Читайте также:
|
|
Лекция 2. История развития психологии
План:
1. История развития психологии.
2. Основные психологические школы:
· бихевиоризм;
· гештальтпсихология;
· психоанализ;
· гуманистическая психология;
· когнитивная психология;
История развития психологии.
Термин «психология» был введен Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. и окончательно утвердился после выхода в 1732 г. книги «Рациональная психология» X. Вольфа.
Немецкий ученый Г. Эббингауз отмечал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю», потому что она включает в себя тысячелетия житейского опыта, столетия философии и десятилетия экспериментальной науки. В течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук, философии и естествознания, педагогики и медицины.
В развитии психологии условно можно выделить три этапа:
1) донаучную, или житейскую, психологию;
2) философскую психологию: психологию античного времени;
психологию эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени;
3) научную психологию.
Этап: житейская психология
Житейские психологические знания, почерпнутые из опыта, образуют донаучные психологические знания.
Это познание другого человека и самого себя в процессах деятельности и общения людей. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие — особенности характера.
Такое знание может быть весьма обширным и способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, однако часто носит фрагментарный характер и внутренне противоречиво.
Донаучное психологическое знание не может отобразить все многообразие, всю сложность психологической реальности, а потому часто вообще не осознается как знание.
этап: развитие психологических знаний в античной философии. Учение о душе
Философская психология существовала со времен великих греческих философов: Аристотеля и Гиппократа, Платона и Сократа.
Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля «О душе», а сам термин «душа» один из первых стал использовать Гераклит Эфесский.
В античной философии встречаются различные толкования понятия «душа». Пифагор полагал, что душа бессмертна многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями.
Самая первая развернутая философская концепция души принадлежит Гераклиту Эфесскому. Сочинение философа «О природе» дошло до нас лишь в отрывках. Смысл высказываний Гераклита казался туманным даже его современникам, отчего философ получил прозвище «Темный». Согласно представлениям Гераклита, первовеществом, лежащим в основе мироздания, является огненный Логос — вечный и неизменный творческий принцип. Из огня произошел весь мир в целом, отдельные вещи и даже души. Огненный Логос скрыт от непосредственного познания и восприятия, однако каждая индивидуальная душа сопричастна мировому Логосу. Отсюда вытекает то, что человек все-таки способен познать мировой Логос посредством анализа его воплощения в своей собственной душе. И знаменитое изречение Гераклита «все течет, все меняется» относится именно к изменчивости чувственного опыта человека.
Гиппократ — греческий врач, философ, сформулировал положение, что органом души является мозг. Он разработал широко известное впоследствии учение о темпераментах. Каждому психическому типу человека соответствовало преобладание той или иной жидкости в организме. Преобладание крови определяло тип сангвиника, желтой желчи — холерика, черной желчи — меланхолика, а флегмы — флегматика. В сочинение «О воздухах, водах, местах» Гиппократ положил начало исследованиям психологических характеристик этносов. К Гиппократу восходит принцип терапевтической беседы.
Сократ открывает миру идею нераздельности мышления и общения (диалога) и, возможно, предвосхищает достижения современной психотерапии, заставляя собеседника обнажить свои истинные чувства и причины поведения. При этом Сократ считал, что истинное знание уже неявным образом присутствует в душе собеседника, ему остается лишь «припомнить» его.
Платон говорил о «внутреннем диалоге» души. «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая».
Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее порождения из внешней (социальной) речи уже позже получил имя «интериоризации».
Аристотель считается основателем функционального подхода к психике. В трактате «О душе» Аристотель рассматривает душу, как связанную с телом. («Итак, душа неотделима от тела».)
Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |