Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Схоластика (Ф. Аквинский).

Читайте также:
  1. Етап - схоластика.
  2. Основные проблемы средневековой философии. Схоластика.
  3. Патристика және схоластика-қандай философияның негізгі этаптары болып табылады?
  4. Патристика: АвгустинБлаженный. Схоластика: Фома
  5. Поздняя схоластика
  6. Политические идеи Средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский).
  7. Религиозное понимание права. Божественный закон (Ф.Аквинский).
  8. Своеобразие средневековой философии. Патристика и схоластика. Учение Аврелия Августина
  9. Схоластика

Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

Крупнейшим представителем средневековой схоластики является Фома Аквинский (1225/26 – 1274).

Ф. Аквинский, старший сын графа Неаполитанского королевства, монах доминиканского ордена, преподавал теологию в европейских университетах. Основные работы – «Сумма теологии» и «Сумма философии».

Ф. Аквинский попытался систематизировать и обосновать христианскую догматику с помощью формальной логики Аристотеля.

Вера важнее разума, рассуждает философ, т. к.

а) в окружающем нас мире происходят вещи, которые нельзя объяснить; их причиной является Бог (например: «воскрешения» из мёртвых, чудесные исцеления и проч.),

б) вера дана каждому человеку, а рассуждать может далеко не каждый; к тому же самостоятельные рассуждения могут и отвратить человека от Бога.

Наука (философия) изучает то, что доступно разуму. Теология же «изучает» «сверхразумные истины», доступные только Богу (напр., догмат о троичности). Поэтому философия должна служить теологии.

Опираясь на учение Аристотеля, Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистую форму», «чистую актуальность».

Бог трансцендентен по отношению к тварному миру. Его существование Ф. Аквинский доказывает рационалистически:

1. Доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, которое и есть Бог);

2. Доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины – Бога);

3. Доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, чтобы они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их);

4. Доказательство от совершенства (всё существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует);

5. Доказательство от целесообразности (всё в мире упорядоченно, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «теоцентризм», «теология», «креационизм»?

2. Существует ли связь между античностью и философией Средних веков?

3. В чём заключается проблема сущности и существования?

4. Что такое «реализм? Что такое «номинализм»?

5. Какие представления о человеке сложились в рамках средневековой христианской традиции?

6. Что такое «патристика», «схоластика»?

7. Какие доказательства бытия Бога приводит Ф. Аквинский?

 




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав