Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

учебная дисциплина

Читайте также:
  1. III. Учебная информация для использования на занятии.
  2. III.УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
  3. Виды дисциплинарных взысканий
  4. Включение психологии в состав многих междисциплинарных исследований
  5. Воинская дисциплина и ее значение в современных условиях.
  6. Вопрос 5. Учение и учебная деятельность.
  7. Воспитательная и учебная деятельность.
  8. Глава 7. Поощрение муниципального служащего. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
  9. Глава III. Обязанности и ответственность военнослужащих. Производство по материалам о дисциплинарных проступках, совершенных военнослужащими
  10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН

Детей дошкольного возраста

 

1.1. Теория и методика экологического образования

Как область педагогического знания и

учебная дисциплина

 

Основы теории экологического образования. Экологическая педагогика и психология как теоретическая основа методики экологического образования. Предмет и задачи, категории теории и методики экологического образования дошкольников. Методологические подходы в теории экологического образования. Связь теории экологического образования с другими науками. Методы и организация экопедагогического исследования

 

На современном этапе развития общества задачи, стоящие перед системой образования существенно изменились. Появились новые термины, новые программы и учебники, новые учебные дисциплины. Одной из таких дисциплин является “Теория и методика экологического образования дошкольников”. Она изучается в педагогических вузах в соответствии с требованиями “Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования” на специальности “031100 - Педагогика и методика дошкольного образования”.

Цель этого вузовского предмета – формирование у будущих педагогов знаний и профессиональных умений создавать условия для реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

“Теория и методика экологического образования детей” – это не только учебный предмет в системе профессионального образования, но и относительно самостоятельный раздел науки, представляющий собой систему взаимосвязанных теоретических и эмпирических знаний. Научная область “Теория и методика экологического образования дошкольников” –новое направление дошкольной педагогики, которое в настоящий период переживает этап становления. Эта интегрированная область знаний возникла на стыке наук: экологической педагогики, психологии, экологии и др. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение теории и методики экологического образования – это направление педагогической науки, изучающее возможности целенаправленного экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Экологическая психология исследует закономерности и механизмы процесса экологического развития детей, естественные потребности и возможности личности ребенка. Детская психология дает представлениео психологических особенностях возрастной группы дошкольников. Преобладание конкретного мышления над абстрактным, неустойчивость внимания, непроизвольность восприятия и ряд других психологических особенностей дошкольников определяют специфику экологического образования в ДОУ.

Экологическая педагогика изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации экопедагогического процесса как фактора и средства экологического развития ребенка. Дошкольная педагогика определяет специфику, оптимальные условия воспитательно-образовательного процесса и способы педагогического управления деятельностью детей с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Экология – область знаний, которая изучает отношения организмов с окружающей средой и создает базу для разработки конкретного содержания экологического образования детей, помогает определить знания, умения, ценностные ориентации, которые должны усвоить дети.

Объектом исследования теории экологического образования детей является экообразовательный процесс в ДОУ. Предметом – отношения между субъектами экообразовательного процесса, взаимодействие педагога и воспитанников, целью которого является формирование основ экологической культуры. Изучая разные формы этого взаимодействия, теория экологического образования разрабатывает стратегии экопедагогических воздействий, которые находят свое конкретное выражение в содержании экологического образования, воплощенном в программах и учебных пособиях, и реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения и экологического воспитания детей.

 

 

    Теория экологического образования детей      
Экологическая педагогика ®   Экологическая психология  
    ­      
Дошкольная педагогика   Экология   Детская психология        

 

Рис. 1. Интегрированный характер

теории экологического образования детей

 

Как и все педагогические науки, теория экологического образования детей призвана способствовать совершенствованию экообразовательного процесса в ДОУ через решение ряда конкретных задач.

1. Определение целей и задач экологического образования детей в соответствии с уровнем развития науки и общества, а также с учетом особенностей содержания предметной области (для чего учить?).

2. Проектирование содержания экологического образования детей в соответствии с поставленными целями и принципами (чему учить?).

3. Разработка адекватных содержанию методов, средств, форм экологического образования (как учить?).

4. Изучение уровня экологической образованности детей (какова результативность?).

 

Развитие любой области знаний связано с развитием понятий, которые составляют аппарат данной науки и выражают ее сущность. Рассмотрим ведущие понятия теории экологического образования детей и связи между ними.

Экологическое образование в широком смысле –процесс (или результат) освоения определенного обществом обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая образованность). Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды” (И.Д. Зверев).

Экообразовательный процесс – это специально организованное взаимодействие педагога и ребенка с целью освоения опыта экологических взаимоотношений с окружающим миром. Экообразовательный процесс в соответствии с основными стратегиями воздействия на ребенка условно можно разделить на два взаимосвязанных процесса: экологическое воспитание и обучение.

Экологическое воспитание представляет собой процесс целенаправленного влияния на личность ребенка с целью накопления позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, освоения принятой обществом системы экологических ценностей, овладения правилами осознанного поведения в природе (нормами экологической этики).

Экологическое обучение – целенаправленный процесс управляемого познания объектов и явлений окружающего мира, экологических закономерностей в природе и социуме, направленный на формирование экологических знаний, освоение способов экологически ориентированной деятельности, развитие познавательных процессов у детей.

В обучении приобретаются знания и осваиваются технологические навыки. В воспитании принимаются традиционные и вырабатываются собственные ценностные ориентиры. Обучение отличается от воспитания степенью организованности, оно определено более жесткими рамками: реализация государственного образовательного стандарта, программное содержание, использование регламентированных форм обучения и т.д. Воспитание помогает накопить опыт в социальной сфере, а обучение – в предметной. Экологическое воспитание и обучение направлены на экологическое развитие ребенка.

Развитие человека (ребенка) – это освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного) потенциала возможностей. Под развитием понимают процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, нервной системе, психике, личности ребенка. В зависимости от сферы личности различают интеллектуальное, эмоциональное, нравственно-духовное и другие стороны развития. В дошкольной педагогике в соответствии с конкретными предметными областями выделяют разные направления развития: математическое развитие, лингвистическое развитие, экологическое развитие и т.д. Экологическоеразвитиехарактеризуется не уровнем психобиологического созревания ребенка, а направленностью (вектором) личности и задается содержанием опыта, который присваивается ребенком. Таким образом, экологическое развитие можно определить как созревание внутренних сущностных сил экологически ориентированной личности через освоение опыта ценностных ориентаций, поведенческих норм, знаний и умений, которые реализуются в экологическом отношении к окружающему миру через поведение и деятельность. Экологическое развитие характеризуется направленностью общего развития на психологическую включенность в мир природы: экологически ориентированными мировоззрением, потребностно-волевыми переживаниями и формами деятельности.

Все эти процессы неразделимы. Педагогика рассматривает процесс формирования личности, опираясь на представления о единстве биологического и социального в развитии человека. Результат развития – становление человека как биологической особи (развитие психических процессов) и как социального субъекта (развитие личностных качеств). Экологическое развитие личности (становление у ребенка экологической культуры) осуществляется в условиях целенаправленного воспитания и обучения в процессе деятельности путем присвоения общественно-исторического опыта отношений с природой (экологической культуры общества), накопленного человечеством. Сам процесс присвоения выступает как надбиологическое творчество. В результате освоения экологического опыта раскрываются внутренние задатки ребенка, заложенные природой. Отбор доступного дошкольнику экологического содержания и руководство его освоением осуществляется педагогом в процессе обучения. Обучение является ведущим фактором развития ребенка.

Наука развивается в том случае, когда она пополняется новыми фактами. Для их классификации и интерпретации необходимы научно обоснованные методы, которые определяются методологией исследования. Методология – это учение о методе познания; научный способ установления основы исследования, определения его общих направлений развития, целей. В педагогических науках методология определяет ту или иную систему принципов, подходов, способов построения теоретической и практической деятельности.

В основе теории экологического образования детей лежит несколько методологических подходов.

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что любой объект или явление рассматривается как целостная система, в которой выделяют устойчивые структуры и функциональные связи между ними. Под структурой понимается совокупность связей между элементами системы, под функцией – действие, специфическая роль элемента системы. С позиций системного подхода экопедагогическая система представляет совокупность взаимосвязанных компонентов: ребенок как субъект присвоения элементов экологической культуры, педагог как транслятор экологической культуры, содержание как совокупность экокультурных ценностей и средства приобщения к экологической культуре.

Исследование системы опирается на системные принципы: целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности, множественности описания и др.

Системный подход помогает:

- выявить компоненты и системообразующие связи педагогического процесса или явления;

- определить факторы, влияющие на функционирование изучаемой системы;

- оценить роль и место данной системы как целостного образования в системе других явлений;

- выявить отдельные элементы, на которые будет оказано преобразующее влияние;

- изучить процессы управления, обеспечивающие достижение поставленных целей;

- создать систему с улучшенным функционированием.

2. Культурологический подход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Предполагается формирование культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию экопедагогического процесса на общечеловеческие экокультурные ценности, мировую и национальную духовную культуру.

Элементы экологической культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение экологической культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, в жизни ребенка на уровне культуры. Педагог ДОУ является почти идеальным проводником культуры, так как в процессе полидисциплинарной деятельности он имеет возможность определить функции каждой предметной области в развитии личности ребенка. Экообразовательный процесс в ДОУ должен развертываться как совместное восхождение ребенка и педагога к истокам отношений человека с природой, экокультурный вариант взаимодействия с ней.

Особое внимание в экообразовательном процессе ДОУ следует уделить знакомству детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами), несущими экологический смысл. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки отражают особенности восприятия природы людьми, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта бережного отношения к природе, гармоничного взаимодействия с ней.

3. Гуманистический подход ориентирует на создание условий для психологического единства субъектов экообразовательного процесса, благодаря которому педагогическое воздействие на детей уступает место творческому процессу взаиморазвития субъектов.

Сущность гуманистического подхода составляют:

· личностный подход, направленный на принятие каждого ребенка таким, каков он есть; на признание уникальности личности ребенка, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение и на создание условий для развития задатков и творческого потенциала каждого ребенка;

· деятельностный подход, требующий признания деятельности как фактора экологического развития личности и организации экологически ориентированных, предметно-практических видов деятельности ребенка как субъекта;

· полисубъектный подход, ориентирующий на понимание личности ребенка как носителя и продукта взаимоотношений и взаимодействий с другими субъектами экопедагогического процесса и на вовлечение ребенка в разные формы коммуникации.

4. Синергетический подход, согласно которому сложноорганизованные системы открытого типа характеризуются постоянной изменчивостью, самоорганизацией, самообновлением.

Экообразовательный процесс в ДОУ и научная область “Теория и методика экологического образования” как программа управления в данной образовательной сфере выступают как взаимодействующие системы, совместно функционирующие на основе дифференцированных образовательных запросов развивающейся личности ребенка и социально-экономических, культурно-духовных потребностей общества. Пусковым механизмом процессов саморазвития экообразовательной системы является творчество педагогов. Вводимые ими инновации теоретически обосновываются наукой и внедряются в педагогическую практику.

Выделенные методологические подходы позволяют определить проблемы и стратегии развития теории и методики экологического образования; исследовать экообразовательный процесс в ДОУ; проектировать экопедагогические модели, позволяющие конструировать и преобразовывать реальные условия.

Экологическое образование на современном этапе приобретает статус системообразующего фактора в образовании в силу своей универсальности, поскольку его концептуальными основами выступают идеи антропокосмизма и коэволюции, природо- и культуросообразности образования, ориентирующие на гармонию Человека и Космоса (Природы), на гармоничное развитие личности как достигшей гармонии в своем внутреннем мире и во взаимоотношениях с природой.

Таким образом, экологическое образование направлено на овладение накопленным человечеством социально-экологическим опытом, на освоение внутреннего и внешнего мира, природы и социума, на взаимодействие с окружающим на основе экологической этики милосердия и добра.

 

Теория экологического образования детей связана с психолого-педагогическими, общественными и другими науками, которые оказывают влияние на ее развитие. Она базируется на понятиях, сформированных педагогикой и психологией, развивается в соответствии с их закономерностями.

Многие экопедагогические категории имеют философское происхождение. Философия, как наука о наиболее общих закономерностях развития природы и общества, разрабатывает общие принципы и способы научного познания, в том числе и методы исследования педагогических систем. Она является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.

Теория экологического образования связана с биологическими науками (анатомией и физиологией человека, валеологией, медициной и др.), которые помогают решить проблему соотношения природных и социальных факторов развития ребенка, позволяют определить биологические причины и условия достижения педагогических воздействий.

Теория экологического образования широко использует понятия социологии, которая помогает выявить основные тенденции в экологическом воспитании и развитии разных социальных групп детей, планировать этапы экообразовательного процесса.

Теория экологического образования использует общие методы педагогического исследования (способы изучения педагогических явлений) применительно к особенностям своего предмета, развивая и углубляя их. Учебно-исследовательская работа является одним из компонентов профессиональной подготовки педагогов. Знание методов исследования необходимо при написании курсовых и дипломных работ, поможет в дальнейшем заниматься педагогическим творчеством. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого явления, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования.

По источникам накопления информации методы исследования можно подразделить на теоретические и эмпирические. Теоретические методы исследования (сравнительно-исторический анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование) связаны с изучением теоретических источников и необходимы для определения проблем исследования, формулировки гипотез, оценки собранных фактов.

Всякое исследование обычно включает в себя использование сpавнительно-истоpического метода, который позволяет проследить педагогические явления в развитии и сравнить их, выявить эволюцию изучения проблемы и прогнозировать ее дальнейшее исследование. Этот метод предполагает работу с психолого-педагогической и методической литературой.

Моделирование – метод создания и исследования моделей мысленно представленных или материально реализованных систем, адекватно отображающих и замещающих предмет исследования. Педагогические модели применяются для оптимизации структуры программ и содержания экологического образования, улучшения планирования экообразовательного процесса, управления познавательной деятельностью детей.

Эмпирические методы обеспечивают возможность непосредственного познания педагогических явлений. Эти методы обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания педагогической теории. Эмпирические методы, опираясь на определенную теоретическую концепцию, должны:

- обеспечивать выбор оптимальной системы способов решения избранной проблемы;

- улавливать динамику показателей экологического развития детей в определенный промежуток времени, в течение которого проводится эксперимент;

- предполагать смену способов педагогических воздействий с учетом изменения объекта обучения (воспитания);

- позволять анализировать ход экообразовательного процесса, его результаты, условия протекания.

Педагогическое наблюдение - целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. Наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, опорой на определенную концепцию. Наблюдение позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании, проверяет адекватность и истинность теории в педагогической практике.

В результате наблюдения формулируются гипотезы, которые проверяются, уточняются в ходе последующих наблюдений, переходя в теорию, объясняющую педагогические явления. Наблюдения имеют определенную цель, проходят по заранее продуманному плану с детальным перечислением изучаемых вопросов.

Этапы наблюдения: определение целей и задач; выбор объекта, предмета, ситуации; выбор способов наблюдения и регистрации его результатов; подготовка необходимых документов и оборудования; сбор данных; обработка и интерпретация полученной информации.

Различают: наблюдения в естественных условиях и лабораторные; формализованные (проводятся по жесткой программе) и неформализованные; включенные и не включенные (в зависимости от участия наблюдателя в событиях и процессах). По частоте применения выделяют повторные и однократные наблюдения; по объему - сплошные и выборочные; по способу получения информации - прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные); в зависимости от объекта наблюдения - внешние и самонаблюдения.

Результаты наблюдений фиксируются в форме протокола, что позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам, анализировать их. Весьма эффективно использование магнитофонной или видеозаписи, поскольку она дает объективное отражение хода экообразовательного процесса. В протоколе чаще всего фиксируют содержательную и хронологическую стороны:

Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого количества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц, излишняя идентификация наблюдателя со средой, недоступность наблюдению некоторых процессов. Наблюдения также не позволяют вмешиваться в изучаемый процесс, изменять ситуацию, делать точные замеры. Результаты наблюдения необходимо сопоставлять с данными, полученными другими методами.

Изучение и обобщение педагогического опыта творчески работающих педагогов. Собранный материал теоретически осмысливается и делается достоянием науки. В педагогической практике обобщение передового опыта стимулирует творческое начало в деятельности педагогов, помогает росту педагогического мастерства. Изучение и обобщение педагогического опыта направлены на анализ состояния практики, выявление узких мест и конфликтов, элементов нового в деятельности педагогов, эффективности и доступности; рекомендаций науки. Объектом изучения может быть массовый педагогический опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (обнаружение характерных недостатков и ошибок), передовой опыт (педмастерство, состоящее в рациональном использовании рекомендаций науки, и новаторство, определяющее собственные методические находки, новое содержание образования).

Обобщение передового опыта начинается с его описания на основе наблюдений, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводится классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следственных связей, механизма взаимодействия различных сторон экопедагогического процесса, выявление внутренних закономерностей достижения успеха в обучении. Критериями передового педагогического опыта могут быть новизна, высокая результативность и эффективность экопедагогической деятельности, соответствие применяемых методик современным достижениям науки, стабильность и возможность творческого применения технологий другими педагогами.

Внедрение передового педагогического опыта в практику происходит через базовые и экспериментальные ДОУ, шефство педагогов-мастеров.

Педагогический эксперимент позволяет получить новые сведения о причинно-следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами и предполагает опытное моделирование педагогического явления с целью внесением принципиально важных изменений в условия его протекания и измерения результатов этих изменений.

Прежде, чем приступить к эксперименту, исследователь проводит теоретический и исторический анализ явления, изучает опыт массовой педагогической практики, определяет проблему исследования.

Эксперимент требует выдвижения гипотезы - научно обоснованного предположения о возможной эффективности того или иного проверяемого нововведения. На основе гипотезы определяются конкретные задачи и методы исследования, разрабатывается план проведения эксперимента.

Важным условием проведения эксперимента является подготовка экспериментальных материалов: подбор учебных текстов и наглядных средств обучения, разработка дидактических материалов, тестовых заданий. Модель наиболее типичного педагогического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп, условия обучения в которых должны быть тщательно уравнены, за исключением проверяемых факторов. Если исследователь не располагает двумя группами, он может экспериментировать с одной группой, сопоставляя данные эксперимента с данными, полученными до эксперимента (при работе в обычных условиях).

Чаще всего экспериментальное исследование включает три этапа:

1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления методом тестирования;

2) формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления;

3) заключительный эксперимент, анализ результатов и сравнение их с исходными данными, формулировка выводов.

Экспериментальным путем пробивают дорогу в практику новые методы, формы, системы экологического образования.

Беседа –метод исследования, применяемый с целью получения информации и основанный на вербальной коммуникации, что позволяет исследователю, учитывая реакцию отвечающего, направлять беседу в нужное русло. Беседа организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. В педагогическом исследовании беседа применятся на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как метод сбора психолого-педагогической информации. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих разъяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

Интервьюирование – разновидность беседы, привнесенная в педагогику из социологии. Исследователь задает вопросы в определенной последовательности и записывает ответы.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью вопросника (анкеты). Ответы даются в письменной форме. По направленности различают вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности опрашиваемого, отношение опрашиваемого к событиям явлениям, действия, мнения и т.п.

В последние годы в дошкольной практике получила широкое распространение педагогическая диагностика, которая служит для определения условий протекания учебного процесса и точного установления его результативности. Диагностика используется не только в экспериментальных исследованиях, но и является методом контроля на всех этапах экообразовательного процесса.

Изучение продуктов деятельности детей дает ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его индивидуальных особенностях. Изучение рисунков, поделок из природного материала, результатов эстетического и технического творчества дошкольников позволяет получить сведения об особенностях их познавательных процессов и отношении к окружающему миру.

Изучение педагогических документов (личных дел детей, протоколов заседаний, педсоветов, конспектов и т.п.) дает возможность получить дополнительные данные о педагогическом процессе, установить зависимости между экопедагогическими явлениями. Необходимо определить достоверность и адекватность документов, соответствие их изучаемой проблеме, знать методы, которыми были получены фиксированные в документах данные.

В экопедагогических исследованиях широко используются математические методы для обработки экспериментальных данных и установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями:

· ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности;

· шкалиpование - присвоение цифровых показателей исследуемым характеристикам;

· статистические методы – определение средних величин полученных показателей с использованием соответствующих формул и программ.

Важнейшим условием развития теории экологического образование является сотрудничество ученых и пелагогов-практиков, которые, используя методы педагогического исследования, могут на научной основе анализировать свой опыт работы, проверять педагогические находки и открытия.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что изучает теории экологического образования детей?

2. Каковы задачи теории и методики экологического образования детей?

3. Какие основные понятия рассматриваются в теории экологического образования детей?

4. Что такое экологическое образование, экологическое воспитание и экологическое развитие детей?

Какие методологические подходы используются в теории экологического образования детей?

5.С какими науками связана теория экологического образования детей?

6. Какие методы исследования применяются в теории экологического образования детей?

7. В чем сущность педагогического наблюдения и педагогического эксперимента?

 

1.2. Природа как условие существования общества

и фактор развития личности ребенка

 

Природа в системе ценностей. Природная и социальная среда. Взаимодействие природы и общества. Экологический кризис как глобальная проблема современности. Взаимодействие человека и природы в истории цивилизации. Экологический опыт предшествующих поколений – средство формирования экологической культуры подрастающих поколений. Феномены природы и детской субкультуры в разностороннем развитии ребенка

 

В широком смысле под природой понимают весь материально-энергетический и информационный мир.

В более узком смысле понятие “природа” рассматривается как совокупность естественных условий (абиотических и биотических факторов) существования человеческого общества и используется в значении природной “среды обитания ” человека и живых существ вообще. В этом смысле данное понятие и характеризует место и роль природы в системе исторически меняющихся отношение к ней человека и общества. Для такого понимания термина “природа” характерно исходное противопоставление природы и человека, природной среды и среды социальной.

Под социальной средой подразумевают окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Социальная среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом – производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, культура общественное сознание. Социальная среда в узком смысле (микросреда) является элементом макросреды и включает непосредственное социальное окружение человека – семью, трудовой, учебный и др. коллективы, социальные группы и общности. Социальная среда оказывает решающее воздействие на развитие личности, в частности на формирование экологической культуры. В то же время под влиянием деятельности человека она изменяется, преобразуется.

Отношение человека к природе определяется тем, насколько глубоко ценностные аспекты мировоззренческого понятия “природа” взаимодействуют с системой его социальных ценностей. Такое включение экологических ценностей в социальные и является одной из задач экопедагогики.

Природа как неизмеримо превосходящая человека сила и потому – как идеал гармонии, нерукотворного совершенства издревле выступала в сознании человечества как непреходящая ценность. Ценностное отношение к природе изменялось по мере исторического развития общества и зависело от социально-экономического уклада, идеологии общества. В процессе эволюции общества и общественного сознания актуализировались определенные аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе. Рассмотрим те из них, которые включаются в содержание экологического образования.

Научно-познавательный (мировоззренческий) аспект состоит в формировании образа мира – представлений о мире, своем месте в нем, раскрытии значимости для человечества познания объектов и явлений природы. Изучение закономерностей функционирования природных систем позволяет прогнозировать эволюцию природы, управлять гармоничным развитием общества и природы, сохранить ее многообразие.

Экономический аспект связан с хозяйственной ценностью объектов природы, использованием природных богатств в качестве источника материальной культуры. Ознакомление со способами природопользования, рационального расходования природных ресурсов, их восстановления и охраны позволяет организовать активную деятельность детей по сохранению природной среды ближайшего окружения.

Эстетический аспект направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности, вызывает желание отразить эстетические чувства в художественно-эстетической деятельности, вдохновляет на творчество.

Нравственно-этический аспект связан с развитием морали и выработкой индивидуальных моральных позиций и привычек. Природа рассматривается как источник доброты, милосердия, любви. Общение с природой будит в человеке совесть, делает его мягче, сердечнее. Любование родной природой, забота о живых существах развивают гуманные и патриотические чувства, гражданскую ответственность за судьбу природы.

Оздоровительно-гигиенический аспект направлен на выявлении роли природы в сохранении физического психического здоровья. Чистые воздух, вода, растительность – необходимые условия нормальной жизнедеятельности, благоприятно действующие на здоровье человека. Взаимодействие с природой снимает стресс, нормализует работу нервной системы

Социально-педагогический (воспитательный) аспект связан со значением природы в воспитании, социализации ребенка. Природа – фактор личностного духовного развития человека. Ребенок стремится к общению с ней. Растения и животные в процессе взаимодействия с человеком выполняют функции партнеров общения, являются “значимыми другими”. Большинство детей обсуждает с ними свои проблемы, относятся к ним как моральным авторитетам. Ухаживая за комнатными растениями, аквариумом, ребенок выступает в роли творца, вершителя судеб, удовлетворяет потребность быть значимым для других. Не находя ниши для самореализации в социальном взаимодействии, ребенок реализуется в созданном им собственном мире.

Таким образом, природа является не только естественной средой жизнедеятельности, она оказывает глубокое воздействие на формирование личности.

Экологическое воспитание детей связывают с формированием осознанного активного отношения к природе. Субъективное отношение к природе является отражением отношения общества к ней. В основе общественного отношения к природе лежит природопреобразующая деятельность, характер, направленность и масштабы, которой менялись в разные эпохи истории человечества.

Первобытные люди еще не отделяли себя от природы и мыслили себя ее частью, одухотворяли, поэтизировали ее. Это нашло отражение в древних мифах. Воздействие на природу осуществлялось в форме присвоения готовых продуктов природы (рыболовства, охоты, собирательства), а отношение к ней носило приспособительный характер.

С появлением фетишизма – веры в сверхприродную силу природных и искусственных предметов – происходит отчуждение человека от природы. Природа противостоит людям, как чуждая, всемогущая сила, власти которой они должны подчиняться. Объективная зависимость существования человека от природных богатств отражается в отношении к природе с суеверным страхом.

Выделение из природы человека вызвало рождение качественно нового материального единства – общества, которое вступило в противоречие с природой, во-первых, как социальная действительность (нечто иное, чем сама природа), и, во-вторых, как сила, изменяющая природу с помощью орудий труда. Пока орудия труда были примитивными, противоречие между обществом и природой выступало как различие. С развитием общества и совершенствованием орудий труда власть человека над природой возросла. В период роста земледелия, развития ремесел, возникновением простого товарного производства противоречие между природой и обществом углубляется.

Развитие естественных наук и машинного производства коренным образом изменило отношение к природе, которая стала выступать как объект и поле деятельности, инертная сила, требующая покорения, установления над ней господства разума. На первый план выступает идея “испытания” природы. Природа начинает цениться как предмет утилитарного использования. Человек постепенно подчиняет себе природные силы, приспосабливает их к своим потребностям. Противоречие между человеком и природой приобретает антагонистическую форму. Начинается хищническое истребление природы. Природа лишается ценностного статуса и рассматривается как средство для достижения выгоды.

Такое отношение сохраняется до тех пор, пока деятельность общества достигает планетарных масштабов, а созданная деятельностью человека техногенная цивилизация становится соизмеримой с миром естественной природы, техническое могущество человека превзошло силы природы и поставило его на грань самоуничтожения. Безудержное разграбление природы привело к интенсивному разрушению природных систем. Человечество вступило в эпоху экологических катастроф. Появились глобальные экологические проблемы: разрушение озонового экрана, парниковый эффект, энергетический кризис, нитраты в овощах, загрязнение воды и воздуха. Земные недра, растительный мир, пресная вода, – все, без чего невозможна жизнь на Земле, постепенно оскудевает. Под угрозой находится само существование человеческой цивилизации.

Выход из этого положения возможен только при радикальном изменении отношения к природе. Утилитарно-прагматическое, потребительское отношение к природе необходимо трансформировать в отношение глобального управления, которое охватывает как процессы в самой природе, так и деятельность общества и предполагает разработку программ, учитывающих границы допустимого воздействия на природу и необходимость ее сохранения и воспроизводства.

На современном этапе развития цивилизации природа включается в систему нравственных ценностей общества и рассматривается как необходимое условие жизнедеятельности человека и гармоничного развития общества, источник всей материальной и духовной жизни, уникальное вместилище всей человеческой культуры. Такая оценка предполагает ответственное отношение к природе, постоянное соизмерение нужд общества и возможностей природы, учет того, что сам человек и человечество есть часть природы.

 

Таким образом, человечество прошло долгий путь в развитии своего понимания природы, и на каждом историческом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу осознание ее ценности. Однако экологические идеи гармонизации отношений между человеком и природой пронизывают все эпохи и культуры.

Изначально нормативная база, регулирующая отношение общества к природе, возникла как система запретов, имевших сугубо экологический (промысловый, природоохранный, гигиенический, физиологический) смысл. Уже на начальных этапах социогенеза человек вынужден был интуитивно придерживаться определенных экологических ограничений. Материальная сфера была производной от экологической: жилище, одежда, орудия труда изготовлялись из природного материала и органично вписывались в природные экосистемы. Деятельность древнего человека не оказывала значительного или вредного воздействия на окружающую среду и подчинялась не только хорошо развитой интуиции, но и эмпирическим знаниям о природе, практическим навыкам взаимодействия с окружающим его миром, обеспечивающим не просто выживание, а духовно насыщенную жизнь. Наш древний предок формировал свой духовный мир через познание и наблюдение мира природы, растений, животных, от которых он не отделял себя. Громадный эковоспитательный потенциал как выражение души сросшегося с землей народа представляют собой традиционный земледельческий календарь, обряды почитания объектов природы, народный фольклор.

Экологическая идея слияния с природой находит теоретическое переосмысление в трудах античных философов. Они обращались к природе как средоточию логоса, эталону организации, мерилу мудрости, а жизнь в согласии с законами природы расценивалась ими как великое благо.

Экологические идеи отражены и в религиозном мировоззрении. С утверждением христианства природа (материальное, земное) противопоставляется богу (абсолютное духовное начало, идеальный Космос). Однако раннехристианская идеология имела экофильный, склонный к природе, характер. Библия подняла человека над природой, наделив его безраздельной властью над ней, и, вместе с тем, возложила на человека ответственность за состояние природы: идея смирения человека, который представлялся частью природы, гуманна и находит отклик во многих экологических теориях нашего времени.

Развитие античной идеи о единстве человека и природы воплотилось в произведениях искусства, архитектуры, живописи, особенно в эпоху Возрождения. В искусстве человек существует в гармоническом единстве с природой, он слит с ней. Это единство основывалось на эстетико-гуманистических принципах гармонии духовной красоты человека и чувственной – природы. Экоцентрическое мировосприятие искусства связано с восхищением силами природы и безграничностью человеческих возможностей на основе осознания единства законов развития человека и природы.

Во время промышленной революции человечество убеждается, что какой бы внутренней мощью оно не обладало, ему не удастся вырваться из природных уз. Идея рационального природопользования дополняется концепцией гармонизации рационального и духовного начал.

На современном этапе развития человеческой цивилизации идет поиск стратегии выживания в условиях экологического кризиса, что обусловливает диалог разных культур и мировоззрений. Особого внимания заслуживает “русский космизм” (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, К.Э. Циолковский и др.).

Основные идеи русского космизма выражены в представлениях о вселенской судьбе человека, неотделимого от процессов космического развития; о жизни на Земле как продукте деятельности Космоса; о необходимости гармоничного развития человека и Космоса; о высшем смысле в нравственности, духовности, в создании условий для непрерывного самосовершенствования.

Продолжение идеи русского космизма мы видим в концепции биосферы и ноосферы В.И. Вернадского, ключевым тезисом которой является положение о естественном переходе биосферы в ноосферу, вследствие которого произойдет великое объединение Природы и Человека. В результате развитие планеты будет направляться силой Разума.

Эти идеи нашли свое развитие в работах современных ученых-экологов Н.Н. Моисеева, А.В. Яблокова и др., обосновавших концепцию устойчивого развития. Предлагается новая стратегия развития общества, касающаяся всех сфер жизни людей (науки, культуры, образования, права, нравственных норм) и направленная на интеграцию научного знания, преодоление разрыва между естественной и гуманитарной культурами.

Таким образом, с XX века начинается перестройка экологического сознания общества, которое складывалось в процессе освоения исторического опыта взаимодействия человека и природы. Новое экоцентрическое сознание обосновывается в науке, отражается в производственной сфере и искусстве, служит основой моральных и правовых норм отношения общества к природе

Современная экологическая (биосферная) этика базируется на нравственных позициях:

- человек и природа не противопоставляются друг другу как разделенные сущности;

- природные объекты воспринимаются как равноценные человеку;

- отношения между человеком и природой обретают субъект-субъектный характер;

- взаимодействие с природой обеспечивает коэволюцию общества и природы, т.к. человек выступает средством саморазвития природы, а природа - средством саморазвития человека.

В конечном смысле человек, в том числе и ребенок, выступает как микрокосм, активно действующая, саморазвивающаяся часть природы. Развитие личности ребенка определяется не только биологическим механизмом наследственности и психогенными факторами, но также социоприродной средой, в которой происходит развитие

Природа (природная среда) выступает для человека средством развития его природных возможностей, творения новых природных объектов, в том числе и самого себя. В окружение ребенка входят различные объекты природы. Влечение к ней заложено в каждом человеке от рождения, поскольку он сам – часть природы. Особенно притягивают детей живые существа. Они привлекают их своим многообразием, яркостью проявлений, динамизмом. Наблюдения за живыми объектами помогают детям увидеть красоту и гармонию природы, дают радость открытий, развивают познавательный интерес. Общение с домашними обитателями способствуют социализации ребенка, дети обсуждают с ними свои проблемы, доверяют им свои тайны. Выращивая комнатное растение, ухаживая за аквариумом, ребенок выступает в роли творца, чувствует свою значимость для других.

Общение с природой имеет огромный психолого-педагогический потенциал. Проблема заключается том, что без готовности взаимодействовать с ней, с живыми существами, воспринимать их как равноправных субъектов, они остаются для ребенка лишь “окружающей средой”.

В трудах великих педагогов (Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского и др.) природа традиционно рассматривается как фактор психического развития ребенка и средство его гармоничного воспитания.

Использование природы в образовательном процессе ДОУ позволяет развивать у ребенка психические свойства и процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение и т.д.); способности (интеллектуальные, творческие, музыкальные, лингвистические и т.д.); личностные качества (доброту, сердечность, милосердие, и др.).

Развитию внимания (направленности сознания на объект) и восприятия (чувственного отражения наблюдаемых объектов) способствуют наблюдения в природе. У дошкольников внимание отличается неустойчивостью, а восприятие - слабой дифференцированностью. Эффективными приемами организации восприятия являются сравнение и группировка объектов природы, игровые упражнения: “измеряем на глазок”, “звуковые коробочки”, “ящик ощущений”, игры в природе “Коллекционер ощущений”, “Следопыт”, “Цвета и оттенки”, “Поиск инородных предметов” и др.

Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти – свойства сохранять в сознании воспринимаемую информацию и воспроизводить ее. Яркий фактический материал, наблюдения в природе развивают образную память. Развитию логической памяти способствуют приемы аналогий и ассоциаций, использование знаковых опор, смысловая группировка информации, игры и упражнения: “запоминаем вместе”, “чей предмет”, “прогулка в картинках”, “пересказ по кругу”, “кто больше запомнит”, “запоминаем, рисуя” и др.

Общение с природой развивает мышление детей – процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных непосредственному чувственному восприятию. Наблюдения на экскурсиях, яркость и красота природы оказывают влияние на совершенствование образного мышления. Постановка проблемных вопросов, исследовательская деятельность в природе, игровые упражнения развивают логическое мышление детей. Для успешного решения проблем дошкольники должны овладеть разнообразными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операций помогает систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающего мира.

С развитием мышления тесно связано формирование речевых и коммуникативных умений. Этому способствуют: оставление небольших рассказов-описаний на основе наблюдений или показа картин, общение детей при выполнении групповых заданий.

Особое значение имеет развитие познавательного интереса, любознательности и наблюдательности. Условиями развития познавательного интереса и любознательности являются формирование знаний на обобщенном уровне, создание проблемных ситуаций в процессе обучения, использование интересных фактов из мира природы; главное условие развития наблюдательности – организация систематических наблюдений в природе.

Познание природы имеет многообразное значение для умственного воспитания ребенка: обогащает представления о мире и расширяет кругозор, раскрывает связи и закономерности в природе, развивает умственные способности: сообразительность, критичность и самостоятельность ума, целенаправленное внимание, анализирующее восприятие, образную память, наблюдательность. Ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные умозаключения и выводы, т.е. учится активно, творчески и самостоятельно мыслить. С развитием мышления тесно связано и развитие речи ребенка, расширение словарного запаса, так как о наблюдаемом предмете ребенок говорит с воспитателем, с другими детьми, сам с собой или объектом наблюдения.

Природа – средство нравственного воспитания. Важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам.

Природа является средством эстетического воспитания. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Гармония и красота природной среды, заключающаяся в богатстве и многообразии форм, цвета, соотношений линий, симметрии и асимметрии, в совершенстве композиционных построений отражается в сознании с помощью эстетических категорий: прекрасного, изящного, изысканного, величественного, непревзойденного, возвышенного. Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т.д. У детей развиваются эстетические чувства, потребность жить по законам красоты.

Природа способствует трудовому воспитанию. Наблюдая труд людей, дети знакомятся с профессиями, орудиями труда, способами природопользования. У них формируется интерес к производственной деятельности людей, новое экономическое мышление. Труд в природе выступает как способ обретения опыта посильной практической деятельности в различных сферах труда и как способ творческого освоения мира. Дошкольники овладевают практическими умениями и навыками: уход за растениями и животными в уголке природы, на участке; экологическая забота о природных объектах в своем микрорайоне, фенологические наблюдения и фиксация их результатов, изготовление простейших коллекций, макетов. На основе сочетания умственного и физического труда у детей воспитываются личностные качества: трудолюбие, добросовестное отношение к труду.

Общение детей с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми в природу улучшают общее физическое состояние ребенка. Движения на свежем воздухе, игры в лесу и парке, труд на огороде и в цветнике развивают мышцы ребенка и укрепляют их нервную систему. В знойный летний день в парке или в лесу организм ребенка разгружается от избытка тепла, пульс его бьется спокойнее и реже, кожа быстро остывает, улучшается настроение, а это важно для правильного развития психики ребенка. Мягкий, падающий сквозь листву свет, тишина, прохлада, зелень, окраски действуют на нервную систему ребенка успокаивающе. Окраска листьев и цветов, их аромат, свет и тени, шелест листьев и пение птиц не только приятно действуют на зрение, обоняние и слух, но и тонизируют нервную систему, что благотворно сказывается на жизнедеятельности всего организма. В процессе знакомства со своим организмом у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым.

Задача педагога – в процессе экологического образования создать такие условия, которые бы способствовали гармоничному развитию детей.

Учитывая, что природная среда является не только фактором, влияющим на развитие ребенка, но и условием, в котором осуществляется само развитие личности, возникает необходимость в специально организованной педагогической (социальной) среде. Требования к ее организации в ДОУ разрабатываются в соответствии с пониманием специфики детской субкультуры.

Детское сообщество является носителем детской субкультуры, которая представляет собой культурное пространство, круг общения детей и занимает особое место в общечеловеческой культуре. Субкультура как феномен характеризуется совокупностью норм, ценностей, представлений, способов деятельности и общения, образцов поведения, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом.

Детская субкультура играет особую роль в жизнедеятельности и общении детей, формировании их личности, интеграции в общество и культуру. Развитие ребенка осуществляется не только путем педагогического воздействия на личность, но и в результате постоянно взаимодействия со структурными элементами социума на разных уровнях: от микро- (деятельности, роли, межличностные отношения в детском сообществе) до макро- (отношения ребенка с другими социальными общностями).

Детская субкультура становится источником нравственных представлений и ценностных ориентиров, т.к. имеет специфические системы нормативной регуляции. Дети чрезвычайно чувствительны к мнению сверстников, проявляют интерес к ним, выражающийся в активном сравнении, оценивании, подражании.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что “детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, что вошло в разум и сердце из окружающего мира, – от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

Признание абсолютной ценности детства – одна из наиболее существенных предпосылок теории и методики экологического образования детей.

Таким образом, на развитие ребенка решающим образом влияют два фактора: взаимодействие с природой на основе познания ее сущности и контакт с культурой, присвоение которой направляется педагогом в процессе экологического воспитания. Экологическая культура как многовековый экологический опыт человечества является средством воспитания экологической культуры личности.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какова роль природы и социальной среды в развитии детей?

2. Какое значение имеет природа для физического и умственного развития дошкольников?

3. Какую роль в трудовом воспитании играет природа?

4. Какова роль природы в сенсорном развитии детей?

5. Каковы основные направления воспитания детей в ДОУ средствами природы?

 

1.3. Экологическое образование дошкольников

 

Экологическое образование как основа формирования экологической культуры общества. Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста. Экологизация образования в ДОУ. Принципы экологического образования. Аксиологический и деятельностный подходы в экологическом образовании дошкольников. Цель и задачи экологического образования дошкольников. Экологическое развитие личности дошкольника в условиях специально организованного образовательного процесса. Развитие психических функций, творческих способностей и личностных качеств детей в процессе экологического образования.

 

Необходимость экологического образования подрастающего поколения, начиная с раннего детства, обусловлена обострившимся экологическим кризисом. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей природной средой могут быть решены только при условии формирования ценностного отношения к природе и экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Решение этой проблемы возможно только при содействии всех социальных структур, важнейшей из которых является система образования.

Стремление гармонизировать отношения человека и природы порождает новую гуманистически ориентированную культурологическую модель образования, методологическим основанием которой служит концепция устойчивого развития. В данной модели на передний план выступает идея гармоничного развития ребенка через обретение целостной картины мира, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами.

Эта новая образовательная парадигма совпадает с парадигмой экологического образования, которое на современном этапе приобретает статус системообразующего фактора образования в силу своей универсальности, поскольку концептуальными основами экологического образования выступают идеи антропокосмизма и коэволюции, природо- и культуросообразности образования, ориентирующие на гармонию Человека и Космоса (Природы), на гармоничное развитие личности как достигшей гармонии в своем внутреннем мире и во взаимоотношениях с Космосом, позволяющие рассматривать ребенка как микрокосм – активную саморазвивающуюся часть Космоса. Таким образом, экологическое образование направлено на овладение накопленным человечеством социально-экологическим опытом, освоение внутреннего и внешнего мира, природы и социума, взаимодействие с ними на основе экологической этики милосердия и добра.

Экологическое образование не является частной областью общего образования, ограниченной рамками классической экологии, оно играет ведущую роль в системе образования, выполняет мировоззренческую функцию, охватывая все предметные области, является приоритетным направлением развития системы образования. В последние годы активно идет процесс экологизации системы образования через введение специализированных экологоориентированных дисциплин и разработку соответствующих программ. Однако эти меры не оказывают существенного влияния на массовую педагогическую практику. Наблюдается разрыв между теорией экологического образования и практической реализацией ее положений.

Стратегическая цель экологического образования – формирование экологической культуры, развитие экологического сознания, экологической ответственности как меры свободы человека в отношениях с окружающей средой, границы которой определяются законами устойчивого равновесия.

Под экологической культурой общества понимают систему социальных норм, ценностных ориентаций, отношений людей в области сохранения и гармоничного развития окружающей среды. Экологическая культура развивается при условии взаимодействия всех сфер общественного сознания: научной, художественной, правовой, экономической и др.

В результате присвоения опыта общественной экологической культуры формируется экологическая культура личности. При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы:

- экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;

- экологическое мышление – отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;

- экологическое чувствование - эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;

- экологические знания - отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;

- экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

Таким образом, сущность экологической культуры может быть представлена “как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и экологически обоснованной практической деятельности ” (Б.Т.Лихачев).

Под экологической субкультурой понимают совокупность определенных экологических норм и ценностей, нравственно-экологических представлений, стереотипов экосообразного поведения, интерпретированных конкретным относительно замкнутым сообществом. В частности, можно говорить о субкультуре конкретного ДОУ.

В системе непрерывного экологического образования период дошкольного детства занимает основополагающее место в силу его уникальности с точки зрения развития личности. Дошкольный возраст - важный этап в развитии личности. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления отношений с ведущими сферами жизни - миром людей, миром природы и собственным внутренним миром. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста (интенсивно развивающиеся чувственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая сферы) являются объективными предпосылками становления и развития экологической культуры. Поэтому экологическое образование дошкольников является приоритетным в системе образования детей. Образовательная область “Экологическая культура” выделена в проекте Государственного образовательного стандарта дошкольников.

В экологической педагогике определены основные руководящие положения, которые раскрывают особенности экологической подготовки подрастающего поколения - принципы экологического образования. При их разработке учитывались общие тенденции развития педагогической науки.

Принципы экологического образования дошкольников согласуются с общими принципами дидактики и экологической педагогики и отражают специфику образования в данной области:

· - гуманистической направленности означает создание условий для свободного и гармоничного развития личности ребенка, активного взаимодействия с миром, самовыражения в разных видах деятельности (деятельностный подход);

· - ценностной ориентации (аксиологический подход) предполагает обращение к общечеловеческим ценностям, познание природы, жизни, человека во всей их многогранности и универсальной ценности,




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 183 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.044 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав