Читайте также:
|
|
Этот период в истории русской культуры нередко именуют духовным ренессансом.
Начало 20в. отмечено чрезвычайно интенсивными контактами между русскими и западноевропейскими философами.
Давая оценку философии России конца 19 – начала 20 века, следует подчеркнуть, что она, с одной стороны, как бы предвосхитила последующее развитие на Западе целого рода идей и направлений, с другой стороны, появившиеся в России идейные тенденции чаще всего не оформлялись в систематизированные концепции.
Говоря об общих тенденциях развития отечественной философии первых двух десятилетий 20-го века, нельзя не обратить внимание на ее преимущественно религиозный, а подчас религиозно-мистический, религиозно-символический характер. Это было связано с особенностями тогдашней исторической ситуации в России, с обострением общественных противоречий, с резким столкновением крайних идейных позиций. Философы-материалисты стали группироваться вокруг крепнущего направления марксистской мысли. На Западе всегда высоко оценивали именно религиозный «поворот» в российской философии – русский религиозный идеализм конца 19 – начала 20 века. Отсюда мировое признание религиозно-философских исканий В.Соловьева, Н.Беряева.
Специфика российской философии – в ее тесной связи с отечественной культурой, прежде всего с литературой. Ориентация на гуманитарное знание, на литературу и искусство, на проблемы человека является безусловной доминантной в русской философии начала 20 века.
Другая, никак не менее влиятельная тенденция представлена учениями, возникшими под влиянием нового естествознания – русского космизма. Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей (Н.Ф.Федорова, В.С.Соколова, Н.А.Улява, К.Э.Циолковского, В.Ивернадского, П.А.Флоренского, Н.Г.Холодного, А.О.Чижевского) встали проблемы единства человека с космосом.
В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции. Одна – это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении В.И.Вернадского (1863-1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной.
Из всего сказанного ранее о развитии западноевропейской и российской философии первых десятилетий 20 в. можно сделать вывод о широкой ее переориентации по сравнению с классическим рационализмом. Если классическая философия исходила из рационалистического взгляда на мир, то неклассическая философия, критикуя традиционный рационализм, его понимания мира и познания, претендовала на утверждение нового миропонимания. А точкой отсчета стали изучение и высокая оценка роли нерациональных форм и процессов духовного опыта.
Итак, важнейшими характерными чертами русской философии являются принципы целостности, положительного всеединства, этического персонализма, соборности, реальной интуиции, космизма.
Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:
1. декабристская философия;
2. философия западников и славянофилов;
3. философия Чаадаева;
4. консервативная религиозная и монархическая философия;
5. философия писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
6. революционно-демократическая философия;
7. либеральная философия.
Основными направлениями русской философии конца XIX – ХХ вв. были:
1. философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);
2. естественно-научная философия;
3. советская философия;
4. философия русского зарубежья.
Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:
· сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);
· обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 70 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |