Читайте также:
|
|
План подготовки к семинару
1. Черты жанра антиутопии. Традиция и новаторство.
2. Каковы причины его появления и особой популярности в XX в.?
3. Место романа «О, дивный новый мир» в творчестве О. Хаксли:
- шекспировские аллюзии в романе. Почему, на Ваш взгляд, автор выбрал в качестве названия строку из «Бури» В. Шекспира?
- эпиграф и его функция в романе;
- принципы построения жизни общества в романе, система ценностей;
- тип личности «формуемый» в этом обществе;
- есть ли оппозиция власти? Кто ее составляет?
- своеобразие языка и стиля романа, ирония и сатира.
4. Место романа «1984» и философской сказки «Скотный двор» («Ферма животных» или «Скотская ферма») в творчестве Оруэлла:
- принципы построения жизни общества в романе, система ценностей;
- что собой представляет средний человек? Есть ли оппозиция, в чем состоит протест?
- почему, с Вашей точки зрения, инакомыслящие не уничтожаются физически? С какой целью вводиться «новояз»?
5. В чем смысл философской сказки «Ферма животных»?
6. Есть ли что-либо общее в принципах устройства изображенных О. Хаксли и Дж. Оруэллом государств, если да, то что именно?
7. Почему романы-антиутопии многие критики именуют «романами предупреждения»?
Литература к семинару
Антиутопия ХХ. – М., 1989
Замятин Е. Мы. Хаксли О. О дивный новый мир. Оруэлл Дж. 1984. – Свердловск: Средне-Уральское изд., 1991.
Оруэлл Дж Ферма животных: Неправдоподобная история. – М., 1995.
(можно использовать любые другие издания)
Зверев А. Зеркала антиутопий // Антиутопия ХХ. – М., 1989. – С.336-349.
Кеттл А. Введение в английский роман. – М., 1996. – С. 384-388.
Ланин Б. Анатомия литературной антиутопии // Обществоведческие науки. – 1993 – №5. – С. 254-259.
Недошивин В.М. Можно ли погасить звезды?: Проза отчаяния и надежды Дж. Оруэлла // Оруэлл Дж. Роман. Сказка. Эссе. – Л., 1990. – С.391-427.
Чаликова В.А. Размышления о «Скотном дворе» под названием «Встреча с Оруэллом» // Антиутопия ХХ. – М.,1989. – С.327-336.
Черноземова Е. Оруэлл Джордж // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. – Ч. 2. – С. 123-125.
Черноземова Е. Хаксли Олдос// Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. – Ч. 2. – С.375-377.
У. Эко «Имя розы» - постмодернистский роман
о судьбах культуры.
План подготовки к семинару
1. Постмодернизм как в культуре ХХ в. Основные творческие принципы постмодернизма.
2. Соединение в композиции и сюжете романа «Имя розы» черт элитарной и массовой литературы (традиции детектива и философского романа).
3. Зашифрованность образов. Культурологическое содержание основных из них (храма, книгохранилища, розы и др.).
4. Смысл метафоры «имя розы».
5. Каковы причины гибели монахов? Почему, на Ваш взгляд на роль «убийцы» выбрана именно эта конкретная книга?
6. Какова роль «расследователя» в «детективе2 и «философском романе»?
7. В чем видится автору романа условие живой связи между культурами разных времен и народов?
Литература к семинару
.Костюкович Е. Орбиты Эко.
Барт Р. Смерть автора.// Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1994. – С.384-391. (или любое другое издание)
Зенкин С. В скриптории холодно. // Лит. обозрение. – 1991. – № 6. – С. 71-73.
Ильин И. Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм. – М.: Интрада, 1996. – С. 198-235.
Культурология. Энциклопедия: В 2тт.. – СПб, 1998. Т.2.
Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Нов. мир. – 1992. – № 2. – С. 225-232.
Лотман Ю. Выход из лабиринта// Эко У. Имя Розы. – М.,1988. – С. 650-669.
Рыженкова Г. Умберто Эко в переводах Елены Костюкович.
Эко У. Заметки на полях «Имени Розы» / У. Эко Имя розы. – М.: Книжная палата, 1989 (или любое другое издание).
Эко У. Имя розы // Современная художественная литература за рубежом. – 1982. - № 5. – С. 40-47. [Информация в реферативном журнале].
Образ молодого современника в зарубежной литературе
второй половины XX в.
ЗАДАНИЕ: Ознакомиться с 1-2 произведениями на данную тему (можно из списка или по собственному выбору). Проследить, как в них решаются указанные проблемы:
1. Проблема «отцов и детей».
2. Как происходит вхождение героя в мир взрослых?
3. Сущность бунта героя. Чего именно он не принимает в обществе?
4. Проходит ли герой путь от всеобъемлющего нигилизма к обретению нравственных опор? Если «да», то в чем именно он обретает эти опоры?
5. При помощи каких художественных средств доносит писатель свой замысел до читателя? (Особенности композиции, языка, система образов и т.п.).
Подготовьте сообщение для товарищей по группе о прочитанных произведениях (не более 5-7 минут) или приготовьте вопросы, которые Вам бы хотелось обсудить с ними и преподавателем после знакомства с этими произведениями. Главное условие плодотворной работы группы – готовность каждого студента и разнообразие текстов.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 45 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |