Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

А.И.Герцен.

Сорока-воровка. Доктор Крупов. Кто виноват? Былое и думы (главы).

И.А.Гончаров.

Обыкновенная история. Обломов. Обрыв.

А.Ф.Писемский.

Тюфяк. Тысяча душ.


Основная литература:

1. Фортунатов Н. М., Уртманцева М.Г, Юхнова И.С. История русской литературы 19 века. М.: Высшая школа, 2008.

2. Минералов Ю.И. История русской литературы 19 века. 1800-1830 годы. М.: Высшая школа, 2007.

3. Минералов Ю.И. История русской литературы 19 века (40-60-е годы). М.: Высшая школа, 2003.

4. История русской литературы 19 века. Учебное пособие/Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громовой. 2-е изд. М.: МГУ, 2001.

5. Манн Ю.В. История русской литературы 19 века. Эпоха романтизма. М., 2001.

6. Кременцов Л.П. Русская литература XIX века (1801 – 1850). М., 2008.

7. История русской литературы 19 века. 40-60-е годы/Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. М., 2006.

 

Дополнительная литература:

1. История русской литературы. В 4 т. Т.2, 3. Л: Наука, 1982, 1983.

2. История всемирной литературы. В 9 т. Т.6. М., 1989.

3. Поспелов Г.Н. История русской литературы 19 века (60-е годы). М., 1981.

 

Планы семинарских занятий по курсу:

 

Тема 1

Драматургическое новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»

Задание: повторить материал о поэтике театра классицизма (Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. Статья «Классицизм» и др.).

 

1. Творческая история комедии. Прототипы героев.

2. Характер конфликта. Чацкий как незадачливый влюбленный и осмеянный пророк. Трагическое и комическое в его образе. Чацкий и Репетилов. Пушкин и Гончаров о Чацком.

3. Грибоедовская Москва: Молчалин и Софья; Фамусов, Скалозуб и др.

4. Новаторство Грибоедова – классициста («триединство» и его преодоление, конфликт и развязка, «амплуа» и их усложнение, язык, стих, крылатые выражения).

 

Литература:

1. Гончаров И.А. Мильон терзаний//А.С.Грибоедов в русской критике.

2. Пиксанов Н.Н. Послесловие и комментарии// А.С.Грибоедов. Горе от ума. М., 1987 (серия «Литературные памятники»).

3. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М.,1983.

4. А.С.Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. Л.,1977.

5. Маркович В.М. Комедия в стихах Грибоедова «Горе от ума»// Анализ драматического произведения. М., 1988.

6. Лебедев О.Б. Грибоедов и Фонвизин. К проблеме типологии действия и сюжетосложения «высокой» драмы// Русская литература. 1996, №1.

7. Фомичев С.А. Национальное своеобразие «Горя от ума»// Русская литература. 1969, №2.

8. Пиксанов Н. К. Летопись жизни и творчества А. С. Грибоедова. 1791-1829. М., 2000.

9. Поляков А. Е. Словарь языка А. С. Грибоедова. М., 2008.

 

Тема 2

Поэзия В.А.Жуковского

 

Задание: повторить определение терминов «элегия», «баллада», «суггестия», «лирический герой», «лирический пейзаж» (Литературный энциклопедический словарь. М., 1987; Литературная энциклопедия терминов и понятий М., 2001).

 

1. Элегии Жуковского. Мотивы. Поэтические новации (суггестия, «пейзаж души», музыкальность стиха и др.): «Сельское кладбище», «Вечер», «Теон и Эсхин», «Славянка», «Невыразимое» и др.

2. Баллады как оригинальные переводы. Мистические сюжеты.

3. Жуковский как гениальный переводчик и популяризатор в России европейской и восточной культур.

 

Литература:

1. Веселовский А.Н. В.А.Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. Пгр., 1918 (любое изд.).

2. Семенко И. Жизнь и поэзия В.А.Жуковского. М., 1975.

3. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1975.

4. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

5. Янушкевич В.Е. В мире Жуковского. М., 2006.

6. Жуковский В.А. Стихотворения. Л., 1956 («Библиотека поэта», большая серия). Вступит.ст. Н.Измайлова.

 

 

Тема 3

Лирический роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

 

Задание: Подготовить сообщение на тему: «Роман Пушкина «Евгений Онегин» в оценках Белинского и Достоевского»

.

1. Время, история создания. Отзывы современников.

2. Столица и деревня как антитеза культур. Петербургский скептик Онегин и усадебная барышня Татьяна Ларина. Оценки Белинского и Достоевского.

3. Новаторство поэтики романа (жанр, композиция, открытый финал, язык, стих, принцип литературного «кодирования» персонажей, емкая изобразительность).

4. «Онегинская» фабула и ее развитие в русской литературе.

 

Литература:

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статьи 8,9 // В.Г.Белинский. Собр. соч. В 3 томах. Т. 3. М..1948.

2. Достоевский Ф.М. Пушкин// Ф.М.Достоевский о русской литературе. М.,1987 (или ПСС в 30-ти томах, т.26. Л., 1984).

3. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980.

4. Лотман Ю.М. Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста. Тарту. 1975.

5. Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования. СПб., 1999.

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (18 – начало 19 века). СПб., 1999.

7. Бочаров С. Поэтика Пушкина. М., 1974.

8. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

9. Набоков В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина/Пер. с англ. М., 1991.

10. Розанов В. В. О Пушкине. Эссе и фрагменты. М., 2001.

 

Тема 4.

«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина

 

Задание: Повторить определение терминов «трагедия», «конфликт» (В.Е. Хализев. Теория литературы. М., 2002; Литературный энциклопедический словарь. М., 1987).

 

1. История создания цикла.

2. Трагические конфликты и лаконизм формы.

«Скупой рыцарь»: «Ужасный век, ужасные сердца!». «Моцарт и Сальери»: тема «гения и злодейства».

«Каменный гость»: безбожник и Командор.

«Пир во время чумы»: «Есть упоение в бою и бездны страшной на краю».

 

Литература:

1. Белинский В.Г. Сочинения Ал-ра Пушкина. Статья 11// В.Г.Белинский. Собр.соч. В 3 тт. Т.3. М., 1948.

2. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). Л., 1974.

3. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

4. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х томах. Т.2. Таллин, 1992.

5. Беляк Н.В., Виролайнен М.Н. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории: (Судьба истории - судьба культуры)// Пушкин. Исследования и материалы. Т.14. Л., 1991.

6. Маркович В. М. Цикл «Маленькие трагедии» как исследовательская проблема// Поэтика русской литературы. С. 315-340. М., 2006.

 

Тема 5

«Повести Белкина» А.С. Пушкина

Задание: Повторить определение терминов «пародия», «стилизация», «субъектная организация, точка зрения», «деталь» (В.Е. Хализев. Теория литературы. М., 2002; Литературный энциклопедический словарь. М., 1987; Литературная энциклопедия терминов и понятий М., 2001).

 

1. Новаторская трансформация традиционных сюжетов:

- пародийное начало в повестях «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка»;

- «Станционный смотритель» как версия ветхозаветной притчи.

2. Поэтика прозаического цикла (множественность точек зрения, своеобразие новеллистических финалов, искусство намека и емкой детали).

 

Литература:

1. Белинский В.Г. Сочинения Ал-ра Пушкина. Статья 11// В.Г.Белинский. Собр. соч. В 3 томах. Т.3. М., 1948.

2. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

3. Берковский Н.Я. «Повести Белкина» Пушкина// Н.Я.Берковский. Статьи о литературе. М.; Л., 1962.

4. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974.

5. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

6. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1958.

7. Лежнев А.З. Проза Пушкина. М., 1966.

8. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л., 1987.

9. Ильичев А.В. Идеал и действительность в повести А. Пушкина «Станционный смотритель»//Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире. С. 284-286. СПб., 2007.

 

Тема 6.

Драматургия Н.В. Гоголя

 

Задание. Подготовить сообщение на тему «Ревизор» Н.В. Гоголя в восприятии современников.

 

1. «Ревизор» как комедия абсурда. Миражная интрига и роль персонажей в ее развитии. Гротеск и юмор. «Немая сцена», ее смысл. Современники о комедии.

2. «Женитьба». Абсурдность сюжета. Гротеск в изображении персонажей.

 

Литература:

1. Белинский В.Г. Горе от ума// В.Г.Белинский. Собр. соч. В 3-х тт. Т.1. М., 1948.

2. Манн Ю. Поэтика Гоголя. М; Л., 1978.

3. Вайскопф М. Сюжет Гоголя. М., 2002.;.

4. Белый А. Мастерство Гоголя. М; Л., 1934.

5. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М; Л., 1959.

6. Набоков В. Николай Гоголь//Новый мир. 1987, №4.

7. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.

8. Мочульский К. Гоголь. Достоевский. Вл. Соловьев. М., 1995.

 

Тема 7

«Мертвые души» Н.В.Гоголя

 

Задание: 1. Повторить определение терминов «гротеск», «символ», «поэма», «эпос», «деталь» (В.Е. Хализев. Теория литературы. М., 2002; Литературный энциклопедический словарь. М., 1987; Литературная энциклопедия терминов и понятий М., 2001).

1. Проблема жанра. Полемика Белинского и К. Аксакова по этому вопросу. Гоголь и традиция Данте.

2. Гротеск и символика в изображении помещиков и чиновников г.NN.

3. Чичиков как аферист с нравственной перспективой. Символика предметных деталей.

4. Утопические идеалы Гоголя во 2 томе «Мертвых душ» и «Выбранных местах из переписки с друзьями». Религиозная драма писателя.

 

Литература:

1..Белинский В.Г. Похождения Чичикова или «Мертвые души»//В.Г.Белинский. Собр. соч. В 3 тт. Т. 3. М; Л., 1948.

2. Белый А. Мастерство Гоголя. М; Л., 1934.

3. Мочульский К. Гоголь. Достоевский. Вл. Соловьев. М., 1995.

4. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М; Л.,1959.

5. Лотман Ю.В. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

6. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.. 1978.

7. Манн Ю.В. В поисках живой души. М., 1984.

8. Вайскопф М. Сюжет Гоголя. М., 2002.

 

Тема 8

 

Романтические поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» и «Мцыри»

Задание. Повторить определение терминов «миф», «символ» (Литературный энциклопедический словарь. М., 1987; Литературная энциклопедия терминов и понятий М., 2001; Мифологический словарь. М., 1990).

 

1. Миф и его оригинальная трактовка Лермонтовым в поэме «Демон». Сюжет, композиция. Экспрессивность стиля.

2. «Мцыри». Сюжет о горце-изгое и его литературные истоки. Тема свободы и «фатума», ее символическое воплощение. Экспрессия стиля.

 

Литература:

1. Лермонтовская энциклопедия. Л.. 1981.

2. Логиновская Е. Поэма Лермонтова «Демон». М., 1977.

3. Пульхритудова Е. «Демон» как философская поэма.// Творчество Лермонтова. М., 1964.

4. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. М., 1975.

5. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976 (глава «Демон»).

6. Эйхенбаум Б.М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки// Б.М. Эйхенбаум. О литературе. М., 1987.

7. Пумпянский Л.В. Стиховая речь Лермонтова// Литературное наследство. Т.43-44. М., 1941.

8. Коновалова А.Е. «Фауст» Гёте и «Демон» Лермонтова (Дьявол и любовь)//Гетевские чтения. 2004-2006. С. 350-354. М., 2007.

 

Тема 9

Роман Лермонтова «Герой нашего времени»

 

Задание. Подготовить сообщение «Вопрос о творческом методе Лермонтова в современном литературоведении».

 

1. Жанр. Сюжетно-жанровый генезис отдельных повестей. «Перевернутая» композиция, ее смысл. Споры о методе Лермонтова.

2. Печорин как демонический герой. Его окружение. Драма «сверхчеловека».

3. Изобразительное и психологическое искусство Лермонтова.

 

Литература:

1. Лермонтовская энциклопедия/Под ред. В. Мануйлова. Л., 1981.

2. Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. М., 1957.

3. Удодов Б.Т. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» М., 1989.

4. Мережковский Д.С. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества// Литературное обозрение. 1989, №10.

5. Белинский В.Г. Герой нашего времени, сочинение Михаила Лермонтова// В.Г.Белинский. Собр. соч. В 3 тт. Т. 1. М., 1948.

6. Эйхенбаум Б.М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки// Б. М. Эйхенбаум. О литературе. М., 1987.

7. М.Ю. Лермонтов: Pro et contra. Личность и творчество М. Лермонтова в оценках русских мыслителей и исследователей. СПб., 2002.

8. Ходанен Л. А. Поэтика Лермонтова. Аспекты мифопоэтики. Учебное пособие. Кемерово, 1995.

9. Женщина в жизни М.Ю.Лермонтова. М., 2008.

 

Тема 10

Роман И.А. Гончарова «Обломов»

 

Задание. Подготовить сообщение на тему: «Роман Гончарова «Обломов» в восприятии современников».

 

1. Творческая история. Споры о романе (Добролюбов, Дружинин и др.).

2. Фольклорные, литературные и жизненные прообразы Обломова.

3. Мотив «сна» и его роль в романе. Сложность и противоречивость образа Обломова: ирония и лиризм. Обломов и Захар. Любовь в жизни Обломова.

4. Обломов и Штольц: Восток – Запад.

5. Искусство описаний.

 

Литература:

1. Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991.

2. Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983.

3. Аннинский И.Ф. Гончаров и его Обломов//Аннинский И.Ф. Книги отражений. М.. 1979.

4. Кантор В. Долгий навык к сну (Размышления о романе И.А.Гончарова «Обломов»)//Вопросы литературы. 1981, №1.

5. Отрадин М.В. Сон Обломова как художественное целое//Русская литература. 1992, №1.

6. Отрадин М.В. Проза И.А.Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994.

7. Гейро Л.А. Роман И.А. Гончарова «Обломов»//И.А.Гончаров. Обломов. Л., 1987 (серия «Литературные памятники»).

8. Имя – сюжет – миф. СПб.,1996.

9. Краснощекова Е.А. И.А.Гончаров. Мир творчества. СПб., 1997.

 

Тема 11.

«Тысяча душ» А. Ф. Писемского как русский роман карьеры.

Задание. Подготовить сообщение на тему: «Тысяча душ» Писемского в оценках современников».

 

1. Творческая история романа. Современники о нём.

2. «Тысяча душ» как русский роман карьеры. Истоки жанра в европейской и русской литературе.

3. Литературные предшественники Калиновича. Герой-аферист и его эволюция в романе. Влияние гоголевских традиций (2-го тома «Мертвых душ» и «Выбранных мест из переписки с друзьями»).

4. Стиль Писемского. Проблема эстетического идеала.

 

Литература:

1. История русской литературы. В 4 томах. Т.3. Л., 1984.

2. Аннинский И. Три еретика (об А.Ф. Писемском, П. И. Мельникове-Печерском, Н.С. Лескове). М., 1988.

 

 

Вопросы к экзамену по курсу «История русской литературы 19 века. Первая половина»

 

1. Литературные направления начала 19 века (классицизм, сентиментализм, «элегическая школа»).

2. Элегии и баллады Жуковского. Поэтические новации.

3. Романтическая проза А.Погорельского и В.Одоевского.

4. Повести А. Бестужева-Марлинского. Оригинальность фабул. Экспрессивность стиля.

5.Басни Крылова. Предшественники, новаторство.

6.Драматургическое новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума». Чацкий и его окружение. Гончаров и Пушкин о комедии.

7.Вольнолюбивая лирика Пушкина («Вольность», «К Плюсковой», «Стансы», «Арион», «Во глубине сибирских руд», «Анчар» и др.).

8.Культ дружбы и женской красоты в лирике Пушкина.

9.Южные романтические поэмы Пушкина («Цыганы» и др.).

10.Поэма Пушкина «Полтава». Историзм в трактовке фактов. Любовный сюжет и тема Петра. Модернизация классицизма.

11.«Евгений Онегин» Пушкина. Оригинальность жанра, композиции, языка. Открытый финал.

12.«Евгений Онегин» Пушкина. Герои, нравственный смысл их взаимоотношений. Развитие «онегинской» фабулы в русской литературе.

13.Народно-историческая трагедия Пушкина «Борис Годунов». Трагедия Бориса и трагедия народа. Преодоление классицизма.

14. «Маленькие трагедии» Пушкина. Жанровое своеобразие. Трагедийные конфликты и лаконизм формы.

15. «Повести Белкина» Пушкина. Пародия и миф. Искусство намека.

16.Повесть Пушкина «Пиковая дама». Мистический сюжет и его философское наполнение.

17.Повесть «Капитанская дочка». Пушкин о «русском бунте». Пугачев и Екатерина II. Искусство емкой детали и подтекста.

18.Поэма Пушкина «Медный всадник». Тема личности и государства, ее символическое воплощение.

19.Романтический цикл Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мифологические и фольклорные архетипы.

20.Прозаический цикл Гоголя «Миргород». Композиция. Гротеск, мистика, эпос.

21. «Петербургские повести» Гоголя как художественное единство. Искусство гротеска и символики.

22. «Ревизор» Гоголя как комедия абсурда. Миражная интрига, роль персонажей в развитии ее. «Немая» сцена.

23. «Женитьба» Гоголя. Абсурд и гротеск как основа образности. Скрытый лиризм.

24. «Мертвые души» как роман-«поэма». Гротеск и символика. II том, «Выбранные места из переписки с друзьями» и религиозная драма Гоголя.

25.Религиозная лирика Лермонтова (богоборческие и светлые мотивы): «Благодарность», «И скучно и грустно», «На севере диком стоит одиноко». «Сон», «Дума», «Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива», молитвы.

26.Гражданско-патриотическая лирика Лермонтова («Прощай, немытая Россия», «Родина», «Бородино», «Смерть Поэта» и др.). Новации.

27.Романтическая поэма Лермонтова «Демон». Миф и оригинальная трактовка его. Экспрессивность стиля.

28. «Мцыри» как романтическая философская поэма. Сюжет. Экспрессия стиля.

29.Фольклорная поэма Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

30.Романтическая драма Лермонтова «Маскарад». Арбенин как демонический герой. Символика.

31. «Герой нашего времени» как философско-психологический роман. Оригинальность композиции. Печорин: драма сильной личности.

32.Интеллектуальная проза Герцена («Сорока-воровка», «Кто виноват?»). Стиль.

33.«Былое и думы» Герцена как мемуары и летопись эпохи. Искусство исторического портрета.

34. «Тысяча душ» Писемского как русский роман карьеры. Образ Калиновича.

35. «Обыкновенная история» Гончарова как русский роман карьеры. Конфликт романтика и прагматика (Александр и Петр Адуевы). Искусство описаний и речевых характеристик.

36.Роман Гончарова «Обломов» как бессобытийный эпос частной жизни. Сложность образа Обломова: ирония и лиризм. Обломов и Штольц: смысл антитезы.

 




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 48 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.03 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав