Читайте также:
|
|
1. История представлений о материи.
2. Естественные науки и философское определение материи.
3. Основные свойства и признаки материи: объективность, системность и структурность.
4. Современная наука о многообразии типов и видов материи. Движение, пространство и время - формы бытия материи. Самоорганизация. Отражение.
Понятие материи - категория, которая сформировалась в философии для обозначения объективной реальности. Это понятие употребляется в настоящее время и в философии, и в естественных науках.
История формирования представления о материи уходит в античную философию. Первые философы пытались объяснить единую для всех вещей субстанцию: огонь, вода, земля, воздух; в Китае - дерево и металл, то есть, чувственно воспринимаемые вещи. Этот период в развитии представлений о материи называется чувственно-вещественным. В философии Демокрита материя (субстанция) - умопостигаемые атомы. Это был первый шаг к субстанциональному представлению о материи.
Само понятие 'Материя' в философию ввел Аристотель: это пассивный безжизненный материал, которому Демиург придает форму.
В философии Нового времени благодаря открытию атомов (17-18 век) материю стали отождествлять с мельчайшей частицей. Подход называется субстанциональный.
В конце XIX века был открыт электрон. С точки зрения субстанционального подхода материю стали отождествлять с массой покоя электрона.
Однако, согласно , оказалось, что с увеличением скорости электрона его масса падает. На глазах у физиков материя 'исчезла'. Этот факт многие объяснить не смогли, следовательно, метрии нет, а имеется лишь энергия. Физика начинает переживать кризис. Появилось течение махизм (Э. Мах - гениальный физик). В России махизм стал называться эмпириокритицизмом, его представитель А.А. Богданов - первый директор института переливания крови в России. Богданов полагал, что махизм - философия, которая может сыграть положительную роль в преобразовании России. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» дал характеристику махизму; показал, что это не новая философия, а субъективный идеализм, что основная причина кризиса в физике - метафизическое представление о материи. Материю нельзя отождествлять с конкретным веществом: электрон так же делим, как и атом. «Исчезла не материя, а наше представление о ней» - Ленин. Его определение материи положило начало философско-гносеологическому представлению о материи. 'Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них'. Итак, первая лексема: материя - это философская категория, т.е. материя - это не что-то конкретное, а абстракция, понятие, которое выработалось в науке для обозначения объективной реальности.
Вторая лексема: «копируется, фотографируется, отображается» - то есть, материя познается. Третья: «существует объективно».
Это определение неполное, в нем указывается только на две характеристики материи: быть объективной реальностью, быть познанной.
Однако это определение сыграло методологическую роль: представление о материальности мира стало диалектическим. Мировоззренческая роль заключается в том, что изменилось представление о мире.
Современная наука дает представление о материи, которое углубляет ее философско-гносеологическое определение:
1. Системность и структурность.
Системность - категория, которая указывает на целостность и внутреннее единство материи.
Науке известно три типа материи:
· микромир - молекулярный и клеточный уровень жизни.
· макромир - мир тел, сопоставимых с размерами самого человека
· мегамир - Космос
Виды материи:
o открытые и закрытые
o простые и сложные
o целостные и суммативные
Структурность - это свойство материи, в котором отражается внутренняя расчлененность.
Современная наука выделяет следующие структурные уровни организации материи:
1. В неживой природе: субмикроэлементарный, затем эелемнтарный, атомарный, атомный, молекулярный, вещество и поле, звезды и планеты, звездно-планетарные системы, галактический, союзы галактик.
2. В живой природе: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, видовой, популяционный, биоценозный, биосферный.
2.Движение, пространство и время.
Формы бытия материи.
В философии движение определяется как изменение вообще, любое изменение есть движение.
Изменения могут быть механическими, простое перемещение, круговороты, прогрессивное изменение (развитие), регресс (уничтожение, старение).
Движение в истории философии рассматривалось дольше всего на основе метафизики - вплоть до конца XIX века. В этом случае движение не представляло собой атрибут материи, форму ее бытия, так как выносилось за материальную систему, имело место понятие 'первоимпульс'.
С точки зрения диалектики материя (М) не существует без движения. Движение внутренне присуще материи, оно определяется связью, взаимодействие внутренних структурных элементов, т.е. движение в самой материи.
Движение абсолютно, покой в природе есть, но он относителен. Формы движения материи эволюционировали и усложнялись по мере эволюции мира. Самой элементарной формой движения является
1. Механическая: она присуща почти всем телам: и живым, и неживым.
2. Физическое движение не имеет конкретного носителя, присуще всем видам материи.
3. Химическая - появляется, когда возникла молекула
4. Биологическая - носитель клетка
5. Социальная - все социальные изменения (возникает с появлением общества)
Данную классификацию форм движения М предложил Энгельс, но эта классификация не завершена, пока существует сама М.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. Представление в истории философии и науки различно. В метафизике пространство тождественно пустое, это то, где существуют предметы (космическое механика мира). Время некоторые философы отвергали, считая, что прошлое - это наша память, будущее вообще не наступило, оно в наших мечах, а настоящее - это один миг. Теория относит Эйнштейна доказала, что пространство и время неотрывны от движущейся М, сами по себе они не существуют. Пространство - это связь между сосуществующими предметами, объектами, процессами, порядок их расположения относительно друг друга. Пространство объективно и трехмерно, изотропно. Время - это форма бытия М, связь между сменяющимися явлениями, предметами, процессами, отражает длительность существования материи, время объективно и характерно для каждой мат системы, ее основная черта - необратимость; субъективным является попытка измерить пространство и время.
САМООРГАНИЗАЦИЯ - признак материи, кот был обнаружен в 70е годы 20 века И.Пригожиным и И. Стингерс - основателями теории синергетики (самоорганизации). Они исследовали процессы, кот протекают в открытых системах. Известно, что эти процессы не равновесны и нелинейны, т.е. в них имеется определенная мера энтропии. Как только такая система оказывается под энергетическим воздействием со стороны внешней среды, ее внутренние структурные элементы начинают вести себя согласовано, стремятся к гармонии, возникают диссипативные структуры (очень гармоничные). Для таких систем внешняя среда становится фактором генерации отбора. Вывод: синергетика не отвергла законы термодинамики, но она объяснила, что в мире имеется стремление к гармонии, материя не только хаотична, но и гармонична. М не только саморазвивается (согласно законам диалектики), но и самоорганизуется (по синергетике).
ОТРАЖЕНИЕ. В любой материальной системе, и в живой, и в неживой есть это свойство. Это способность материальных систем воспроизводить в измененных свойствах своей структуры самые существенные, основные свойства и признаки тех систем, с которыми происходит взаимодействие.
Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |