого конечной причиной всех общественных изменений и преобразований является материальное производство, производство всей общественной жизни (экономика эпохи);
- мировоззрение М. – материализм;
- общественные отношения делил на материальные и идеологические;
- «общественно-экономическая формация» - ключевое понятие социологии;
- к анализу хода мировой истории применяет формационный подход, согласно которого вся история развития общества есть процесс восхождения т одной ОЭФ к другой, более развитой;
- общественный прогресс – это процесс последовательной смены формаций: Первобытной, Рабовладельческой, Феодальной, Капиталистической, Коммунистической;
- открыл Закон прибавочной стоимости как основной закон капиталистического товарного производства;
- открыл Основной закон общественного развития как Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил;
- раскрыл проблему отчуждения труда при капитализме, понимая отчуждение как процесс превращения продуктов человеческой деятельности в нечто независимое от людей и господствующее над ними;
- формула мировоззрения М. – «Общественное бытие определяет общественное сознание» - противоположная формуле мировоззрения О.Конта.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |