Читайте также:
|
|
В Новое время у точнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. Это время расцвета механики, появления физики И. Ньютона. Отличительная черта этого периода заключается в том, что подчас не наука определяла развитие производства, а, наоборот, успехи в производственной деятельности, особенно в области механики, обусловливали появление новых научных воззрений. Так, в XVII в. утвердился новый взгляд на Вселенную, природу в целом как гигантский механизм. Аналогичный подход развивался и в учениях о человеческом теле, которое виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики. Этот новый объяснительный принцип, получивший название механистический детерминизм, именно в этот период господствует в психологии.
В исследовании процессов познания психологи, работавшие в Новое время, исходили из разных положений. Одни считали, что основой всех наших знаний являются ощущения, другие отдавали приоритет мышлению.
Эти направления назывались соответственно сенсуализм и рационализм.
Сенсуалисты ( Фрэнсис Бэкон) рассматривали процесс познания как единый, выделяя в нем несколько ступеней — от ощущения к мышлению, т. е. это процесс постепенного восхождения от частного к общему, постепенного обобщения отдельных предметов в классы и понятия на основе логики.
Рационалисты Р. Декарт, Спиноза, Г. В. Лейбниц считали, что для постижения общего недостаточно чувственного опыта, выделяя еще один этап познания — интуитивное мышление, которое черпает знания из разума, мгновенно актуализируя в нем понятия, осознавая всеобщие законы и свойства предметов. Так совершается переход от общего к частному в познании.
Позднее определенный отрезок времени в развитии психологии как науки можно представить как дилемму рационализма-эмпиризма. Эмпиристам Т. Гоббс и Д. Локк за основу познания принимают опыт.
Итак, с опорой на экспериментальные и количественные методы было установлено, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. На различных участках экспериментальной работы к 60-м гг. XIX в. созрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в отдельную дисциплину, отличную от других. Эта наука получает название «психология».
Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции
Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей, психология не только отошла от философии, идентифицировав себя с
естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет.
Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В. Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой.
Это привело ученых к поиску и нового предмета, и новых методов исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название «период методологического кризиса».
Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 1910—1920-х гг. в психологии появляются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также такие школы, как французская социологическая или понимающая психология.
Мы сейчас оцениваем как время расцвета научного творчества выдающихся ученых, период, определивший лицо психологии XX в.,
Со второй половиной XX в. появляются новые школы и направления — гуманистическая психология, генетическая психология, а также когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е гг.
Настоящее время характеризуется не только дроблением и появлением новых школ, но тенденцией к объединению.
2. Краткая характеристика основных психологических школ:
· Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение). Бихевиоризм — психологическое направление, отрицающее сознание как предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения.
Основателем бихевиоризма принято считать Дж. Уотсона (1878— 1958), который выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста».
Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде.
Он считал, что наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (S) и реакций (R). Задача психологии поведения, считал он, является разрешенной, если известны стимул и реакция. Если подставить в приведенной формуле вместо S — прикосновение к глазу, а вместо R — мигание, то задача бихевиориста может считаться решенной.
Итак, задачи классического бихевиоризма:
— изучение поведения (установление связей между S и R);
— управление поведением, его моделирование (создание желаемых R с помощью S);
— научение — адаптация, приспособляемость к окружающим условиям;
— выработка навыков — постепенное изменение актуально возможного поведения, полученное в результате опыта.
Необихевиоризм подверг сомнению главный постулат классического бихевиоризма «стимул — реакция». По мнению Э. Толмена (1886—1959), формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов: стимул — промежуточная переменная — реакция (S —» РР —» R). Под промежуточной переменной он понимает как раз те недоступные прямому наблюдению психические моменты: намерения, ожидания и знания. Толмен называет свою теорию когнитивным бихевиоризмом. Поведение человека предваряют так называемые познавательные (когнитивные) карты, которые представляют собой целостные структуры представления мира. Это ожидания и гипотезы, прошлый опыт человека, наследственность и возраст, а также те факторы, которые привели однажды к успеху. Именно они служат регулятором действия. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение.
В настоящее время модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены теорией социального научения А. Бандуры и Д. Роттера.
· Гешталътпсихология. (от нем. gesta.lt — целостная форма, структура). Гештальт-психология — психологическое направление, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.
Направление в психологии возникло в начале 1920-х гг. в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1886—1941) и К. Левина (1890—1947), заложившими методологию этой школы.
Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии — «Экспериментальные исследования видимого движения» была опубликована в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны.
Гештальтисты утверждают, что сознание — это целостная структура, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Они заявляли первичность целостных форм восприятия (человек вначале воспринимает целостный образ любого явления), от которых лишь в результате анализа можно перейти к элементарным ощущениям.
Гештальтисты подвергли критике бихевиористскую формулу «проб и ошибок». В противовес ей выяснилось, что испытуемые животные (обезьяны) способны найти выход из проблемной ситуации не путем случайных проб, а мгновенно уловив отношения между вещами. Такое восприятие отношений было названо «инсайтом» (от англ. insight — проникновение в суть). Он возникает благодаря построению нового гештальта, который не является результатом научения и не может быть выведен из прежнего опыта.
В рамках гештальтпсихологии было получено много экспериментальных данных, которые остаются актуальными и по сей день. Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия. Этот закон фиксирует тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов.
Принцип целостного познания психики означал для психологов возможность познания сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.
· Глубинная психология (фрейдизм или психоанализ.
Глубинная психология (психоанализ) — ряд психологических школ, придающих решающее значение в организации человеческого поведения бессознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, желаниям).
Психоанализом назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856—1939).
На первых порах Фрейд занимается лечением больных неврозами и психическими расстройствами людей. И тогда Фрейд обратился к скрытым, глубинным слоям психики человека. До Фрейда они не были предметом психологии, после него — стали его неотъемлемой частью.
Фрейд совершил важное открытие, которое перевернуло традиционный взгляд на психику: в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания, стремления или влечения, нежели сознание и разум. Так, первостепенную роль в жизни человека играют сексуальные влечения, часто они и являются причинами нервных и душевных заболеваний. Но эти же влечения принимают участие в творчестве высших культурных ценностей человеческого духа.
Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно ей, в психике человека существуют три сферы: сознание, предсознание и бесознателъное.
Предсознание состоит из скрытых, или латентных, знаний. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент не присутствуют. Что касается сознания, то ему Фрейд отводил роль слуги бессознательного, т.к. больные люди, с которыми работал Фрейд, не могли отвечать за свои поступки.
Бессознательное регулируется двумя принципами: принципом удовольствия и принципом реальности. Это означает то, что бессознательно любой человек стремится прежде всего к получению удовольствия, но должен считаться с требованиями окружения (соблюдать принцип реальности).
Те желания, которые человек не может удовлетворить, вытесняются (механизм вытеснения) и реализуются в фантазиях.
Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен, оговорки и т. д.) и невротические симптомы.
В психоанализе был разработан метод свободных ассоциаций (говорить все, что приходит в голову) и метод анализа сновидений.
Таким образом, психоанализ приходит к выводу, что психика шире, чем сознание.
Психоанализ получил развитие в лице Карла Юнга (1875—1961) и Альфреда Адлера (1870—1937).
Нововведением К. Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». А. Адлер вошел в историю психологии, заявив о «комплексе неполноценности», который является движущей силой личности, но одновременно, источником невроза.
· гуманистическая психология. Гуманистическая психология — психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.
Направление появилось в США в 40-х гг., строилось на основе философской школы экзистенциализма. Одним из его основателей является Г. Олпорт.
Вторая мировая война выявила поведение людей в экстремальных ситуациях, которое отличалось стойкостью, стремлением сохранить достоинство в трудных условиях и осознанным выбором своей судьбы.
Стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии.
Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обращается к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появляется и новая детерминация — психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации всех своих потенциальных возможностей.
Подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских интересов психоанализа.
Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 49 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |