Читайте также:
|
|
1. Материалистические идеи в русской философии XIX-XX вв. А. Герцен, Н. Чернышевский, Г. Плеханов, В. Ленин.
Материалистические идеи в русской философии XIX-XX вв. А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.
Материалисты XIX века (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев) были в первую очередь идеологами русской революционной демократии.
1. Выступали за создание справедливо устроенной земной жизни.
2. Высказали ряд диалектических положений о развитии природы и общества (Герцен), через противоречия нового со старым (Герцен, Чернышевский).
3. Но системные и обоснованные ответы на поставленные вопросы не дали.
Герцен Александр Иванович (1812-1870)Мыслитель, писатель, публицист. Основоположник теории русского социализма
- Отвергал идеализм Гегеля, материалистически осмыслив диалектику.
- Материя находится в вечном движении, венец ее развития – человек. Сознание вторично, есть продукт природы.
- Основа познания – опыт (эмпиризм).
Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) писатель, мыслитель
- Человек есть высшее создание природы.
- Способность к познанию – врожденное качество человека.
- Природа объективна, наши ощущения лишь отражают ее. Источники знания – опыт, ощущения.
- Все философские истины должны проверяться естествознанием.
Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918)Материалист, диалектик, теоретик и популяризатор марксизма.
Основные идеи:
- Отрицал значение субъективного фактора в истории общества. Личность не в состоянии коренным образом изменить мир, но придает общественному развитию своеобразие (особую физиономию событиям).
- Раскрыл происхождение искусства как особой формы отражения общественной жизни;
- Развил материалистическое понимание истории (К. Маркса), показав сложность отношений общественного бытия и общественного сознания, роль общественной психологии;
Выступал за постепенное развитие общественных преобразований в России, был против насильственных действий (революции). «Россия еще не смолола муки для будущего пирога социализма».
Ленин Владимир Ильич (1870-1924)Материалист, диалектик. Убежденный и непримиримый противник религиозной и идеалистической философии. Главный последователь идей марксизма в Европе в XX веке и их реализатор на практике. Построил социализм в России революционным (насильственным) путем.
Основные философские идеи В.И. Ленина:
- Вклад в учение о материи. Дал ее классическое, философское определение (Это есть «объективная реальность, данная нам в ощущениях»);
Развитие учения об абсолютной и относительной истине;
- Развитие учения о теории отражения как основы познания;
- Введение принципа партийности в философии: или материализм (правильное учение) или идеализм (ложное, враждебное науке, обществу и пролетариату).
Концепции постиндустриального и информационного общества.
Концепции будущего развития:
1) “постиндустриального” общества (Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития - научные центры.
Суть: Всеобщая технизация жизнеспособна решить все соц. проблемы.
Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные политические проблемы).
2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разруши-тельной силой цивилизации, способной нанес-ти непоправимый вред природе и самому человеку.
В эпоху индустриального общества капиталистической ориентации возникает классическое деление общества на такие социальные группы, как буржуазия, наемные рабочие и интеллигенция. Применительно к постиндустриальному обществу — обществу, называемому информационным, эта схема нуждается в корректировке. Дело в том, что глубокие трансформации в экономической и социальной структурах общества, повышение удельного веса высоких технологий и умственной деятельности, сферы услуг, а также фактора власти придали больший динамизм развитию социальной структуры, дифференциации и одновременно интеграции ее составляющих. Компьютерная революция подготовила почву для перехода от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу. В отношении основных параметров этого общества остаётся еще много неясного. Но уже сейчас можно сказать, что инфомационное общество представляет собой новый тип цивилизации, предусматривающей: - интеллектуализацию всех сфер жизни; - создание социально-информационной структуры, охватывающей производство, сбыт, транспорт, управление, сферу услуг, образование, медицину, науку и т.д.; - превращение информации в важнейший ресурс общества; - развитие сетей когнитивной информации, т.е. таких коммуникаций, через которые будут решаться профессиональные и личные проблемы человека; - трансформацию информационной деятельности в самую большую и важную отрасль человеческой деятельности.
Есть все основания полагать, что в информационном обществе будут постепенно складываться условия для перехода от техногенной к антропогенной цивилизации. Информационное общество — это социальный феномен, который имеет общечеловеческий характер и не укладывается в формационную парадигму “капитализм-социализм” или “Запад-Восток”. Его становление происходит неравномерно. В развитых странах этот процесс идет довольно быстрыми темпами. В развивающихся странах социальные преобразования осуществляются в рамках “индустриального общества”. В России пока закладывается лишь предпосылки информационного общества, его становление сдерживается охватившим нашу страну системным кризисом.
В информационном обществе интенсивно формируется новый правящий класс — высшие чиновники и крупные бизнесмены, класс производственных и непроизводственных работников (люди наемного труда, не имеющие собственности, низшие служащие в сфере услуг). Все большее значение приобретает так называемый средний класс, занимающий промежуточное положение между двумя названными классами (мелкие предприниматели, интеллигенция, работающая по найму, и др.).
Научно-технический прогресс не замыкается в своих собственных рамках; он оказывает воздействие на всю совокупность общественных отношений. Это воздействие может быть как конструктивными, так и деструктивным. Какая из тенденций возобладает, во многом зависит от способностей человека направить этот процесс в гуманистическое русло.
Информационное общество - социологическая и футурологическаяконцепция, полагающая главным фактором общественного развития производство ииспользование научно-технической и другой информации. Концепция информационногообщества является разновидностью теории постиндустриального общества, основукоторой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер. Рассматривая общественноеразвитие как “смену стадий”, сторонники теории информационного обществасвязывают его становление с доминированием “четвертого”, информационногосектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью иэкономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основаиндустриального общества уступают место информации и знанию в информационномобществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит ктому, что в информационном обществе классы заменяются социальнонедифференцированными “информационными сообществами” (Е.Масуда). Традиционнымгромоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет “малые” экономические формы -индивидуальную деятельность на дому, “электронный коттедж”. Они включены вобщую структуру информационного общества с его “инфо-”, “техно-” и другимисферами человеческого бытия. Выдвигается проект “глобальной электроннойцивилизации” на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики -“телекомпьютерэнергетики” (Дж. Пелтон). “Компьютерная революция” постепенноприводит к замене традиционной печати “электронными книгами”, изменяетидеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х.Эванс). Социальные иполитические изменения рассматриваются в теории информационного общества какпрямой результат “микроэлектронной революции”. Перспектива развития демократиисвязывается с распространением информационной техники. Тоффлер и Дж. Мартинотводят главную роль в этом телекоммуникационной “кабельной сети”, котораяобеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать ихмнение при выработке политических решений. Работы в области “искусственногоинтеллекта” рассматриваются как возможность информационной трактовки самогочеловека. Концепция информационного общества вызывает критику со стороныгуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельностьтехнологического детерминизма, указывающих на негативные последствиякомпьютеризации общества
2. Число в качестве первоосновы мира выступает в учении:
1) Пифагора, 2) Платона, 3) Сократа.
Ответ:1
Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 52 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |