Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Глава I. Кыргызстан в период социального взрыва вначале XX в.

Читайте также:
  1. I. Историко-философский анализ понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность» с античного периода до XX века.
  2. I. Теоретические основы социальной адаптации младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения в деятельности школьного социального педагога
  3. II. 1994 – 2002 годы – период формирования развитой отрасли.
  4. II. Период ВОВ и развитие отечественной Ψ в 41-45 года 20 века.
  5. IV. Обязанности и права студентов в период прохождения производственной практики
  6. Oslash;Может ли фирма при монополистической конкуренции терпеть убытки в краткосрочном периоде?может, и это определяется величиной средних общих издержек
  7. Актуальные модели немецкой модели социального рыночного хозяйства
  8. Анализ причин социального конфликта целесообразно начинать с их типологии. Можно выделить следующие типы причин.
  9. Анатомо-морфологический период
  10. Анатомо-физиологический период

Начало XX века для Российской империи явилось периодом социальных катаклизмов, приведших в итоге к развалу самого царского режима. Сначала произошла революция 1905-1907 гг., за ней - начало первой мировой войны, народно-освободительное движение 1916 г., Февральская и Октябрьская революции 1917 г.

В силу своей включенности в состав громадной империи кыргызы и кыргызстанцы не могли остаться безучастными к этим событиям. Однако участие это было не таким, как описывалось в историографии советского периода: широкомасштабно, организованно и почти всегда под влиянием большевистских организаций. Революция 1905-1907 гг., например, в Кыргызстане не вызвала таких социальных столкновений, как в центральной России или в промышленно развитых регионах империи.

Было несколько причин, способствовавших относительному спокойствию в регионе.

Первая - для почти поголовно неграмотных кочевников-скотоводов, ведущих в основном натуральное и полунатуральное хозяйство, общественное управление которых основывалось главным образом на принципах трайбализма, пролетарская идеология - продукт периода товарно-денежных, рыночных отношений - была непонятна и чужда.

Вторая - немногочисленные ссыльные революционеры в крае не имели возможности вести серьезную разъяснительную работу среди кыргызского населения: во-первых, из-за языкового барьера, во-вторых, из-за бдительного полицейского надзора за ними.

Третья - переселенческое население Кыргызстана в основном было на стороне царского режима, поскольку он обеспечивал его долгожданной землей и создавал условия для широкой колонизаторской деятельности.

Правда, в Кыргызстане имелась определенная «почва» для «посева» революционных идей. Это - шахтеры Кызыл-Кии и Сулюкты, ремесленники Пишпека, Оша. Однако общее их количество достигало лишь нескольких тысяч.

В силу этих причин революция 1905-1907 гг. для Кыргызстана не была связана с какими-либо потрясениями. Серьезных социально-классовых, межнациональных столкновений здесь не происходило. Были случаи распространения революционных листовок, прокламаций, литературы, митинги протеста. Появился первый, пока еще единственный революционер-кыргыз с дореволюционным стажем - Таабалды Жукеев (Пудовкин). Правда, он приобщился к революционной деятельности не в Кыргызстане, а в Ташкенте, будучи железнодорожным рабочим. Сначала он был социал-революционером (эсер). Членом большевистской партии стал после 1917 г.

Наивысшая активность коренного населения проявилась в ходе народно-освободительного движения 1916 г. Прямым поводом к восстанию явился царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации мужчин из коренного населения в возрасте от 19 до 43 лет на военно-тыловые работы, в том числе около 36 тыс. человек из Кыргызстана.

Началом восстания на всей территории Средней Азии и Казахстана послужили волнения жителей Ходжента 4 июля 1916г. Дальше движение распространилось на весь Туркестан. 21 июля во всех областях Туркестана было введено военное положение и народные волнения были быстро подавлены. Серьезных столкновений коренных жителей Туркестана с царскими карателями не было, имели место лишь мелкие стычки в Джизакской области Узбекистана и Красноводской области Туркменистана. Подавляющее большинство народных волнений ограничивалось массовыми митингами протеста, угрозами физической расправы над составителями списков подлежащих мобилизации. Совсем иной была обстановка в Север­ном Кыргызстане, который стал эпицентром народного восстания 1916 г. На это были свои объективные и субъективные причины.

В отношении причин восстания 1916 г. существует несколько версий. Одна из них была сформулирована колониальной администрацией и согласно ей восстание это представляло собой религиозно-националистическое движение, спровоцированное враждебными России государствами, в первую очередь Турцией.

Действительно, этнические и религиозные отличия местного и переселенческого населения накладывали определенный отпечаток на отношения между ними. Нельзя не учитывать и подрывную пропаганду враждебных России стран. Однако версия колониальной администрации касается не главной, а второстепенной причины. Будь так действительно, эпицентр восстания был бы не в Семиречье, а на территории Узбекистана, Таджикистана или Туркменистана, где были сильны позиции исламского фундаментализма и соперников России по колониальной политике.

Главной и определяющей причиной восстания, как совершенно пра­вильно считали еще Турар Рыскулов и Юсуп Абдрахманов, были все расширяющаяся колонизация, вытеснение местного населения с плодородных земель, подведшее его к опасной черте - вымиранию. К несчастью семиреченцев, природно-климатические условия региона оказались схожими с условиями Центральной России. Поэтому Семиречье, особенно север Кыргызстана, стало эпицентром колониальной политики царизма. Перед началом Первой мировой войны из 510 тыс. переселенцев в Туркестан 110 тыс., т.е. 20%, были в Пишпекском и Пржевальском уездах. Русские и украинцы, составлявшие в Пржевальском уезде немногим более 24% населения, имели свыше 67% всей пахотной земли. Такое же положение было в Пишпекском уезде.

Кроме этой главной причины восстания (безудержная колонизация кыргызских земель) нельзя не назвать особенности менталитета скотоводов-кочевников (тысячелетняя традиция нападения и угона скота у соседей, откочевка в одночасье в безопасное место при встрече с превосхопяшими неприятельскими силами), а также принципы родоплеменного строя: защищать каждого члена рода и племени, отстоять, не отпускать на чужбину мужчин. Сказались, конечно, неграмотность и темнота подавляющего большинства повстанцев, которые не прислушались к мудрым советам людей просвещенных, таких, как Кыдыр-аке с Иссык-Куля, предупреждавшего о военной мощи русских.

Архивные материалы свидетельствуют, что вооруженное восстание было лишь одним из вариантов ответных действий коренных жителей. Так, большинство иссык-кульских кыргызов склонялись к тому, чтобы не направлять людей на тыловые работы и мирно откочевать в Китай. Другие предлагали отправить на лошадях через перевал Кугарт к месту назначения в Джалал-Абад 9 тыс. мобилизованных, которые требовались от Пржевальского уезда. 6 тыс. лошадей они должны были отдать в счет исполнения военно-конной повинности, а остальных реализовать на базарах и деньги использовать на собственные нужды. Какая-то часть жителей выступала за восстание.

Не сразу решились на выступление и жители Кемина, начавшие его первыми. И здесь «вмешался» случай: 9 августа группа джигитов привезла захваченный ими в Боомском ущелье обоз с оружием (178 берданок и около 40 тыс. патронов), что и определило решение о восстании. Это известие, изложенное в письме кеминцев к иссык-кульским манапам, дополненное далеким от истины сообщением о захвате Токмака и успешном продвижении восставших в сторону Пишпека, в значительной степени повлияло на ход событий в Пржевальском уезде.

Таким образом, при всей объективной обусловленности народного выступления в его превращении в вооруженное восстание свою роль сыграли и психология толпы, и элемент случайности. Массовый протест перерос в массовые беспорядки (угон скота, поджоги хозяйств переселенцев), завершился резней (избиения, убийства, без различия возраста, пола и занятия, надругательства над женщинами).

Трагичными по своим последствиям являлись внезапные нападения восставших на переселенческие поселки. В Пишпекском и Пржевальском Уездах были разгромлены 94 переселенческих поселка. Пострадали в первую очередь женщины, дети, старики, поскольку мужчины призывного возраста в основном были на фронтах империалистической войны. Из числа гражданского переселенческого населения Пишпекского уезда было убито 98, без вести пропало 65 человек, а в Пржевальском уезде - соответственно 2179 и 1299 человек.

В ходе подавления восстания и после разгрома его ситуация поменялась. Теперь страдающей стороной стали кыргызы и другое мусульманское (дунгане, уйгуры, узбеки и т.д.) население, хотя в начале восстания в своем большинстве оно было на стороне русских. Каратели жестоко расправлялись с коренными жителями, особо не разбираясь, участвовали они в восстании или нет. По приблизительным данным, в ходе столкновений было убито не менее 4 тыс. кыргызов. Во время бегства в Китай от рук карателей погибли около 12 тыс. кыргызов. Многие кыргызы погибли под перекрестным огнем карателей и китайских пограничников, утонули при переправе через пограничные реки.

Общее число беженцев-кыргызов, прибывших в Китай, составило около 130 тыс. Они перешли границу, сохранив лишь 10% лошадей и 25% мелкого скота. Число кыргызов и казахов (последние составляли около 20% беженцев в Китай), умерших от голода, эпидемий тифа, цинги и других болезней в Китае, к маю 1917 г. составило не менее 70 тыс.

Так против кого было направлено восстание с такими трагическими последствиями какой характер оно носило? По мнению исследователей советской эпохи, восстание имело антицарский, антиколониальный, антивоенный, антифеодальный..., но только не антирусский характер. Вызывает сомнение правомерность последних двух позиций.

Так, в ходе столкновений во всем Туркестане было убито 22 чиновника колониальной администрации из числа коренных жителей, еще 31 получил ранение. Во всем Северном Кыргызстане не было ни одного убито­го повстанцами волостного управителя или манапа. Правда, в начале восстания некоторым из них угрожали, но не за то, что они баи и манапы, а за то, что в них видели авторов и хранителей, несправедливо состав­ленных мобилизационных списков.

Далее. В начале 1917 г. в ответ на просьбу беженцев-кыргызов о возвращении на Родину власти поставили ряд условий, в числе которых была выдача манапов - предводителей восстания. Действительно, возглавляли повстанческие отряды в подавляющем большинстве случаев пред­водители родов и племен - мапапы. Если бы восстание имело антифеодальный характер, то беженцы, безусловно, выдали бы вчерашних «противников». Но этого не произошло.

Приписывание общенародному восстанию антифеодального характера, на наш взгляд, является результатом пресловутого классового под­хода к анализу исторических событий.

Отрицание антирусского характера восстания объясняется не столько научной объективностью, сколько стремлением защитить «справедливое» выступление народа от причисления его к ряду реакционных.

Соотношение жертв гражданского населения, членов колониальной администрации, царских войск не оставляет никакого сомнения в опреде­лении характера восстания. Погибших переселенцев только в Пишпекском и Пржевальском уездах было 2277, пропавших без вести - 1364 человек, а погибших чиновников администрации, офицеров и солдат во всей Семире-ченской области несравнимо меньше - 2 чиновника, 3 офицера и 52 штатских чина, без вести пропало 75 солдат. Эти неопровержимые цифры свидетельствуют о том, против кого же было направлено восстание.

Вызывает сомнение и правомерность определения восстания 1916 г. как прогрессивного движения. Если подходить с позиций марксизма, согласно которому все, что способствует достижению конечной цели пролетариата, прогрессивно, тогда, может быть, да! Но теперь мы поняли, что классовая вооруженная борьба - далеко не единственный и не лучший способ разрешения общественных конфликтов. И если проанализировать, к чему привело восстание 1916г., увидим:

в экономическом плане - к значительному ущербу в переселенческих и полному разорению кыргызских хозяйств;

в демографическом плане-коренное население Северного Кыргызстана было поставлено на грань уничтожения, от вторичных последствий этого удалось избавиться лишь к началу 60-х годов;

в политическом плане - как показывает мировая история, поражение восстания всегда сопровождается разгулом реакции, политической апатией, разочарованием масс, и здесь кыргызы не стали исключением;

В плане межнациональных отношений - смена отношений взаимопонимания и терпимости откровенной враждой и взаимоуничтожением.

Понятно, что прогрессивными такие последствия назвать никак нельзя.

Итак, в 1916 г. доведенный до отчаяния народ восстал, борясь за свою свободу, землю. Восстание было справедливым, общенародным. В нем участвовали как простые труженики, так и баи и манапы. В жизни, к сожалению, часто бывает, что не всегда справедливое дело побеждает и завершается позитивными последствиями. Так было ив 1916 г.

В самое тяжелое для кыргызского народа время произошла Февральская революция. Телеграфное сообщение о крушении царского режима поступило в Пишпек 3 марта 1917 г. Начались смещения, аресты и высылки за пределы региона царских чиновников и жандармов. По примеру Петрограда, Москвы и Ташкента в крае стали создаваться Советы. Первый на территории Кыргызстана Совет был создан 16 марта в Кызыл-Кие. 16 марта Совет рабочих депутатов создается на Сулюктинских копях под руководством большевика Д.Т. Деканова. В последующем создаются Советы рабочих депутатов в Пишпеке, Советы солдатских депутатов в Пишпеке, Токмаке, Пржевальске, Нарыне и Оше.

Представители буржуазии, чиновничества и местной верхушки, не желая расставаться с господствующим положением, создавали исполни­тельные комитеты, руководство которых состояло в основном из бывших чиновников колониальной администрации.

Но и коренные жители Кыргызстана не стояли в стороне от политической борьбы и создавали свои органы власти: Совет мусульманских депутатов - в Оше, Кыргызский общественный комитет - в Пишпеке.

Таким образом, на территории Кыргызстана, как и всюду тогда в стране, установилось двоевластие. Но существовала и третья сила, вы­ступающая за уничтожение колониального гнета и национальное равноправие: «зародыши» власти национально-освободительного толка, которые колебались между двумя первыми, не имея достаточной силы. А потому в крае установилось не столько двоевластие, сколько троевластие, или «троецентрие».

В Кыргызстане почти единственным реальным позитивным результатом Февральской революции стала более широкая политическая свобода: в Пишпекском уезде и других административных центрах Кыргызстана образовалось 18 политических организаций, общественных объединений и групп.

Первые социал-демократические группы в Кыргызстане были созданы в апреле-июне 1917 г. в Сулюкте, Пишпеке, Оше и Кызыл-Кие. Вопреки установке В.И. Ленина в них не было деления на большевиков, меньшевиков и эсеров. В количественном отношении в группах преобладали меньшевики и эсеры.

Наиболее влиятельной политической организацией в Кыргызстане был кыргызский революционно-демократический союз «Букара», образовавшийся в мае 1917г. под руководством К. Сарыкулакова, К. Сандыба-ева, В. Муратова. К осени 1917 г. союз объединял более 7 тыс. человек. Были и другие организации и движения - от национально-демократического до религиозно-националистического направления: «Алаш», «Туран», «Шуро-и-Исламия».

Политика Временного правительства не принесла кыргызскому народу избавления от эксплуатации, голода, не помогла обрести национальную свободу, а лишь углубила кризис, придвинув катастрофу. Временное правительство своим постановлением от 17 марта 1917 г. оставило в силе все царские законы, защищавшие интересы колонизаторов. Хуже того, 19 апреля было принято постановление о недопущении возвращавшихся беженцев - участников восстания 1916 г. в Пржевальский и Пишпекский уезды и о расселении их в горных районах Нарына. Беженцев-возвращенцев, а их к маю 1917 г. было около 70 тыс., ожидали на родине трудные испытания. Переселенцы, захватившие их земли, не допускали возвращавшихся на прежние места проживания, встречали с оружием в руках, и закон был на стороне колонизаторов.

Упадок сельского хозяйства в связи с войной, уничтожение посевов и скота во время восстания 1916 г. привели к тому, что уже в мае 1917 г. начался голод, от которого в первую очередь страдала беднота, особенно кыргызская. Обследуя Пишпекский уезд, ташкентские депутаты сообщали в краевой Совет: «... по многим волостям громадное большинство киргиз не ели хлеба по 2-3 месяца». От голода погибли тогда более 20 тыс. кыргызов.

25 октября 1917 г. (7 ноября по новому стилю) восставшие рабочие, солдаты и матросы Петрограда свергли Временное правительство и установили диктатуру пролетариата в форме власти Советов. В этот же дань в Смольном открылся II Всероссийский съезд Советов. В работе съезда принимали участие делегаты Туркестанского края, в числе которых был и сулюктинский шахтер большевик Д.Т. Деканов.

Победа вооруженного восстания в Петрограде вызвала бурное движение по всей России, вошедшее в историю как «триумфальное шествие советской власти». За короткий срок - с 1.5 октября 1917 г. до середины февраля 1918 г. - власть Советов была установлена почти во всей стране.

В ноябре 1917 г. сулюктинские шахтеры первыми в Кыргызстане установили советскую власть на руднике. В том же месяце советская власть устанавливается в Кызыл-Кие, в январе 1918 г. - в Оше. Первым районом в Северном Кыргызстане, где была провозглашена советская власть, стал Талас. В этом решающую роль сыграли близость Ташкента и наличие в Аулие-Ате (Тараз) крупного отряда рабочих-железнодорожников.

Победа советской власти в Пишпекском и Пржевальском уездах была достигнута в упорной борьбе. Население этих уездов в то время (после бегства кыргызов в Китай) состояло в основном из переселенцев-колонизаторов, которые враждебно относились к национальной политике большевиков.

Не был исключением и уездный город Пишпек. В ноябре-декабре 1917 г. многолюдные митинги из-за продовольственного кризиса в Пишпеке стали почти ежедневными. Один из них прошел 31 декабря 1917г. в Дубовом парке. Власти всячески старались сорвать митинг. Однако он состоялся. Первым по предложению большевиков на нем решался вопрос о продаже населению по твердым ценам конфискованных у спекулянтов продуктов, и это привлекло большинство участников митинга на сторону большевиков. Здесь же решался вопрос о смене начальника милиции и о создании народной дружины, в которую записались на добровольных началах около 200 человек. Начальником милиции был избран сторонник большевиков, а руководителем дружины - большевик.

1 января 1918 г. в Пишпеке проходят выборы нового председателя Совета. Собравшийся у здания Совета народ, в основном участники прошедшего накануне митинга, требовали открытого проведения выборов. Власти вынуждены были этим требованиям уступить. В ходе выборов не прошли кандидатуры эсеров и казачества. Председателем Совета был избран большевик Г.И. Швец-Базарный.

В Пржевальском уезде и его Нарынском участке установление совет­ской власти происходило в еще более сложной и напряженной обстановке и процесс этот затянулся до лета 1918 г. Пржевальское кулаческо-переселенческое сопротивление было сломлено и в уезде благодаря поддерж­ке прибывшего из Верного крупного красногвардейского отряда установ­лена советская власть. А в июне 1918 г. с помощью красногвардейской дружины из Токмака установлена власть Советов в Нарыне.

Таким образом, к лету 1918 г. на всей территории Кыргызстана, где не было ни экономических, ни социальных, ни политических предпосылок для победы диктатуры пролетариата, без кровопролития была установлена советская власть. Главная причина этого - включенность Кыргызстана в состав крупной державы. Кроме того, коренное население региона - кыргызы, потерпевшие жестокое поражение от царизма в восстании 1916 г., не получившие облегчения при Временном правительстве, в своем большинстве были или на стороне советской власти, или относились к ней лояльно. В Кыргызстане «за» и «против» советской власти боролось в основном русскоязычное население. Другая особенность - большевистские организации Кыргызстана оформились и создали партийные комитеты уже после установления советской власти, после превращения партии большевиков в правящую партию. Поэтому среди первых большевиков Кыргызстана было немало людей, вступивших в партию не по убеждению, а из карь­еристских соображений. Вчерашние верные слуги царского режима, Временного правительства, члены партии «Алаш», эсеры, меньшевики и другие в одночасье превратились в большевиков «середняцко-бедняцкого происхождения».

Вскоре отголоски гражданской войны в Центральной России докатились до Средней Азии, в том числе и до Кыргызстана. Части корпуса белочехов захватили север Семиреченской области, куда входил Северный Кыргызстан. Кулачество Кыргызстана постаралось поддержать движение белых.

В конце августа 1918 г. произошел мятеж в Таласе, но он был быстро подавлен. 6 декабря 1918 г. вспыхнул мятеж в Беловодске. Мятежники дошли до Пишпека и заняли его западную часть, но 28 декабря были раз­биты с помощью Пишпекского полка, спешно прибывшего с Семиречен-ского фронта.

В июле 1919 г. начинается мятеж в Тюпе. Но и этот мятеж был подав­лен отрядами Красной Армии.

В сентябре 1919 г. в Куршабской, Базар-Курганской, Кугартской волостях совершается антисоветский переворот. Мятежники захватывают г. Ош, Джалал-Абад, окружают Андижан. Только в конце сентября войсками Закаспийского фронта это выступление было подавлено.

Последний мятеж вспыхнул в Нарынском уезде 5 ноября 1920 г.Мятежники были разгромлены красноармейцами 16 ноября у Кочкор-ки, а 18 ноября - на перевале Долон.

Основную социальную базу мятежей составляло русско-украинское кулачество, которое было против политики советской власти по возвращению кыргызам их земель, а также по обузданию эксплуататорских устремлений кулачества. Надо сказать, что кулаки не имели широкой поддержки масс, поэтому их выступления подавлялись быстро и малой кровью.

Самую значительную антисоветскую силу составляло движение, получившее название «басмачество», которое на начальном этапе, по сути, было продолжением национально-освободительного движения 1916 г. Подавляющее большинство его участников искренне верило в то, что сражается за народ и веру. Их военные действия коренным образом отличались от традиционных методов войны. Басмачи появлялись неожиданно, и бои вспыхивали в любом месте: в горах, на равнине, в кишлаках, рабочих поселках.

Среди кыргызов было и немало людей, которые будущее благополучие своего народа видели в победе советской системы. Среди них были и представители правящих кругов кыргызских родов и племен, например, Кадырбай Камчыбеков - внук знаменитой Курманджан-датки.

 

Так народ разделился на две части. Каждая сторона по-своему понимала патриотизм, справедливость. И стороны эти противостояли друг другу, ведя разрушительную и изнурительную войну в течение долгих пяти лет.

Советская власть боролась против басмачества не только вооруженным путем: проводилась разъяснительная работа среди масс, предпринимались попытки за деньги переманить на свою сторону или заручиться нейтралитетом главарей басмаческих отрядов, рядовым басмачам обещалось «отпущение грехов» в случае добровольной сдачи и перехо­да к мирной жизни и труду и т.д.

С разгромом Колчака и Деникина в России Красная Армия получает большевозможности для борьбы с басмачеством. В мае 1920 г. командующий Туркестанским фронтом М.В. Фрунзе выезжает в Фергану и занимается организацией операций по разгрому басмачества. В Красную Армию были призваны 25 тыс. представителей коренного населения, основную часть которых составляли кыргызы. Басмачество, в основном, было ликвидировано в 1920 г., а окончательно - в 1923 г. Как видим, в разгроме басмаческого движения решающую роль сыграли широкие слои местного населения, уставшего от бесконечных набегов, поджогов, убийств и грабежей.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 86 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав