Читайте также:
|
|
Структурный функционализм – методология социально-гуманитарного познания, в рамках которой общество рассматривается как система, состоящая из структурных элементов - институтов, выполняющих функции, связанные с удовлетворением врожденных человеческих потребностей и поддержанием человеческих связей и отношений.
Основные принципы и исследовательские процедуры структурного функционализма:
1. Исходным положением структурного функционализма является представление о том, что в любой социальной системе каждый культурный элемент выполняет особую функцию, связанную с удовлетворением человеческих потребностей и поддержанием человеческих связей и отношений.
С позиций структурного функционализма потребности людей есть базис технологического развития и моральных ценностей, главное назначение которых заключается в урегулировании социальных отношений. Структурный функционализм постулирует наличие двух классов потребностей – первичных, базовых или физиологических потребностей (потребности в укрытии, безопасности, утолении голода, жажды, сексуальных влечений) и вторичных - порожденных культурой (акцент сделан на них).
2. Структурно-функциональный анализ начинается с представления о социальном действии как функции (лат. function – отправление, деятельность). Функция понимается как деятельность органа или организма в целом. Не менее важно понятие «социальная роль», которое означает набор действий, связанных с выполнением человеком определенных социально значимых функций. Социальная роль рассматривается как механизм социально значимых функций.
3. Важнейшим элементом структурно-функциональной методологии является понятие «институт». Социальные и культурные институты (от лат. institutum – устройство, установление) - совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы поведения и действия, направленного на удовлетворение конкретных базовых потребностей и осуществление групповых интересов. В структурно-функционалистском видении социальные и культурные институты предстают как совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, как стандартизированные модели действий, с помощью которых поддерживается существование и преемственность социальных структур.
4. Согласно структурному функционализму, общество и культура есть системы, все части которых зависят друг от друга, поддерживают друг друга, существуют благодаря тому, что делают и получают друг от друга нечто жизненно важное. Важным аспектом функционального анализа является изучение механизмов поддержания совокупности действий, связанных с удовлетворением потребностей и способов объединения выполняющих эти действия людей. Соответственно, внимание исследователей концентрируется на изучении центробежных и центростремительных сил системы: на способах социальной солидаризации и, одновременно, технологиях предотвращения полной интеграции системы. Для характеристики такого рода системного единства используется понятие «организация». Организация – система упорядоченных действий и взаимодействий людей, способ объединения функциональных частей и, одновременно, способ сохранения их функциональной автономии.
5. Взгляд на культуру как систему институтов, призванных выполнять необходимые общественные функции определяет важную методологическую роль понятия «социальная структура». Социальная структура (от лат. structura – строение, устройство) – в функционалистском понимании есть совокупность функциональных элементов (институтов), находящихся в устойчивых связях друг с другом и с окружением.
Социальную структуру можно рассматривать также как постоянно действующую систему отношений между людьми, определяемых или контролируемых с помощью институтов, т.е. социально установленных норм или образцов поведения. Таким образом, понятие «социальная структура» сопрягается с понятием «социальная функция».
6. Рассуждения сторонников структурно-функционалистского подхода к изучению общества, культуры базируются на представлении о существовании в любой функциональной социокультурной системе двух уровней нормативных механизмов: один из них относится к удовлетворению потребностей входящих в систему индивидов; другой - к поддержанию функционирования системы в целом.
Нормативные механизмы, регулирующие процессы деятельности, направленной на удовлетворение потребностей являют собой технологический, инструментальный уровень культуры.
Нормативные механизмы, регулирующие функционирование системы есть ничто иное, как моральные, правовые нормы. Функционалисты утверждают, что назначение этих норм – ограничивать желания и претензии людей.
7. Особенностью структурно-функционалистской научной традиции является практическая направленность исследований, осуществляемых при помощи ее методологических средств. Сторонники этого подхода стремились создать прикладную науку, обеспечивающую решение актуальных прикладных задач.
Толкотт Парсонс (1902-1979), американский социолог, один из ведущих профессоров социологического факультета Гарвардского университета, вошел в историю социологии прежде всего как создатель современной теории социального действия и на этой основе - структурно-функциональной теории социальных систем, призванной служить основой решения частных эмпирических и прикладных проблем.
Его основные труды: "Структура социального действия"; "Социальная система"; "Рабочие тетради по теории действия"; "Система современных обществ".
Основные положения теории:
1) Исходное место в теориях Парсонса занимает понимание социального действия как единства трех подсистем: субъекта действия, определенной ситуации и ценностно-нормативных предписаний как условий действия.
Социальное действие – это самоорганизующаяся система, отличающаяся символичностью, нормативностью и волюнтаристичностью.
В общей системе соц. действия выделял четыре подсистемы:
социальная система, культура, личность и поведенческий организм,
которые друг для друга выступают как специфические среды их деятельности.
2) Большое внимание Парсонс уделил проблеме устойчивости, стабильности социальных систем. Для их нормального существования и развития необходимо выполнение системой и ее подсистемами инвариантного набора функций (известен как структурно-функциональная сетка "эйджил"): адаптация к окружающей среде; целедостижения; интеграция и координация деятельности структурных элементов системы и поддержание ценностного образца.
В социальной системе функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая, интеграции – правовые институты и обычаи, функцию поддержания ценностного образца – система верований, мораль и органы социализации.
Общественное развитие происходит в направлении все большей структурной дифференциации общества, усложнения их соц. структуры, ведущих к уменьшению их стабильности.
Одним из основных представителей структурного функционализма является американский социолог Роберт Кинг Мертон, особенно много сделавший для органического соединения теоретического и эмпирического в социологии на основе разработанных им теорий функционального анализа и среднего уровня.
(Основные труды: "Соц. теория и соц. структура"; "Соц. структура и аномия"; "Явные и латентные функции"; "Социология науки")
.
а) Мертон сосредоточил все усилия на функциональном анализе соц. систем среднего уровня и разработке социологической теории среднего радиуса действия, которые не претендуют на всеохватность и универсальность. Именно они, по Мертону, лучше всего обеспечивают единство теории, метода и эмпирических фактов, решают задачу взаимосвязи и взаимодействия макро- и микросоциологии, эмпирических и теоретических исследований.
Б) Мертон сконцентрировал свое внимание на дисфункциях, дисфункциональности, ведущих к усилению социальной напряженности, противоречиям и нарушению социального порядка.
Функция для Мертона – наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде, а дисфункция – это прямо противоположные следствия.
Важным вкладом в теорию функционализма явилось его учение о двух формах проявления функций – явной и скрытой (латентной).
Первая имеет место тогда, когда речь идет об объективных и преднамеренных последствиях соц. действий, а вторая – о непреднамеренных и неосознанных последствиях. Такое разграничение служит цели недопущения смешения сознательной мотивации соц. поведения с его объективными последствиями, а также точки зрения действующего лица с точкой зрения наблюдателя.
В) Особенно великий вклад внес Мертон в разработку теории аномии и девиантного поведения, а также социологию социальной структуры, профессий, науки, медицины. Соц. аномия рассматривается Мертоном как проявление кризиса, непорядка, разлада, дисфункциональности социальной системы, связанное с разложением нравственных ценностей и вакуумом идеалов в общественном и индивидуальном сознании, что весьма характерно для современного состояния российского общества.
Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, Мертон делит на 5 типов индивидуальной адаптации:
• конформизм - социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью;
• инновационность - принимаются социальные цели, но не способы их достижения;
• ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения непоколебимы и священны;
• ретритизм - отрицание и того и другого;
• мятеж - замена и первого и второго.
Символический интеракционизм ( Дж. Мид, Ч. Кули, Герберт Блумер)
Основные положения символического интеракционизма:
· люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам (например, роли);
· сами символы являются продуктом социального взаимодействия (интеракции) между людьми;
· символические значения возникают и изменяются посредством интерпретации и переопределения символов.
Представители интеракционизма утверждают, что индивид создает свои объекты на основе тех значений, которые он им придает. С точки зрения Мида, люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых представлены в языке. Именно язык является первейшим и основным фактором человеческого взаимодействия, «все люди создаются в разговорах», - считают интеракционисты, если нет языкового общения, то нет и человека.
При общении индивиды как бы обмениваются символами. Чтобы интеракция (общение) продолжалась, каждый вовлеченный в нее должен еще и интерпретировать намерения других с помощью принятия роли, т.е. поставить себя на место партнера. Само же общение есть обмен взаимопонятных символов с целью достижения практических результатов в совместной деятельности.
Источник формирования значений символов коренится в самом процессе социальной интеракции, когда люди, стремясь к достижению практических результатов во взаимной кооперации, договариваются о принятии определенных значений за символами.
В ходе социализации индивид осваивает значения различных символов, выработанных в обществе, и тем самым более успешно осуществляет процесс вхождения в социальную “роль” и воспринимает установки “обобщенного другого”. Сама социальная деятельность личности представляет собой совокупность ее социальных ролей, зафиксированных в системе языковых и др. символов.
Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 95 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |