Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

Читайте также:
  1. Билет .№ 16
  2. Билет .№ 3
  3. Билет 1
  4. Билет 1
  5. Билет 1 Предмет философии
  6. Билет 1 Предмет, задачи и методы дошкольной педагогики как науки.
  7. Билет 1, 22. Новое качество выпускаемого продукта
  8. Билет 1. Предмет и задачи национальной экономики
  9. БИЛЕТ 1. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития.
  10. Билет 1. Философия. Ее роль в жизни общества.

1. Проблема первоначала в античной философии.

Понятие «бытие» впервые использовал Парменид (540–480 до н.э.), греческий ученый. Бытие (по Пармениду) это то, что всегда есть («Бытие есть, а небытия нет»). Бытие едино, вечно и неподвижно.

Бытие (в современном понимании) - включает все сущее (т.е. существующее): природа, общество, мышление, все материальное и идеальное.

Первоначало мира есть причина всего существующего, т.е. то, из чего все произошло.

Уже в самой ранней древнегреческой философии появились сторонники материализма и идеализма. Основной спор между ними шел о проблеме первоначала мира.

Материализм древних: Его особенности (характеристики):

1. Стихийный – объективное, т.е. ни от кого независимое стихийное существование природы само собой подразумевалос ь.

2. Наивный – из-за крайне слабой научной базы. О многом приходилось высказывать лишь догадки без их практической проверки. Отсюда – многочисленные ошибки (Земля – диск, цилиндр).

В центре внимания материалистов – космологизм (гр. космос – мир, вселенная) – изучение происхождения природы, мира в целом, а не его создания (как в религии).

Новизна в том, что материалисты искали первопричину (первоначало) природы не вне ее (как в религии и в мифологии, где первопричина всего - Бог), а в самой природе.

Милетская школа (6 век до н.э., г. Милет в Малой Азии) – первая материалистическая школа в Древней Греции (представители - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр).

Происхождение и сущность мира объясняют естественными, материальными причинами, а не божественным созданием.

Пытались определить то общее, что объединяет все вещи природы.

Основа мира – различные вещественные элементы (вода, воздух, земля и т.д.).

1. Фалес из Милета (ок.624 – 547 до н.э.)

Первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии. Купец,

астроном (предсказал солн. затмение в Греции в 585 году до н.э.).

Первым указал на конкретную, естественную причину (основу) происхождения природы. Единая основа всех вещей – вода. (Это – материализм). Все происходит из воды и воду обращается (жизнь из влажного). Земля – диск на воде.

Несмотря на наивность идеи Фалеса о первосущности воды, тем самым был проложен путь к естественному объяснению происхождения природы.

2. Анаксимен (588-526), ученик Фалеса.

– все происходит из воздуха, посредством разрежения и сгущения которого образуются все тела (огонь – при разряжении, вода - при сгущении).

3. Анаксимандр (610-540), ученик Фалеса.

Первым понял, что часть не может быть причиной возникновения целого

(например, только вода, воздух, земля или огонь не могут создать все многообразие природы).

Первоначалом природы является апейрон -некое универсальное, бесформенное первовещество которое лежит в основе всех вещей природы.

 

2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Формационная концепция общественного развития.

Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.

В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.

Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отри цал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;
2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Цивилизационная концепция общественного развития.

Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.

В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

 

3. Что означает понятие – «антропология». Ответ обоснуйте.

1) Учение о человеке, его происхождении и взаимоотношении с окружающим миром.

2) Учение о моральных ценностях, способностях человека различать добро и зло.

3) Наука о ценностях, о сравнительном значении различных сторон бытия.

Ответ:1.




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 36 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | <== 8 ==> | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав