Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Отношения Север-Юг как проблема современного мира.

Читайте также:
  1. A) Денежные отношения.
  2. II. Структура и функции управления общественными отношениями.
  3. IV. Особенности возникновения и развития «паблик рилейшнз» (управления общественными отношениями) в Европе и России
  4. LВзаимоотношения врачей между собой и с медицинскими работниками
  5. V. Взаимоотношения отдела сбыта с другими подразделениями предприятия
  6. V1: Гражданско-правовые отношения в здравоохранении (1 к.т.)
  7. VI. Взаимоотношения (служебные связи)
  8. XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма.
  9. А) Проблема смертной казни
  10. А9. К политическим властным отношениям относятся отношения между

Проблема отношений Север-Юг, впервые возникшая после распада колониальной системы, в конце 20 – начала 21 веков приобрела новое звучание. Если вначале эта проблема трактовалась через призму оказания материальной помощи новообразовавшимся независимым государствам, то с течением времени она стала синонимична противоречиям, возникшим между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Крайне тяжелые условия жизни в странах мирового Юга, к которым относятся 140 развивающихся государств (по данным ООН), касаются приблизительно 80% населения Земли. При этом данное значительное количество населения проживает на средства, которые составляют до 2 амер. долл. в день; 25% населения в этих странах – неграмотны, 130 миллионов детей школьного возраста не имеют возможности обучаться, приблизительно 1.1 млрд. чел. не имеют свободного доступа к водным ресурсам.

Многими аналитиками указывается на то, что “глобализация” способствует развитию “регионализации”, и в то же время последнее явление препятствует развитию процессов “глобализации”. Налицо обострение противоречивых процессов: интеграции и дезинтеграции, “глобализации” и локализации. Это касается как Севера, так и Юга. Продемонстрировать это можно на примере стран арабского мира, относящихся к государствам мирового Юга.

В них уже предпринят ряд попыток для осуществления и ускорения экономических процессов интеграции, однако, большинство этих попыток не были успешными. При сравнении с другими регионами мира, главным преимуществом, способным интегрировать арабские страны, является устойчивая и гомогенная культура. Доминирующие факторы такие, как ислам и национальная идентичность, оказывают влияние, которое можно назвать определяющим на все стороны жизни в арабском мире, включая бизнес. Ислам в качестве приоритетной движущей силы развития так же, как и современная арабская культура, воздействует на поведение, общественные отношения и мораль в современном арабском обществе. Однако ряд исследователей высказывает сомнения относительно такого объединяющего для стран арабского мира фактора, как национальная идентичность. “В действительности исламские страны практически безразличны к тому, что касается их подлинной идентичности. Многие лидеры и граждане исламских стран идентифицируют себя как мусульмане, но ведут себя в несвойственной мусульманам манере. Когда правительства исламских стран проводят свою политику, основываясь на немусульманских ценностях, нельзя говорить о возможности или успехе достижения интеграции между исламскими государствами. Некоторые исследователи указывают на то, что исламские государства не способны исполнять обязанности, наложенные исламом, и что для них было бы лучше “вести себя” в современной светской манере. Другие не согласны с этой точкой зрения. Они, по-прежнему, полны надежд на то, что они (правительства) могут вызвать благоприятные изменения в своих странах с тем, чтобы исламская идеология вновь заняла надлежащее ей место и тем самым воздействовала на развитие политической, экономической и социальной жизни общества”.

То, что касается экономической сферы жизни, то, не имея серьезных положительных результатов в достижении региональной интеграции, арабские страны подвергаются угрозам со стороны глобальной рыночной экономики. В настоящее время именно эта глобальная экономика устанавливает правила экономических политик, которые должны быть приняты странами этого региона. Главная дилемма состоит в в соперничестве арабских стран, нуждающихся во взаимном доверии и создании собственных блоков с целью установления некоего экономического равновесия в эпоху глобализации. Страна, действующая в одиночку, не может рассчитывать на успех в противостоянии большим экономическим блокам, созданным в странах развитого Севера. Без социоэкономической интеграции между государствами Юга, в частности арабскими странами, невозможны равноправные отношения между Севером и Югом.

Современный арабский мир является в значительной степени заложником высокоразвитых стран Севера. Государства арабского мира имеют очень маленькую производственную базу и зависят практически полностью от иностранного импорта с тем, чтобы удовлетворить все возрастающие потребности увеличивающегося в своих размерах городского населения. Также, следует отметить, регион не имеет жизнеспособной сельскохозяйственной базы. Произведенных собственными силами продовольственных и промышленных товаров не хватает.

В странах Юга нередки политические кризисы, которые часто в основе своей имеют религиозный фактор. Оппозиционные движения в этих государствах чаще всего являются движениями фундаменталистского религиозного толка. Множество светских оппозиционных движений используют различные политические фракции в качестве средств для установления своеобразного статус – кво. На примере мусульманских государств Юга исследователь Корн (Corn) утверждает, что “так называемые исламские движения извлекают пользу из паралича интеллектуальной элиты и политического истеблишмента с тем, чтобы выступить в качестве единственной альтернативы существующей власти. Таким образом, исламизм был во многом взлелеян неудачами существующих режимов в попытках провести ряд экономических и демократических реформ, наряду с популярными националистическими желаниями и стремлениями к независимости от западного доминирования. Западу необходимо понять причину усиления и расширения влияния исламских движений на всем Ближнем Востоке и за его пределами. Эти движения растут как грибы с тем, чтобы заполнить тот вакуум, который был вызван кризисом государственной законности. Они дают возможность гражданам неофициально участвовать в политической жизни стран, создают ощущение идентичности и социального правосудия, а также обеспечивают соблюдение интересов неимущих слоев населения. Ожидается, что к 2050 году население стран Юга значительно увеличится (а что касается ближневосточного региона, то ожидается, что оно удвоится). Отсутствие соответствующей политики может подтолкнуть молодое население к присоединению к подрывным и дестабилизирующим силам.

Эта объективная угроза подчас используется в популистских целях различными политическими кругами мирового Севера. Глобальные средства массовой информации создают негативный образ региона и “обычно сурово критикуют ислам, характеризуя его как религию, в которой попирается достоинство человека. При этом мусульмане часто представляются ими как террористы, берущие в заложники невинных с тем, чтобы отомстить за себя”.

В своей работе “Современные арабские взгляды на глобализацию” арабский мыслитель Мохаммед Абид Аль-Джабри, получивший в 1999 году премию, присуждаемую странами Магриба, за выдающийся вклад в арабское и общечеловеческое культурное наследие, приравнивает глобализацию к американизации или к универсальному распространению американских идей и ценностей. Философ задается вопросом: “Является ли глобализация другой формой колониализма? Правильно ли говорить о том, что это последняя стадия нового капитализма, вызванного информационной революцией и достижениями в областях технологии и средств массовой коммуникации? Другими словами, является ли глобализация эквивалентом постколониализма, то есть новой формой колониализма?”.

Своеобразный ответ на этот и другие вопросы видного арабского интеллектуала можно найти в книге известного политолога и советника кандидата в президенты США Барака Обамы, победившего на выборах 4 ноября 2008 года, Збигнева Бжезинского “Второй шанс”, вышедшей на русском языке под названием “Еще один шанс”.

С точки зрения Бжезинского для современного периода характерен “феномен глобального политического пробуждения”, являющийся воплощением “всеобщей устремленности к обретению человеческого достоинства”. Примечательной является более подробная характеристика данного процесса: “Глобальное политическое пробуждение исторически является антиимперским, политически антизападным и эмоционально все более антиамериканским. В своем развитии оно вызывает смещение центра глобального притяжения. А это, в свою очередь, в глобальном масштабе меняет расположение центров власти и оказывает серьезное влияние на роль Америки в мире”. Таким образом, речь идет о явлении изменения дихотомии Север-Юг. Глобальное политическое противостояние является угрозой не только для США как лидера стран Севера, но и для всей западной цивилизации. Бжезинский утверждает: “Антизападничество — это больше, чем просто популистское отношение. Это неотъемлемая часть сдвигов глобального демографического, экономического и политического баланса. Незападное население уже намного превышает численность населения евро-атлантического мира (к 2020 году население Европы и Северной Америки, по-видимому, составит только 15 процентов населения мира). Но политически активизировавшаяся часть незападного мира существенным образом влияет на происходящее в мире перераспределение власти. Стремление к утверждению статуса миллиардов людей стали качественно новыми факторами”.

При этом, “глобальное политическое пробуждение”, касающееся и Севера, и Юга, способно повлиять на современное соотношение сил в мире. Если Америка будет неспособна не только принять это явление, но и возглавить его, то существует опасность, что "глобальное политическое пробуждение обратится против нее”.

В течение долгого времени одним из главных аргументов Севера в “общении” с Югом было отсутствие или неразвитость демократических институтов в странах последнего. Бжезинский обращает внимание на то, что подобная категоричность в оценках уже неприемлема в общении с другими государствами мира: “Человеческое достоинство подразумевает свободу и демократию, но идет дальше этого. Оно также включает социальную справедливость, равенство полов и, сверх всего этого, уважение к культурной и религиозной мозаике мира”. Поэтому подчас насильственное "осчастливливание" незападных народов инструментами “продвинутой демократии”, новейшими технологиями и т.п. уже не может привести к результатам, на которые ранее рассчитывал или в некоторых своих частях продолжает рассчитывать Север, возглавляемый США. Исследователь утверждает, что в случае, если США действительно хотят быть лидером политического обновления современного мира, то необходимо возглавить своего рода борьбу за ислам. Бжезинский пишет: “в сегодняшнем значительно усложненном глобальном контексте многое зависит от того, удастся ли Америке восстановить некоторую степень доверия в ее отношениях с исламским миром”. По сути, речь идет о том, что если Америка упустит сейчас свои шанс контролировать происходящие в мире процессы, то ее позиции в мире ислама, а затем и далее, займет Китай, уже нормализующий свои взаимоотношения с такими государствами, как Россия, Иран и Пакистан.

Свою позицию Бжезинский окончательно формулирует так: “Америке нужно безотлагательно сформировать внешнюю политику, действительно соответствующую обстановке, сложившейся после окончания холодной войны. Она еще может это сделать при условии, что следующий американский президент, сознавая, что "сила великой державы уменьшается, если она перестает служить идее", ощутимо свяжет силу Америки с устремлениями политически пробудившегося человечества”.

Можно по-разному относиться к деятельности Збигнева Бжезинского, равно как и других, ранее указанных исследователей, но нельзя отрицать некой общности, которая существует в их позициях. Она состоит в признании того факта, что существовавшая не одно десятилетие дихотомия Север-Юг в начале 21 века подвергается тем изменениям, которые ставят под вопрос само ее существование, а также дальнейшее развитие мира в целом.

Существует три пути решения к проблеме Север-Юг:

§ либеральный;

§ антиглобалистский;

§ структуралистский.

Сторонники либерального подхода придерживаются той точки зрения, что именно неспособность утвердить в национальных экономиках развивающихся стран современный рыночный механизм мешает этим странам преодолеть отсталость и занять достойное место в международном разделении труда. По их мнению, развивающиеся государства должны придерживаться курса на обеспечение макроэкономической стабильности, либерализацию экономики и приватизацию государственной собственности, т.е. вашингтонского консенсуса. Либеральный подход находит в последние десятилетия вполне отчетливое выражение в позициях многих развитых стран на многосторонних переговорах по внешнеэкономической тематике.

Антиглобалисты полагают, что современная система международных экономических отношений является неравноправной, а мировая экономика в значительной степени контролируется между народными монополиями, что в свою очередь дает возможность Северу фактически эксплуатировать Юг. Утверждая, что развитые страны сознательно добиваются снижения уровня мировых цен на сырьевые товары, завышая при этом цены на товары обработанные, антиглобалисты требуют коренного пересмотра всей системы экономических отношений Север-Юг в пользу развивающихся стран в волевом порядке. Иными словами, они выступают в современных условиях ультрарадикальными последователями сторонников концепции нового международного экономического порядка.

Структуралисты согласны, что существующая система международных экономических отношений создает серьезные трудности для развивающихся государств. Но в отличие от антиглобалистов они признают, что без структурных преобразований в самих развивающихся странах, обеспечения отраслевой диверсификации их экономик, повышения их конкурентоспособности изменить положение этих стран в международном разделении труда попросту невозможно. Существующую систему международных экономических отношений, по их мнению, необходимо реформировать, но так, чтобы вносимые в нее изменения облегчали проведение реформ в самих развивающихся государствах. Как следствие, на многосторонних экономических переговорах сторонники данного подхода настаивают на учете развитыми странами особенностей и объективных трудностей экономического роста развивающихся государств и расширения для них системы торговых преференций со стороны развитых стран. Именно такой, взвешенный подход к проблеме Север-Юг получает в современных условиях все большее признание международной общественности и именно с его реализацией правомерно связывать перспективы решения проблемы экономических отношений развитых государств с развивающимися.

 




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 58 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 | 6 | 7 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав