Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Общество в целом у Спенсера носит системный характер и несводимо к простой сумме действий индивидов.

Читайте также:
  1. A” доля рынка – 47,5%, относительную долю рынка – 1,4; „B” доля рынка – 34%, относительную долю рынка – 0,7; „C” доля рынка – 18,5%, относительную долю рынка – 0,4
  2. B) Капитал, который используется полностью и переносит стоимость на готовый продукт в течение одного производственного цикла.
  3. B) Количественная определенность относительной формы стоимости
  4. B) Маркеры внутри тела Т, предоставляющие возможность отмены части выполненных в рамках данной Т действий
  5. Cтратифицированный относительный риск
  6. Cучасні моделі розвитку підприємства: їх суть та характеристика
  7. D) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности потерпевшего
  8. E) с момента заключения подозреваемого под стражу до уведомления его об окончании производства следственных действий и разъяснения права ознакомиться с материалами уголовного дела
  9. Edit Действие назад - действие вперед. Количество запоминаемых действий настраивается в Preferens - Mem
  10. I Объективные характеристики (потребление материальных благ; продолжительность жизни; система образования; время труда; показатель преступности);

По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества.

1) Военные общества (простые) характеризуются наличием единой системы веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства.

2) Индустриальные общества (сложные), где доминирует экономическая система, характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Здесь не индивид существует для государства, а государство - для индивидов.

Спенсер мыслит социальное развитие как движение от военных обществ к индустриальным, хотя в ряде случаев считает возможным и обратное движение - к военным обществам, например в контексте социалистических идей. Впрочем, по мере развития общества становятся все многообразнее и индустриальное общество существует во множестве разновидностей.

Таблица 1. Сравнительные характеристики военного и индустриального общества

Черты Военное общество Промышленное общество
Доминирующая активность Защита и завоевание территорий Мирное производство и обмен товарами и услугами
Интегративный (объединяющий) принцип Напряженность, жесткие санкции Свободная кооперация, договоренности
Отношения между индивидами и государствами Доминирование государства, ограничение свободы Государство обслуживает потребности индивидов
Отношения между государствами и другими организациями Доминирование государства Доминирование частных организаций
Политическая структура Централизация, автократия Децентрализация, демократия
Стратификация Предписание статуса, низкая мобильность, закрытое общество Достигнутый статус, высокая мобильность, открытое общество
Экономическая активность Автаркия, протекционизм, самодостаточность Экономическая взаимозависимость, свободная торговля
Доминирующие ценности Смелость, дисциплина, подчинение, лояльность, патриотизм Инициативность, изобретательность, независимость, плодотворность

Механизм социальной эволюции, согласно Г. Спенсеру, включает три фактора:

· люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;

· существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);

· общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - развивая позитивистские традиции Конта в социологии, руководствовался методами естественных наук, утверждая, что они обеспечивают эмпирическую обоснованность, точность и доказательность теоретических положений.

Для того чтобы социология превратилась в самостоятельную науку, она в первую очередь должна уточнить свой особый предмет и свой метод исследования. Этим предметом, считал Дюркгейм, является особая реальность, основу которой составляют социальные факты - это существующие вне индивидуального сознания «вещи» - образы мыслей, действий и чувствований, способные оказывать внешнее воздействие на людей. Каждый такой социальный факт распространяется путемподражания. При этом стать общим (т.е. приобрести нормативный характер) он может лишь посредствомпринуждения. Отсюда социальное является обязательным, общим, не сводимым к индивидуальному.

Дюркгейм выделял следующие социальные факты:

· морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества - плотность населения (физическая и моральная), под которой Дюркгейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения индивидов, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.;

· духовные, нематериальные факты - «коллективные представления», составляющие в совокупности коллективное сознание.

 

Центральная проблема творчества Дюркгейма - формирование социальной солидарности. По мысли Дюркгейма, основной силой, которая создает общественное целое и способствует его сохранению, является разделение труда - признак высокоразвитого общества, в котором солидарность - естественное следствие разделения производственных ролей, профессиональной специализации людей. Считая, что степень общественной солидарности - основной критерий исторического прогресса, Дюркгейм выделяет следующие типы социальной солидарности:

· механический (низший тип), преобладающий в иерархических обществах с относительным равенством, ограниченной свободой и почти полным отсутствием возможностей для развития индивидуальных способностей;

· органический (высший тип), развивающийся в процессе эволюционного совершенствования системы разделения труда.

Переход от низшего типа солидарности к высшему происходит под влиянием борьбы за существование, которая содействует разделению труда, социальной дифференциации и индивидуализации людей.

В теории нормативных и патологических социальных фактов, характеризующих состояние общества, Дюркгейм относил все, что не выходит за рамки установленных обществом правил, к нормативным (нормальным) социальным фактам, а все, что выходит за их границы (например, классовая борьба), - к патологическим социальным фактам, социальной патологии. Он выделил следующие «болезни» общества: аномию, социальное неравенство и неадекватную общественную организацию разделения труда.

Аномия - особое состояние в обществе (группе), связанное с относительной ликвидацией нравственных норм, обычаев, традиций и характеризующееся утратой людьми целей и смысла жизни, моральным нигилизмом и цинизмом, гнетущими чувствами душевного беспокойства и безнадежности, моральной опустошенностью и ослаблением социальных связей.

Аномия сопровождается безудержными желаниями и страстями, которые воплощаются в отклоняющемся от существующих ценностей и норм поведении.

Работа «Самоубийство», считающаяся классическим произведением западной социологии, - образец эмпирического исследования, где Дюркгейм соединил количественные методы сбора и анализа социальных фактов с соответствующими методиками и процедурами. Он доказал, что самоубийство обусловливается в первую очередь определенными экономическими и социальными причинами, а не фатальными решениями отдельных личностей под влиянием каких-то индивидуальных психологических мотивов. Самоубийство - явный пример разрушения социальных связей, это и есть состояние аномии. Изменение числа самоубийств - социологический и статистический факт, который можно объяснить только действием социальных сил, мало зависящих от психического состояния индивида.

Дюркгейм выделяет следующие типы самоубийств:

· эгоистические - результат отчуждения личности от общества, разрыва социальных связей и ощущения одиночества;

· альтруистические - результат избыточного поглощения личных интересов человека общественными, когда он утрачивает самостоятельность личностного существования;

· анемические - результат общественных катаклизмов, разрушающих адаптационные возможности индивида;

· фаталистические, предопределяемые избыточной регламентацией и чрезмерным контролем общества или группы над индивидом.

Разработанные Дюркгеймом положения об обществе как саморегулирующейся системе, об общественном порядке как нормальном состоянии общества, значении институтов воспитания и контроля, принципах функционального подхода к анализу социальных явлений с точки зрения их роли, выполняемой в системе, составили основной теоретический багаж современного структурного функционализма.

Макс Вебер (1864- 1920) вошел в историю науки как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Вебер считал, что задача социологии - устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий.

Ввел понятие идеального типа в качестве метода и инструмента социологического познания действительности.

Вебер выдвинул общую концепцию социологии как науки о действительности. Предмет социологии у него - социальное действие, обладающее смыслом. При этом основными понятиями являются поведение - деятельность; действие - поведение как действие, имеющее смысл; социальное действие, когда смысл действия соотносится с поведением другого человека; социальное отношение - устойчивая связь взаимно ориентированных социальных действий.

Говоря о недостаточности описания и объяснения взаимосвязей и отношений, присущих человеческому поведению, Вебер выдвинул проблему понимания исследуемой действительности, трактуя понимание как постижение мотивов человеческой деятельности - внутреннее восприятие и постижение фактов душевной жизни человека, его переживаний.

Поскольку социологию Вебер определял как науку, изучающую главным образом социальное действие, он выделил следующие типы социальных действий:

· целерациональный, использующий разнообразные средства для достижения цели;

· ценностно-рациональный — рациональный в использовании средств, но иррациональный сточки зрения цели;

· аффективный, руководствующийся непосредственно эмоциональными побуждениями;

· традиционный, побуждаемый усвоенными обычаями и привычными образцами.

Являясь одним из основоположников политической социологии, он разработал учение о типах господства, ввел понятие легитимного господства, т.е. такого, которое признано управляемыми индивидами. Основными параметрами социальной жизни он считал культуру, материальные интересы, власть и ценности.

Веберовские «идеальные типы» легитимной власти таковы:

· традиционный (патриархальный), основанный на переплетении властных аспектов родовых связей с традицией;

· харизматический, основанный на человеческом величии, исключительной духовной одаренности (реформаторы, герои, вожди); данный тип власти подразумевает безоговорочное подчинение и поддерживается прежде всего верой в избранность (харизму) властителя;

· рациональный (как проявление разума), основанный на законности существующего порядка. В новом типе цивилизации (индустриальном) власть неизбежно перейдет к технократам.

Развивая идеи о создании социологии как положительной эмпирической науки об обществе, Вебер основное внимание уделил социологии религии. В работе «Протестантская этика и дух капитализма», а также в серии статей по социологии мировых религий Вебер исследует связь между религиозно-этническими принципами и формами экономической деятельности на огромном материале высокоразвитых форм религиозной жизни. Протестантская этика с ее культом предпринимательства, бережливости, экономии явилась, по Веберу, основой происхождения и функционирования капитализма.


Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> | 3 | 4 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2020 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав