Читайте также:
|
|
Крупным русским религиозным философом был В.С.Соловьёв (1853-1900). Центральное положение его философии – идея всеединства, связанная с идеей соборности славянофилов, но принявшая космическое значение. Основной принцип всеединства: «Всё едино в Боге». Бога философ характеризует как космический разум, особую организующую силу, действующую в мире. Божественный ум, по мнению Соловьёва, содержит в себе вечные и неизменные идеи, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Посредником между Богом и миром выступает мировая душа, которую Соловьёв называл Софией – мудростью. Мировая душа придаёт общность Богу, миру и человечеству.
Соловьёв был сторонником диалектического похода к действительности, он, в частности, по-своему истолковывал эволюционную теорию Дарвина. Развитие, утверждал он, шло не от низших организмов к высшим, не от простых к более сложным, а наоборот. Каждое появление определённого типа бытия есть творение Бога, и содержание этого бытия существует от века в форме идей. Божественный промысел, включающий в себя любовь Бога к существам и любовь существ к Богу, служит причиной гармонии в природе.
В теории познания принцип всеединства реализовался у Соловьёва через концепцию «цельного знания», представляющего собой единство эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного) знания. Эти три вида знания неравноценны: эмпирическое знание способно раскрыть лишь внешнюю сторону явлений, а рациональное – особенности самого мышления. Однако истина, по Соловьёву, или сущее, - Бог, София, идеи – не даны человеку ни в опыте, ни в мышлении. Истина постигается только через интуицию - непосредственный контакт человека со сферой божественного.
Положение Соловьёва об истинном знании как синтезе эмпирического, рационального и мистического познания является основанием для вывода о необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единство, которое Соловьёв называет «свободной теософией» (божественной мудростью), позволяет, по его мнению, рассматривать мир как завершённую систему, обусловленную всеединством, или Богом.
Применительно к обществу идея всеединства выражается у Соловьёва в виде учения о богочеловечестве и вселенской церкви. Целью и смыслом всего исторического процесса, по Соловьёву, является одухотворение человечества, соединение человека с Богом. Один раз совпадение божественного с человеческим произошло в лице Иисуса Христа, который является и полным Богом, и полным человеком. Такое совпадение происходит в отдельных людях – святых. Установление Царства Божьего станет возможным тогда, когда богочеловечество станет полным, т.е. когда каждый человек, приобщаясь к учению Христа, соединится с Богом. Тогда наступит торжество мира и справедливости, правды и добродетели, любви и красоты.
В конце XIX века, когда обострилась классовая и межнациональная борьба, Соловьёв проповедовал, что в отношениях между собой люди должны руководствоваться учением о любви к ближнему. Христианский принцип любви к ближнему должен быть положен и в основу отношений между народами и государствами.
В.С.Соловьёв считал, что религия только тогда будет выполнять свою гуманистическую функцию, когда её нормы станут не просто признаваться, а соблюдаться в реальной жизни. Сам Соловьёв, подобно Сократу, в своей жизни демонстрировал полное совпадение своих взглядов и поступков. В 1881 г. народовольцы убили царя Александра II. Повсеместно раздавались призывы казнить убийц, «повесить, сжечь, уничтожить без суда и следствия» (7,с.193). А Соловьёв в своей публичной лекции обратился к новому царю Александру III с просьбой помиловать убийц его отца. Он сказал, в частности, что «как представитель православного народа, не приемлющего казни, царь должен помиловать убивших его отца… Правда Божия говорит: «Не убий» (Цит. По: 7,с.194). После этого Соловьёв повторил свою просьбу в личном письме царю, в котором он пытался убедить правителя проявить христианское всепрощение, «совершить величайший нравственный подвиг». Царь не ответил философу, а народовольцы были казнены. С христианской точки зрения Соловьёв был прав: христианство, во-первых, исповедует принцип «Не убий», во-вторых, оно предусматривает прощение своих врагов и даже любовь к ним [1]. Соловьёв очень высоко ценил роль такого качества в человеке, как совесть. На место рационалистического принципа Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» он поставил нравственный принцип: «Я стыжусь, следовательно, существую» (5,т.1,с.124).
Соловьёв считал, что в деятельности людей должны гармонично сочетаться Истина, Добро и Красота. Истина, в том числе и научное знание, без добра (без нравственных норм) и без стремления к красоте может использоваться во зло, что, к сожалению, и произошло в ХХ веке, в частности в применении США ядерного оружия в Японии. Добро, воплощающееся в моральных нормах, без истинных знаний и без красоты будет отделено от мира и людей, оно не будет иметь силы и действенности. Красота, в том числе и содержащаяся в искусстве, оторванная от знаний и морали, не наполненная нравственным смыслом, не может помочь людям и спасти мир. Только такая деятельность человека будет гуманной и плодотворной, в которой человек будет одновременно стремиться достичь Истины, Добра и Красоты.
Причина хаоса и негативных явлений в обществе, по мнению Соловьёва, заключается в разделении церквей. Чтобы окончательно искоренить классовые и национальные противоречия, полагал Соловьёв, православной, католической и протестантской церквам необходимо объединиться и создать вселенскую церковь. Это объединение должно сопровождаться созданием всемирной монархии, находящейся под началом церкви, - вселенской теократии. Главную роль в истории человечества, по мысли Соловьёва, будут играть славянские народы, особенно русский народ, народ-богоносец, который в наибольшей мере наделён религиозно-мистическим началом и способен чувством любви, смирения и самоотречения преодолеть действующие в обществе центробежные силы.
Подобно русской литературе XIX века русская религиозная философия этого периода может считаться своеобразной национальной классикой, не повторяющей, но дополняющей западноевропейскую философию. Если последняя традиционно апеллировала к Разуму и Воле, то русская философия всегда свои надежды на совершенствование жизни возлагала на Любовь и Добро. Синтез европейской и русской философии ещё впереди.
Литература.
1.Белинский В.Г. Избр.философ.соч. Т.II.М.,1948
2.Герцен А.И. Избр.философ.произв.Т.I.М.,1946
3.Чернышевский Н.Г. Избр.философ.соч. Т.I.М.,1951
4.Хомяков А.С. Полн.собр.соч. Т.I.М.,1861
5.Соловьёв В.С. Соч.: в 2-х т.М., 1988
6.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М.,1955.с.176-195
7.Новиков А.И. История русской философии. Спб., 1998
[1] Этот эпизод показывает, насколько далекими бывают религиозные нормы от правил реальной жизни и насколько слаба регулирующая функция религии.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |