Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Г. Блумер: использование символического интеракционизма для интерпретации коллективного поведения.

Читайте также:
  1. I. Причины девиантного поведения.
  2. II. Использование готовых разложений.
  3. Аналитические жанры журналистики и их использование в PR.
  4. Билет № 37 - Эффект финансового рычага и его использование при управлении заемным капиталом
  5. Билет № 54 Маркетинговая информация: получение и использование.
  6. Билет № 8 Формирование механизма и использование методов управления.
  7. Будущее, его периодизация и критерии поведения.
  8. В процессе эволюции концепции корпоративной социальной ответственности сформировались три ее основные интерпретации.
  9. Виды дисперсий, правило сложения дисперсий, расчет на его основе коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения. Практическое использование.
  10. Виды заданий с использованием этимологического анализа в начальной школе

Ученик Мида американский социолог и социальный психолог Герберт Блумер - представитель Чикагской школы интеракционизма, относящийся ко второму поколению символического интеракционизма, основанной Дж. Мидом. С 1925-1952 гг. преподавал в Чикагском университете, а с 1952 г. - в Калифорнийском университете, развил дальше исходные основы символического интеракционизма. Блумер является одним из первых, заинтересовавшихся проблемами массового общества.

Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении определенных социальных символов. Для осмысления поступков и намерений каждому из субъектов при их взаимодействии необходимо принять роль другого. Такое взаимодействие осуществльяется с помощью символов (от греч. symbolon - условный знак), жестов (телодвижений, что-то выражающих или сопровождающих речь), которым придается определенное значение. Таким образом, своеобразие символического интеракционизма состоит, прежде всего в том, что он, во-первых, объясняет поведение людей не их индивидуальными интересами и влечениями, а социальными факторами; и, во-вторых, стремится рассматривать многообразные взаимосвязи и взаимодействия индивида с внешним миром, в том числе и с другими людьми и обществом в целом, как опосредованные символами, прежде всего словами. Иногда символический интеракционизм именуют теорией действия или ролевой теорией.

По Блумеру Символический интеракционизм покоится на 3 базовых посылках:

· Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как социальные силы. Символический интеракционизм предлагает детерминизм значений.

· Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

· Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

 

Значительное место в работах, Блумер уделил коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как:

1. Толчея – кратковременные взаимодействия по поводу не слишком значимых символов.

2. Коллективное возбуждение – взаимодействия, приводящие к ломке устоявшихся форм поведения и появлению новых.

3. Социальная инфекция (социальная эпидемия) – быстрое и широкое распространение форм поведения, которые резко диссонируют с устоявшимися социальными символами.

 

17. Социальный психоанализ З. Фрейда. Раскройте содержание одной из работ З. Фрейда.

Создателем психоанализа, является выдающийся австрийский психолог, психиатр, социальный мыслитель Зигмунд Фрейд (1856—1939).
Основные положения социального плана, присущие теориям Фрейда, состоят в следующем. Главная проблема психоаналитической ориентации в социологии — наличие противоречия, конфликта между личностью и обществом. Она имеет место потому, считал он, что существует социальный контроль, который ограничивает свободу личности. Сам он и его сторонники полагали, что современная цивилизация, ее моральные нормы, санкции, запреты, репрессивность, жесткий контроль подавляют влечения человека, в первую очередь сексуальные, и ведут к отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, неврозам и т.д. Но отрицать полностью необходимость такого контроля Фрейд не мог, понимая его целесообразность и значение в борьбе с обузданием человеческих инстинктов. Лучшим выходом в таких "двойственных" условиях он признавал психотерапию — средство адаптации к существующей ситуации.
В соответствии с учением психоанализа поведение людей определяют не только (а часто и не столько) внешние, но и внутренние силы. Последние могут иметь как сознательный, так и бессознательный характер. В этом положении отражена одна из важнейших составляющих учения Фрейда, сыгравшая в развитии социологии первой половины — середины XX в. весьма значимую роль. Заслуга австрийского ученого состоит в том, что он много внимания уделил изучению бессознательных влечений людей и обосновал возможность бессознательной мотивации действий.
Центральная идея психоанализа основана на гипотезе о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов, в основном сексуального характера. Более того, по Фрейду проблема разрешения сексуальных противоречий имеет решающее значение не только в индивидуальном развитии каждого человека, но и в историческом процессе также.

Ученый выделял два инстинкта, движущие поведением человека: инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт (либидо). Бессознательное трактовалось им как сфера, насыщенная энергией либидо — слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Однако позиция Фрейда в социальном плане здесь была слишком жесткой и потому ограниченной. Он однозначно полагал, что социальные отношения людей определяются их сексуальными комплексами, не допуская возможности обратного влияния и иных зависимостей. На самом же деле, как было установлено в первую очередь его оппонентами из числа бывших последователей, не говоря уже о социологах, значительно более серьезное воздействие на повеление человека оказывают социальные отношения, а не сексуальные. Что касается инстинкта самосохранения, то его исследование нашло свое выражение в учении Фрейда о противоборстве двух инстинктов — жизни (ЭРОС) и смерти (ТАНАТОС). Их борьба определяет природу общества, его функционирование, развитие, конфликты.

Говоря об идеях Фрейда, оказавших влияние на развитие социологии, нельзя не коснуться вопроса о связи между сознанием (скорее даже "бессознанием") человека и его речью. Ученый подчеркивал, что многие речевые ошибки, неправильное произношение или расположение слов являются не случайными, а вытекают из подсознания человека, из внутреннего конфликта между словами и поступками. Обмолвки могут быть смешными, грустными, тяжелыми, но, как правило, совершенно непредсказуемыми. При этом в них часто выражаются спрятанные глубоко в психике человека чувства. Фрейд предлагал использовать этот метод (он получил название анализа свободных ассоциаций) для изучения некоторых сторон поведения человека, связанных с его подавленными желаниями. Не случайно мы часто говорим: фрейдовская оговорка отвориться по Фрейду.

"Остроумие и его отношение к бессознательному"— работа австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда, опубликованная в 1905 году. В ней Фрейд высказал предположение, что юмор, как и сновидения, может быть связан с человеческим бессознательным. В частности, он подразделял юмор на три категории, которые могли быть переведены как «шуточный», «комический», и «подражательный».
Согласно Фрейду, шутка(остроумие) рождается, когда сознание пытается выразить те мысли, которые общество обычно подавляет или запрещает. Суперэго (в психоанализе так обычно называют моральные установки человека) позволяет эго (та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия) высказывать подобные мысли в юмористической форме. Доброжелательное суперэго порождает лёгкий и успокаивающий тип юмора, в то время как более жёсткое суперэго создаёт резкий и саркастический тип, при этом очень жёсткое суперэго подавляет юмор всецело. Теория юмора Фрейда, как и большинство его идей, была основана на динамическом конфликте между бессознательным («оно»), «эго» и «суперэго», где руководящее суперэго препятствует эго в поиске удовольствия для бессознательного.
Кроме того, Фрейд полагал, что психическая энергия хранится и накапливается, а затем выходит наружу неким «обходным путём», чтобы «избежать взрыва». Таким образом, остроумие по Фрейду является примером психической сублимации (защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество).

18. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Раскройте содержание одной из работ Э. Фромма.

Гуманистический психоанализ Эриха Фромма полагает, что основным источником страха, тревоги, появлению чувства изоляции – является отрыв человека от мира природы, человек обладая инстинктами лишился связью с природой и лишился частью инстинктов, которыми обладают животные, взамен он получил мышление и, с точки зрения Фромма, способность мыслить помогает выжить, но неизменно толкает на решение вопросов на которые нет ответа. Его работа основывалась на трудах Фрейда. Фром в своей работе соединил психоанализ и экзистенциальный подход. Главной дихотомией будет вопрос жизни и смерти.
Дихотомия – дуальные явления, находящиеся на двух разных полюсах.
По Фрому смерть упорно отрицается у человека - у него есть жизнь после смерти. И для этого, что бы получить хотя бы маленький путь свободы – человек ввел реинкарнацию.
Вторая дихотомия – это противоречие идеального представления о полной самореализации. Полностью реализоваться человек не может, из-за слишком короткой жизни.
Третья дихотомия – Человек на самом деле автономен и одинок, но человек понимает, что обходиться без других людей он не может.
Постигая смысл этих трех дихотомий человек постигает смысл жизни.

Психоанализ предполагает работу не со здоровыми людьми. Фром говорил, что здоровый человек отличается от нездорового. Психически здоровый человек в состоянии найти ответы на экзистенциальные вопросы, которые отвечают на его экзистенциальные потребности. Это означает то, что здоровый человек не отказывается от поисков найти ответы на эти вопросы. А, во-вторых, в рамках своей личности находит все таки ответы, но не в рамках всего социума. Развитие личности у Фрома проходит через все возрастные кризисы, которые встречаются в классической возрастной психологии. Когда кризис достигает человека, его начинают волновать эти три основные дихотомии. На протяжении всего кризиса его волнуют эти вопросы, и как только он находит ответ, человека обретает спокойствие. Затем эти кризисы опять возникают на эти же вопросы, но уже под другим углом зрения. И так до следующего возрастного кризиса.

Интерпретация личности у Фрома начинается с анализа условий существования человека, а так же изменения этих условий. Фром подтверждает что одиночество, изоляция и отчужденность присуще всем людям. Отчуждение заключается в том что произошло нарушение естественной гармоничной связи с природой, естественно с людьми и с самим собой. Он исследовал различные исторические периоды и для каждого периода – характерным окончанием было прогрессивное обретение человеком личной свободы. Чем больше человек получал личной свободы – тем он сильнее отдалялся от природы. Фром говорил, что невиданная свобода от социальных политических, экономических и религиозных ограничений потребовала от человека компенсации в виде чувств безопасности и принадлежности к социуму, т.е. организовалось огромное противоречие между свободой и безопасностью. Человек хочет быть свободным, но свободу он хочет компенсировать в социуме. Таким образом человек пытается преодолеть чувство одиночества – бегством от свободы, а если он хочет быть свободным – он становится одиноким.

Стратегии бегства от свободы:
1) Садизм – невыносимость времени отчуждения перерастает у человека в чувство агрессии к окружению.
2) Мазохизм – перерастает в агрессию, но к самому себе. Мазохизм может проявляется как конформизм (приспособленчество к другим людям в условиях жизни).
По Фрому эти чувства несут себе функцию защитных механизмов от чувства одиночества. По Фрому это может привести к самоубийству.

Формирование структуры личности. По Фрому это происходит при помощи общества, которое дает возможность удовлетворения основных потребностей человека:
- потребность в связи с другими людьми.
- потребность в созидательном творчестве.
- потребность в корнях, т.е. связи со своей семьей.
- потребность в своей идентичности, т.е. быть самим собой, а не копировать других.

На основании этого с детства формируются основные ориентации характера. Фром выделил пять основных ориентаций и назвал их социальными типами характера:
1) Рецептивный тип – эти люди убеждены, что все хорошее в жизни находится вне их самих. Эти люди оптимистичны и идеалистичны, эти люди пытаются постичь окружающий мир.
2) Эксплуатирующий тип – данный человек обладает негативными и позитивными чертами. Негативные черты – агрессивность. и эгоцентризм. Позитивные – чувство уверенности в себе и чувство собственного достоинства.
3) Накопительский тип – тенденция к овладению материальными благами и властью.
4) Рыночный тип – человек убежден что личность это товар и отношения с окружающими – поверхностные.
5) Продуктивный тип – по Фрому это человек независимый, честный, спокойный и ориентированный на социально – полезную деятельность, по Фрому этот тип самый полезный.

«Бегство от свободы» (1941)- одноименная работа Фромма, в которой он попытался не только ответить на вопросы, что означает свобода для современного человека, каковы его переживания по поводу обретенной им свободы и почему индивидуум стремится избавиться от нее, но и и раскрыть психологические механизмы бегства от свободы, к которым человек прибегает в процессе своей жизнедеятельности.
По Фромму, свобода имеет двоякий смысл, поскольку, с одной стороны, человек освобождается от уз прежней власти и становится «индивидуумом», а с другой – ощущает одиночество и собственное бессилие, превращается в орудие внешних целей, отрывается от самого себя и окружающего его мира.
Основываясь на психоаналитическом представлении о действии бессознательных сил в глубинах человеческой психики, Э. Фромм сосредоточил внимание на раскрытии психологических механизмов бегства от свободы. Он показал, что пути избавления от свободы являются следствием неуверенности и беспомощности изолированного индивидуума, который в попытках избавления от тревоги прибегает к таким психологически действенным и социально значимым механизмам бегства от свободы, как авторитаризм, разрушительность, конформизм. Авторитаризм связан со стремлением человека к подчинению и покорности, мазохизму и садизму, обретению новых вторичных уз вместо утраченных первичных. Разрушительность – с полной ликвидацией объекта, чтобы тем самым избавиться от невыносимого чувства собственного бессилия. Конформизм – с отказом человека от самого себя, утратой собственного Я, превращением в робота.
Анализ свободы и психологических механизмов бегства от нее в современном мире привел Э. Фромма к пониманию того, что процесс развития свободы не является порочным кругом, с неизбежностью предполагающим усиление стремления человека к избавлению от свободы как таковой. По его убеждению, возможны варианты такого развития, когда человек может быть свободным и независимым, но в то же время связанным с другими людьми и человечеством. Речь идет об обретении человеком «свободы для», той позитивной свободы, которая предполагает спонтанную активность индивидуума в направлении развертывания его внутреннего потенциала и творческих возможностей, реализации чувственных, эмоциональных и интеллектуальных способностей, становления продуктивной и преисполненной любви личностью.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 59 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | <== 4 ==> | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав