Читайте также:
|
|
Древнегреч. философ Платон (427-347 до н.э.) оставил в наследство свою теорию идеал. гос-ва, излож. им в трактатах «Гос-во» и «Законы». В хар-ке гос-ва Платон выделяет 4 формы:
1.Т емократия –гос. форма правления, осн. на господстве честолюбивцев.
2. Олигархия –это госп-во немн. над больш-вом.
3. Демократия –власть и правления народа.
4. Тирания – власть в общ-ве 1 чел. над всеми.
Все 4 формы он рассм-т как отрицание и считает, что ни одна из них не является соверш. В противопол. данным формам Пл. противопос-ет проект наилучшего устр-ва гос-ва. В проекте идеального полит. устройства Платона гос-во функц-ет не ради чел., ачел. живет для гос-ва Гос-вом должны руководить мудрецы или фил-фы, это тоже власть немногих (как олигархия), но они заботятся не о своих интересах, а об общ-ве в целом. Платон первый указал на взаимосвязь политики с соц. процессами (разделением труда, появлением классов, неравенства).
Древнегреч. мыслитель Аристотель (384 322 до п.э.) в произведениях «Политика», «Афинская политика», «Этика» положил начало полит науке об общественной жизни. Его волнуют вопросы о возникн. реального гос-ва. Он подверг резкой критике проект Платона об идеальном гос-ве. Аристотеля интересуют проблемы:
1. происхожд. гос-ва: он пытается обосновать естеств. происх. гос-ва, гос-во образ-ся на нравств. основе, оно созд-ся ради общей пользы.
2. Проблема формы гос. устройства:
Аристотель разл-т правильную и неправ-ю формы гос. устройств. Правильное( преслед-ся общие блага),н еправильное (прислед-ся личные интересы правителей). Он выделяет:
- монархия (правл-е 1 в интересах всех)
- аристократия (правл.немн-х, но в интер. всех)
- полития (правл-е многих, но в инт-ах всех)
3. Проблема гражданина: Гражданин – тот, кто может учавст. в законодат, суд. власти. В противопол. гр-нам в гос-ве сущ-ют рабы, причём рабство, по его мнению, устан. самой природой.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) римский философ и полит. деятель в полит. сочинениях «О гос-ве», «О законах», «Республика» естеств. причины образ. гос-ва, как и Аристотель, находил в обществ. сущности, «общежительной» природе человека. Гос-во — «достояние народа». Лучшей формой правления считал «смешанное гос. устройство», сочетающее в себе элементы монархии, аристократии и демократии. По его утвержд. законы гос-ва должны основ. на естеств. праве, а их содержание соотв. интересам народа. Согласно Цицерону, «благо народа — высший закон». Закон распростр. на всех людей, перед законом все равны, подчинение закону всех явл. условием свободы: «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». Данные мысли Цицерона впоследствии развились в понятие «правовое государство».
Важнейший вывод, к кот. пришла античная и римская полит. мысль, — построение лучшего общ-ва возможно, и сделать это можно с помощью чел. разума, знаний и воли.
Характерной особенностью полит мысли Средневековья было влияние на неё христ. религии и Римск. катол. церкви. Одной из центр. проблем полит мысли этого периода был вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церк.) или светская (гос-ая). Согласно христ. полит. концепции гос-во выступает частью униврс-го порядка, созд-ем и правитиелем которого явл-ся БОГ. Мыслители этого периода: Аврелий Августин, Фома Аквинский.
А.Августин в работе «О граде божии» обосновывает неравенство в обществе. Историю челов-ва он рассм-ет как борьбу града божьего и града земного – борьба за мат. блага, в кот. притесняются праведники.
Ф.Аквинский считает, что гос-во сущ-ет для того, чтобы заб-ся об общем благе. Лучшей формой он считает монархию. Осн-ной целью явл-ся забота о добродетельной жизни подданных. Власть он трактовал как порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху иерархической пирамиды, движет низшими слоями населения. Такой порядок заведен Богом. След., власть имеет божеств. характер и потому она всегда благо. Соотв., всякое выступление против власти считается смертным грехом.
Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 32 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |