Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные направления философии Древнего Китая: даосизм и конфуцианство.

Читайте также:
  1. A)простые, синтетические, аналитические, основные
  2. B. Основные приложения метода координат на плоскости.
  3. I. Основные богословские положения
  4. I. Основные положения
  5. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  6. I. Основные формы исследования ППО
  7. I. Основные характеристики финансовых активов
  8. II. Задачи и направления деятельности методического объединения
  9. II. Основные направления безотходной и малоотходной технологии
  10. II. Основные положения по организации практики

Одним из господствующих направлений в китайской философии является даосизм [возник во второй половине 1-го тыс. до н. э., основателем считается Лао-Цзы]. Центральное понятие даосизма – Дао – невидимый, вездесущий, естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им. В учении о Дао обнаруживаются элементы первоначальной диалектики: Дао – пусто и одновременно неисчерпаемо; оно бездействует, но тем самым делает всё; оно покоится и одновременно движется; оно само для себя начало, но у него нет ни начала, ни конца и т. д. [Сравните с современными представлениями о физическом вакууме. – Автор.]. Познание Дао тождественно познанию всеобщего, внутреннего закона саморазвития природы и её самоорганизации. Помимо этого познание Дао предполагает и умение соответствовать этому закону.

Человеку в даосизме приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от Дао. Поэтому оно истинное и естественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждениями. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную.

Таким образом, этический идеал в даосизме – человек, обладающий Дао и высшим дэ (т. е. добродетелью, способностью находить и удерживать меру) – совершенномудрый (шэнжень). Его отношение к миру определяется принципом недеяния (у вэй). Он следует естественному закону Дао и совершенствует его внутри себя – в своей душе.

Основателем другого важнейшего направления в китайской философии – конфуцианства – был Конфуций (551 – 479 до н. э.). Его мало интересовали проблемы материального мира и космогонии. Дао для Конфуция – это моральный закон, этический принцип, путь поведения, долга. В центре учения Конфуция – проблемы сосуществования человека и общества. Поскольку сам человек рассматривался Конфуцием как функциональный элемент общества, постольку следовало разработать надлежащие правила поведения (ритуал) и следовать этим правилам. Каждый человек должен находиться на своём месте (исполнять свои функции). Конфуций не только отождествлял общество и государство, но и настаивал на том, что государство – это большая семья, в которой интересы коллектива выше интересов личности.

Конфуций разработал модель совершенного человека («благородного мужа»), который для простых смертных, «низших людей» должен выступать этическим идеалом. «Благородный муж» обладает пятью достоинствами (совершенными качествами): гуманностью (жэнь), справедливостью и долгом (и), знанием правильного ритуала (ли), мудростью (чжи), почтительностью (сяо). Общая формула нравственного поведения: «Чего не желаешь себе, то не делай и другим»).

«Благородный муж» – не только этический, но и политический идеал. Совершенный правитель, представитель политической элиты, должен владеть пятью качествами. В этом, по мнению Конфуция, секрет управления государством. Государь своим примером учит подданных должному поведению. «Зачем, управляя государством, – спрашивает китайский мудрец,– убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым».




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 121 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> | 3 | 4 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав