Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проблема единства знания: гетерологическое обоснование

Читайте также:
  1. I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ
  2. II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ.
  3. А) Проблема смертной казни
  4. Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
  5. Автотранспорт как экологическая проблема
  6. Аккредитация в области обеспечения единства измерений
  7. Актуальность темы. Обоснование темы.
  8. Алкоголизм как социально-педагогическая проблема
  9. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возросту. Проблема кризиса подросткового возраста.
  10. Антропогенез. Проблема прародины человека, древа антропогенеза.

Предпринимаемое нами исследование находится в русле характерного для современной познавательной и социокультурной ситуации движения, направленного на проблематизацию идеи единства знания и различных его типов, включения ее в новый теоретический и исторический контекст.Вместе с тем существенной актуальностью для сегодняшней ситуации обладают мотивы продолжающейся автономизации отдельных областей знания. Эти основные направления преломляются в контексте нашего исследования как гетерологическое обоснование единства знания.

Классическая философия всегда была озабочена выявлением априорных структур данности сущего. Подобная озабоченность накладывала на нее определенные обязательства: «онто-энциклопедизм», выражающийся в стремлении синтезировать региональные дискурсы; метафизичность, проявляющаяся в опредмечивании сущего, как такового, и в поисках его существенности, онто-теологичность, занимающаяся поиском сверхсущей первопричины, или первоначала, мира.

Единство знания в данной работе связывается с операцией различия, с различием как исходным событием бытия, т.е.опространствованием-овременением мира. Различие бытия и сущего – это не различие двух предданностей. У нас нет двух, отделенных друг от друга сфер, но есть один процесс становления, различие между «двумя» различиями, различие, как таковое, или интенсивность. Это различие, производящее становления мира – гетерогенезис. Другими словами, речь идет о том, чтобы понять само различие, т.е. процесс, благодаря которому конституируются и актуализируются системы, процесс, включающий различные пространственно-временные динамизмы.

Гетерология порывает с онтотеологическим проектом философии. Бытие более уже не отождествляется с субстанцией и сущностью; бытие событийно, оно есть не основание сущего, а то, в чем сущее не-основывается. Гетерология – это не фундаментальная или даже не-фундаментальная онтология; это онтология безосновности. Онтология, которая уже не уклоняется от становления как единой и единственной модальности бытия. Философия обращается к этому не-основанию как к условию становления материальных и других систем, изучая опространствование-овременение актуализации этих систем.

 

 

Билет № 12.Классическая, неклассическая и постклассическая установки в понимании смысла

КЛАССИЧЕСКОЕ, НЕКЛАССИЧЕСКОЕ, ПОСТКЛАССИЧЕСКОЕ - понятие, характеризующие этапы и типы философствования. Исходным в этом ряду является понятие К., поскольку с ним связаны представления об образцах философствования, соответствующих именах, личностях и текстах, а также - об образцах, предлагаемых философией людям в качестве ориентиров их жизни и деятельности.

С т. зр. исторической, каждая эпоха представляет свои философские образцы, сохраняющие культурное значение до наших дней. В этом смысле следует говорить о философской классике античности, средневековья и т. д. В более узком представлении философская классика может быть ограничена XVII - XIX вв. и в основном пространством европейского региона, т. к. именно в этом хронотопе идея классичности получила подробное обоснование и развитие. Такое сужение "поля" философской классики делает и более четким сопоставление К., Н. и П. Тогда завершение классического этапа фиксируется в середине XIX в., неклассический этап - от Маркса до Гуссерля - развертывается до середины XX столетия и постклассический этап оформляется и длится во второй половине XX в. с перспективой продолжиться в следующем столетии. На этом этапе "узкий" смысл К. практически утрачивается, ибо значимым оказывается включение классики в новые методологические, культурные и практические контексты.

Классическая философия использует авторитет и аргументы науки для придания своим образцам особой социальной значимости. Сходство этих образцов сразу и с традиционными канонами и с научными стандартами свидетельствует о том, что они "претендуют" на ту самую роль, которую выполняли традиционные каноны поведения и мышления. Однако смещение традиционных схем и занятие их функциональной "ячейки" образцами осуществляется философией с опорой на научные стандарты и за счет сопоставления философских образцов и научных стандартов как инструментов человеческой деятельности.

Неклассическое философствование - это не направление, это тип мышления и действия, сопряженный с реакцией на классические образцы, с кризисом классики и ее преодолением. Это - реакция на несоразмерность абстрактного субъекта классики конкретным индивидам, абстрактного объекта - эволюции природы, ее методологии - поиску ресурсов интенсивной деятельности во всех сферах практики.

Логика перехода философии к постклассическому этапу и типу работы определяется не только философией, "внутренними сюжетами" ее эволюции за последние полтора века. Важные стимулы дает развитие таких научных направлений, как эволюционный универсализм, биология и физиология активности, синергетика, мир-системный подход. Проблема образцов возвращается в философию, но она возвращается как установка на изменение самой философии, на формирование философских концепций формирования и функционирования образцов, соответствующего структурирования социальности, субъектов взаимодействий, схем саморазвития человеческих индивидов. Особенностью этого режима является соединение устойчивости образцов как норм с их функциями регуляторов, обеспечивающих со-изменение и самоизменение человеческих субъектов

 

Билет №13Смысл как бытие-вместе

смысл принадлежит структуре бытия-вместе. Смысл, таким образом, может быть определен не как свойство, привносимое откуда-то, не как дополнительный предикат, а именно так: смысл структурируется как бытие-вместе, так же как бытие-вместе структурируется как смысл. Мыслить смысл-вместе - значит мыслить «бытие единичное множественное» смысла: отношение между сущими как смысл; как факт смысла в отсутствии любого трансцендентного смысла. Смысл связывает сингулярности вместе, сам будучи «даванием» этой связи. Смысл, таким образом, формирует давание-разделение бытия единичного множественного. Смысл возникает из этого разделения, которое есть разделение бытия. В отличие от истины для-себя-одного, смысл есть пространствое множественности. Итак, смысл, разделяемый разделением бытия, покоится на фундаментальном событии внеположенности и сингулярности.

Внеположенность означает быть вынесенным вовне, во внешнее во внутреннем внутреннего. Или, иначе: «Смысл составляет мое отношение к себе как соотнесенному с другим. Бытие без другого (или без друговости) не имело бы смысла, будучи лишь имманентностью собственного полагания, или, что то же самое, бесконечного допущения самого себя».- Внеположенность вовсе не подразумевает вынесение вовне пред-положенного (скажем, изначально существующего внутри) смысла. Смысл не может быть пред-положен: смысл только внеположен. Смысл как таковой и есть не что иное, как эта внеположенность.

Смысл сопротивляется любой возможной модели присвоения значения, семантической унификации. Мы переживаем смысл не как унифицированную операцию отлаженной системы означивания и представления, а скорее как сопротивление этой операции. Смысл есть то, что предшествует значению, преследует и преодолевает значение, но не как другое значение, скажем, отложенное значение, а как прочерчивание, «прокладывание пути» значения, благодаря которому значения не только означиваются, но и становятся коммуницируемыми. Следовательно, смысл не относится к порядку означающего или сообщения, означаемого или кода: это то, что делает возможным передачу сообщения.

Билет № 14. Историчность бытия. Событийность истории

Философия истории - раздел философии, связанный с пониманием исторического процесса. Предметом философии истории является историческое бытие людей. В связи с этим в её задачи входит определение специфики исторического бытия, его динамики и движущих сил, механизмов преемственности, членение исторической жизни на эпохи и стадии, вскрытие направленности исторического процесса и, наконец, постановка вопроса о смысле или смыслах истории. К этим задачам в современной философии истории необходимо добавляется проблема осуществления отдельного индивида во времени. В современных исследованиях исторического бытия возобладал поход, предполагающий, что прошлое (как, впрочем, настоящее и будущее) конструируемо, и потому его поиск, с одной стороны, возможен не только в фактах документированных источников, но и в воображении исторических романов или устных свидетельств и живых рассказов участников событий. А, с другой стороны, в историческом процессе открылась опосредующая роль языка, ибо не только понимание реальности опосредовано языком, но и само пребывание в реальности сопряжено с онтологией знаков, которые размечают и разграничивают поле взаимопонимания людей. ИСТОРИЧНОСТЬ БЫТИЯ - основное понятие философии Хайдеггера, согласно которой в череде исторически обусловленной трансформации смысла бытия меняется не только он сам, но и само бытие.

-СОБЫТИЙНОСТЬ — понятие, введенное философией постмодернизма в контексте отказа от линейной версии прочтения исторического процесса и фиксирующее в своем содержании историческую темпоральность, открытую для конфигурирования в качестве релятивно-плюральных причинно-следственных событийных рядов, развернутых из прошлого — через настоящее — в будущее. Если при переходе от традиционной культуры к классической осевой семантический вектор развития представлений о времени разворачивается как переход от циклической временной модели к линейной, то современный переход к культуре постмодерна знаменуется радикальным отказом философии от линейной концепции времени. Последняя оценивается как метанаррация и в этом качестве подвергается десакрализации: так, в оценке Бодрийяра, "история — это наш утраченный референт, то есть наш миф". Понимание истории как линейного разворачивания С. из прошлого в будущее, предполагающее усмотрение в последовательности событий однозначной принудительной каузальности (см. "Смерть Бога") и вытекающей из этого возможности одного (так называемого правильного) прочтения события, сменяются в постмодернизме установкой на интерпретационную плюральностьнарративной (см. Нарратив) истории: как пишет Бодрийяр, "история была могучим мифом... который поддерживал одновременно возможность "объективной" связности причин и событий и возможность нарративной связности дискурса", — не случайно "век истории — это также и век романа"

 

Билет №15.Классическая и неклассическая трактовки пространства и времени

Пространство есть определенность бытия, характеризующая его протяженность, строение, связи между образующими бытие телами, явлениями, процессами. Время — форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:

1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство время как особые самостоятельные сущности, которые сушествуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. Эта идея, в общем, виде сформулированная Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

Отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).

Пространство и время понимались не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

Другие точки зрения: Кант считал пространство и время не свойствами самих вещей, а априорными (доопытными) формами человеческого созерцания, Гегель подчеркивал, что лишь в движение, духа (как «инобытия» материи) «пространство и время действительны».

К всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность и независимость от сознания человека, их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, единство непрерывного и прерывного в их структуре, количественная и качественная бесконечность, вечность.

Свойства пространства: объективность, то есть существование вне и независимо от воспринимающего субъекта, его сознания; абсолютность, всеобщность; относительность, то есть пространство существует в конкретных формах, соответственно формам движущейся материи; неразрывная связь с материей и движением, то есть пространство не существует вне материи и движения; неразрывная связь пространства и времени; единство прерывности (дискретности) и непрерывности;бесконечность пространства (свойство, вытекающее из бесконечности материального мира, его неисчерпаемости, выступающей как бесконечное проявление видов, форм, свойств и структур материи); протяженность; обратимость; многомерность.

Свойства времени: объективность; абсолютность; относительность, то есть зависимость от скорости движения материи; неразрывная связь с материей, то есть нет "чистой длительности", нет времени, в котором не происходили бы те или иные события; единство прерывности (дискретности) и непрерывности, обеспечивающей связность потока событий, без деления их на секунды, месяцы, годы, эпохи, века и т.д.; неразрывная связь с пространством; необратимость времени; одномерность времени.

С возникновением общества возникают социальные пространство и время. Социальное пространство — это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от отдельного человека и кончая обществом в целом. Социальное время — это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии.

 

 

Билет № 16. Философия истории: возможности и границы

Основоположником философии истории как особого направления философского знания считается Гегель, который в своих «Лекциях по философии истории» объединил философию и историю. Он разработал идею разумности всемирно-исторического процесса. Термин «философия истории» был предложен Вольтером.

Философия истории – это совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности.

В настоящий период философия истории – самостоятельная область философского знания, исследующая особенности развития общества в его отличии от природы.

Основными проблемами философии истории являются:

· направленность и смысл истории;

· методологические подходы к типологизации общества;

· критерии периодизации истории;

· критерии прогресса исторического процесса.

Философия истории пытается выявить всеобщие законы, вовлекающие общество во всемирный исторический процесс, определить и показать закономерности и тенденции развития исторических событий и социальных систем.

Одна из важнейших задач философии истории - изучение проблем смысла и направленности истории. Проблема «направленности»: необходимость определить, откуда и куда идет общество.

Одним из основных принципов ряда историософских концепций считается «принцип историцизма», разработанный Гегелем. Основополагающие принципы историцизма Гегеля:

· признание субстанциальности истории;

· утверждение целостности исторического процесса и его целесообразности.

Маркс в формационной теории использовал принцип историзма с поправками на материалистическое понимание истории и общества.

Карл Поппер критиковал историцизм, торицая объективные законы исторического процесса. Поппер выдвинул следующие тезисы:

· развитие человеческой истории зависят от роста человеческого знания;

· невозможно предсказать, как будет развиваться научное знание;

· невозможно прогнозировать человеческую историю.

Билет № 17. Философия и социальность: этапы концептуализации

Социальность -совокупность приобретенных человеком качеств, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп, выступая при этом не в роли суверенной личности, а выразителем интересов данной общности. С. имеет не инстинктивный, а сознательный характер и предполагает у человека наличие способности мыслить, анализировать, оценивать, принимать решения. Из этого складывается социальная жизнь человека, представляющая собой цепь взаимосвязанных, внешне наблюдаемых поступков в общественной среде, сопровождающаяся соблюдением или нарушением социальных норм.

Объектом исследования социальной философии является человеческое общество. Она занимается познанием социальной реальности.

Социальное познание – это познание, позволяющее выявить законы функционирования общества, целей, желаний, потребностей человечества.

Главная задача социального познания состоит в анализе общественных процессов и выявлении в них основных закономерностей. Типы социального познания: гуманитарное, социально-экономическое, социально-философское.

Социальная философия как сфера философского знания возникла еще в Античности и связана с именами Сократа и Платона (он первым выявил необходимость осмысления устройства общества).

К основным проблемам социальной философии относятся:

· возможность сознательного упорядочения людьми своих отношений в обществе;

· исторически обусловленные пути и средства строительства социальных отношений;

· характер объективных преград, стающих перед людьми в процессе деятельности;

· способы осмысления людьми объективных ограничений и их отражение на практике.

Функции социальной философии:

· гносеологическая-исследует наиболее общие закономерности развития общества в целом;

· методологическая-изучает методы познания социальных явлений и процессов;

· интегративная-устанавливает всеобщие связи социального бытия;

· прогностическая-формирует гипотезы об общих тенденциях развития социальной жизни и человека;

· социальная-изучает социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению;

· гуманитарная-создает гуманистические ценности и идеалы.

Главная задача социальной философии заключается в раскрытии законов общественного бытия, характеристике его как части мира, отличающейся от иных его частей, но связанной с ними в единую целостность.

Основные философские подходы к анализу общества

1.Натуралистический подход (О. Конт, Г. Спенсер)

Социология возникла и оформилась в первой половине XIX века в рамках позитивистского взгляда на мир.

Натуралистическая концепция требует объяснения социальных явлений исключительно действием природных закономерностей: физических, географических, биологических.

2.Атомистический подход (Ж.Ж.Руссо, Т. Гоббс.Теория общественного договора)

Человек - некий социальный атом, а общество - механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах.

3.Идеалистический подход (Гегель)

Развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека.

5.Структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон)

Общество как система, социальный организм, существование частей или подсистем которого функционально оправдано в интересах структуры целого. Гармонизация жизни в глубинах человеческого существования происходит благодаря гармонизации человеческих потребностей и установок в соответствии с культурно-нормативными образцами.

Билет № 18.Традиционное общество: его основные черты

Общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.

Черты традиционного общества:

1. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков.

2. Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития.

3. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею.

4. Основа экономической системы - общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности.

5. Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы.

6. Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроля не существует.

7. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней.

8. Главный регулятор общественной жизни – традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением

 

Билет № 19. Индустриальное общество: проблема социального прогресса

Постиндустриальное общество(информационное) - общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг.

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Отличительными чертами информационного общества являются:

- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное

информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в)

удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Концепция постиндустриального общества была выдвинута американским социологом и политологом Даниелом Беллом.

Согласно Беллу, постиндустриальное общество характеризуется уровнем развития услуг, их преобладанием над всеми остальными видами хозяйственной деятельности. Вподобного рода обществе особенно важны организация и обработка информации и знаний. В основе этих процессов лежит компьютер – техническая основа телекоммуникативной революции. По определению Белла, эта революция характеризуется следующими признаками:

1) главенство теоретического знания;

2) наличие интеллектуальной технологии;

3) рост численности носителей знания;

4) переход от производства товаров к производству услуг;

5) изменения в характере труда;

6) изменение роли женщин в системе труда.

Концепция постиндустриального общества обсуждалась также в трудах Э. Тоффлера, У. Ростоу, Р. Арона, З. Бжезинского и др. В частности, для ЭлвинаТоффлера постиндустриальное общество означает вхождение стран в Третью волну своего развития. Первая волна – это аграрный этап, продолжавшийся в течение около 10 тыс. лет. Вторая волна связана с индустриально-заводской формой организации социума, приведшей к обществу массового потребления, массовизации культуры. Третья волна характеризуется формированием нового типа труда и соответственно нового типа рабочего. Уходят в прошлое подневольность труда, его монотонность. Труд становится желаемым, творчески активным. Рабочий Третьей волны не является объектом эксплуатации, придатком машин; он независим и изобретателен. Место рождения Третьей волны – США, время рождения – 1950-е гг.

Характерные черты постиндустриального общества

Экономическая 1.Высокий уровень использования информации для развития экономики. 2.Господство сферы услуг. 3.Индивидуализация производства и потребления. 4.Автоматизация и роботизация всех сфер производства и управления. 5.Осуществление сотрудничества с природой. 6.Развитие ресурсосберегающих, экологически чистых технологий.
Политическая 1.Сильное гражданское общество, где господствует право и закон. 2.Политический плюрализм (множество политических партий). 3.Возникновение новой формы демократии – «демократия консенсуса», основанной на взаимных уступках.
Социальная 1.Стирание классовых различий. 2.Рост численности среднего класса. 3.Дифференциация уровня знаний.
Духовная 1.Особая роль науки и образования. 2.Развитие индивидуализированного сознания. 3.Непрерывное образование.

 




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 40 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.017 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав