Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Образовательные возможности ИКТ.

Читайте также:
  1. MS Power Point: назначение, возможности. Технологии создания электронных презентаций.
  2. Активисты Российского союза молодежи изучали свои покупательские возможности
  3. Альтернативные возможности производства масла и пушек
  4. Арендаторы помещений Дома молодежи Владивостока не исключили возможности обращения в суд за компенсацией
  5. Билет 15. Основное и дополнительно образование. Уровни образования и образовательные учреждения.
  6. Блог) 4.принтеры,их классификация и технологические возможности
  7. В) приоритетного оказания медицинской помощи детям без возможности пребывания с ними иных членов семьи.
  8. Внешние связи и возможности менеджмента в сфере сервиса и туризма.
  9. Возможности
  10. Возможности BTL с точки зрения расширения бренда

Что дают информационно-коммуникационные технологии для решения педагогических проблем? Важнейшими преимуществами и образовательными возможностями информационно-коммуникационных технологий являются:

· формирование у партнеров коммуникативных навыков, культуры общения, что предполагает со стороны партнеров умение кратко и четко фор­мулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению парт­неров, способность вести дискуссию аргументированно доказывать свою точку зрения, а также слушать и уважать мнение партнера;

· расширение возможностей развития творческого мышления учащихся через использование разнообразных программных средств, многовариантность представления информации и организуемой на ее основе познавательной деятельности;

· возможность получения информации из разнообразных источников (начиная от партнера по совместному проекту, кон­чая удаленными базами данных), ее обработки с помощью самых современных компьютерных технологий, хранения и пере­дачи на сколь угодно дальние расстояния;

· возможность организации процесса обучения на основе деятельностного подхода, т.е. переход от пассивного восприятия учебного материала, от сообщающего обучения к самостоятельной продуктивной деятельности, дискуссиям, совместному творческому поиску; различного рода совместные исследовательские работы учащихся, учителей, студентов, научных работников из различных школ, научных и учебных центров одного либо раз­ных регионов или даже разных стран дают воз­можность организовывать при этом подлинно исследовательскую творческую либо чисто самостоятельную прикладную практичес­кую деятельность партнеров с использованием многообразия ме­тодов и форм самостоятельной познавательной и практической творческой деятельности;

· индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счёт использования автоматизированных адаптивных учебных программ;

· возможность создавать подлинную языковую среду (в условиях совместных международных телекоммуникационных проектов, телеконферен­ций обычных, а также аудио- и видеоконференций, чатов), спо­собствующую возникновению естественной потребности в обще­нии на иностранном языке и отсюда — потребности в изучении иностранных языков;

· возможность построения открытой системы обра­зования (комплекс образовательных услуг для детей и взрослых, в школе и дома или других пунктах с педагогической поддержкой), обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения; обеспечение доступности образования через внедрение дистанционных форм обучения, которые позволяют освоить разнообразные курсы и получить соответствующие дипломы и сертификаты;

· создание единой информационной образовательной среды школы;

· создание эффективной системы управления инфор­мационно-методическим обеспечением образования.

При анализе возможностей информационно-коммуникационных технологий обучения необходимо учитывать два обстоятельства: компьютер не заменяет преподавателя и в обозримом будущем заменить не сможет; электронное издание (ресурс) не должно дублировать книгу, оно должно быть нацелено на задачи, которые полиграфические издания не решают. Поэтому важно увидеть, какие же педагогические инструменты предлагает нам компьютер для организации процесса обучения на новом качественном уровне. Компьютер и телекоммуникационные средства предоставляют возможности использования в педагогическом процессе:

1) интерактива;

2) мультимедиа;

3) моделинга;

4) коммуникативности;

5) производительности.

Интерактив в переводе с английского означает «взаимодействие». При этом чаще всего при работе с компьютером подразумевают бинарные взаимодействия. По существу, термин означает поочередные «высказывания» (в ши­роком смысле - от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с уче­том как предыдущих собственных, так и высказываний другой сто­роны.

Интерактивность это базовый инструмент компьютерных технологий обучения. Уровень интерактивности отражает степень активности пользователя, определяемую функциональными возможностями учебного издания или ресурса. Одно дело, когда можно листать страницы или переходить в другую зону текста по ключевому слову (гиперссылке), совершенно другое – когда вы находитесь в окружении аудиовизуальных объектов, каждый из которых реагирует на воздействие. Выделяют следующие уровни интерактивности:

1) Самое простое представление интерактива - «запрос – реакция», где «запрос» - некоторый сигнал от пользователя, «реакция» - ответ компьютера. Это реализация классического принципа меню. В качестве ответа на запрос представляется соответствующий элемент содержания - фрагмент текста, фотография, видеосюжет и т.д. Этот, самый простой вариант интерактива достаточно часто исполь­зуется в образовательных электронных продуктах. В основе лежит всем понятная и привычная модель книги. Отличие, в основном, в том, что «электронная книга» хорошо иллюстрирована. Но аудиовизуальные элементы содержания представляют собой именно иллюстрации- неитерактивные, неизменяемые объекты, не обладающие свойствами отклика на действия пользователя. То, что иллюстрация может быть динамической (видео, анимация), сути дела не меняет. Основную смысловую нагрузку несет текст, иллюстрации, как и в книге, его поясняют. Навигация по тексту в данном случае линейная, аналогичная «пу­тешествию» по разделам книги с использованием оглавления. Сам текст – это линейная последовательность страниц, текстовый массив легко представить расположенным в одной плоскости.

2) Следующий уровень интерактивности основан на составлении из простейших элементов типа «запрос-реакция» цепочек, а затем более сложных структур типа «деревьев», в том числе – многомерных. Таким способом реализуется нелинейная навигация – траектория передвижения пользователя от фрагмента к фрагменту может быть сколько угодно сложной. В каждой точке ветвления определяется ряд условий, из которых пользователь выбирает нужное и, в результате, получает фрагмент содержания, отвечающий выбранным условиям и параметрам. Массив текста уже трудно представить двумерным, многие фрагменты не вписываются в единую линейку, обращения к ним не детерминированы. Кроме специальных элементов управления навигацией, в данном случае используются все возможности гипертекста - от расшифровки понятий до перехода по ключевым словам и словосочетаниям в тек­сты, имеющие косвенное отношение к рассматриваемому предмету. При этом в каждом новом фрагменте могут содержаться новые клю­чевые слова, так что траектория передвижения в многомерном тек­стовом пространстве весьма сложная. Отметим, что такая траектория часто является недостатком гипертекстовых изданий и ресурсов, поскольку после определенного числа «шагов» пользователь теряет ориентацию в информационном массиве.

3) Третий уровень интерактивности определяется тем, что анализи­ровать условия перехода от одного фрагмента содержания к другому может не только пользователь, но и компьютер. Собственно, в этом и заключается смысл понятия «интеллектуальное» техническое средство. В данном случае машина накладывает собственные «соображения» на траекторию движения по содержанию. Самый простой пример – выдача подсказок пользователю. Это могут быть простые подсказки по навигации, или более сложные, скажем, по выбору пути решения конкретной задачи. Более ответственные решения компьютер принимает, например, по результатам входного тестирования учащегося. Определяется начальный уровень знаний, и соответственно выбираются информационные материалы, уровень сложности предлагаемых для решения задач и т.д. Такой уровень интерактива уже достаточно полно отвечает дан­ному выше определению: каждое «высказывание» субъекта инте­рактивного процесса производится с учетом как предыдущих соб­ственных, так и «высказываний» другой стороны.

4) Простейшие попытки организовать интерактив с помощью аудиови­зуальных элементов заключаются в создании так называемых «активных» графических зон на экране компьютера, замене текста на звукоряд (речь), в том числе - иллюстрированный динамическим визуальным рядом (видеофильм). Такое расширение возможностей образовательного продукта можно отнести к следующему уровню интерактивности. Действительно, как указывалось выше, информация, поступающая одновременно двумя каналами - визуальным и звуковым, усваивает­ся значительно лучше. Следует только заметить, что оба канала дол­жны быть информативно насыщенными, дополняющими друг друга. Активные графические зоны - это, по существу, первый шаг к раскрытию образовательного потенциала мультимедиа и моделин­га. Обращение к образам на экране компьютера представляет собой простей­шую имитацию наших действий в реальной действительности, направленных на познание сущности предметов и явлений. Крайне существенными являются последствия выбора опре­деленного объекта на экране.

5) Наиболее интересным является недетерминированный, вариа­тивный подход к получению знаний, позволяющий пользователю заняться собственной исследовательской деятельностью. Для этого визуальные объекты и представляемые процессы должны быть активизированы: объекты можно перемещать, декомпозировать или совмещать, составляя новые комбинации, в процессы можно вмешиваться, наблюдая ответные реакции. Понятно, что концептуальные требования к таким образова­тельным продуктам на порядок сложнее. С точки зрения создате­лей электронных изданий и ресурсов - это максимальное использование мультимедиа и моделинга, определяющих уровень адекватности представления объек­тов, процессов и явлений реального окружающего мира. С точки зрения пользователя - это достаточно адекватная модель реально­сти, глубина изучения которой во многом зависит от собственной активности. Предоставить учащемуся возможности исследовательской дея­тельности технологически, по трудоемкости, уров­ню творчества сложно. Однако именно ее решение наиболее востребовано, поскольку кардинально повышает эф­фективность ЭИР и качество образования на их основе.

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не тра­диционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, гра­фики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах (multi - много, media - способы, средства). Здесь мы имеем два ос­новных преимущества - качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить сло­весные описания картины, музыки или способов искусственного дыхания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мульти­медиа среда намного выше по информационной плотности, чем тради­ционные способы передачи информации.

Известно (исследования института «Евролингвист», Гол­ландия), что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформа­ции повышает запоминаемость до 40-50 %.

Моделинг в современных условиях - понятие широкое. Прежде всего, это, конечно, моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования. Компьютерное моделирование родилось практически вместе с ЭВМ, и в настоящее время это самостоятель­ная наука. Вычислительная математика дала основу для построения моделей объектов, процессов, явлений, исследование которых ана­литическими методами было очень приблизительно или невозмож­но. Широко используются и модели, в основу которых положены аналитические выражения той или иной степени сложности, целый класс составляют функциональные моде­ли, основанные на принципе «черного ящика», и многие другие. Все это множество объединяется понятием имитационного моделирова­ния.

Моделинг объединяет имитаци­онное моделирование и представление внешних объектов окружающего мира и методов взаимодей­ствия с ними пользователя. В последнее время на базе мультимедиа техно­логий все чаще используется воссоздание естественной окружающей среды, с тем, чтобы приблизить взаимодействие пользователя с компьютерным продуктом к его естественному поведению в реаль­ном мире.

Моделинг – это бесконечное множество возможностей - от простейшей парамет­ризации задач до виртуальной реальности. Сегодня в об­разовательных продуктах моделируется не только стилизованный, упрощенный до определенного уровня представления предмет изуче­ния, но естественная окружающая среда и действия пользователя в ней, например, работа в виртуальной лаборатории, по­сещение музея, экскурсия по городу.

Коммуникативность - это возможность непосредственного обще­ния, оперативность представления информации, контроль за состоя­нием процесса. Все это достигается объединением компьютеров в гло­бальные и локальные сети. Понятно, что речь идет о контактах уда­ленных друг от друга субъектов. Более точным был бы термин «теле­коммуникативность». Наиболее эффек­тивная форма использования компьютерных сетей – on-line, однако сегодня коммуникации on-line возможны далеко не во всех приложениях.

Другая возможность глобальных сетей - доставка (off-line, продол­жительное время) цифровых информационных массивов пользова­телю. При этом массив записывается на некоторый носитель, а затем уже используется в реальном времени. Разумное использование телекоммуникаций и локальных сетей предоставляет огромные возможности для образования.

Производительность в контексте использования компьютера оз­начает автоматизацию нетворческих, рутинных операций, отнима­ющих у человека много сил и времени, т.е. речь в данном случае идет о производительности труда пользователя. Быстрый поиск необхо­димой информации по ключевым определениям в базе данных, дос­туп к уникальным изданиям электронных библиотек и другие опе­рации справочно-информационного характера мы с удовольствием и огромным облегчением перекладываем на плечи компьютера. Эко­номия времени и сил колоссальна, удобство и эргономичность ра­боты порождают энтузиазм и прилив творческой энергии.

Если перечисленные выше возможности компьютера рассматривать с точки зрения образования, то это пять новых педагогических ин­струментов.

Интерактив позволяет, например, организовать самоаттестацию, т.е. проверить свои знания без участия препо­давателя. В истории образования такая возможность появилась впервые.

Коммуникативность решает многие вопросы доставки информации в кратчайшие сроки, позволяет дистанционно управлять учебным про­цессом, обеспечивает консультации с квалифицированными педаго­гами, где бы они ни находились. Это также совершенно новые воз­можности.

Рост производительности труда пользователя ис­числяется в ряде случаев порядками. Достаточно сравнить огром­ные возможности баз данных, электронных энциклопедий, поис­ковых систем в Интернете со старыми технологиями поиска справоч­ной информации, необходимых книг, статей, и переход количества в качество становится очевидным.

Концептуально новые возможности дает сочетание интерактива, мультимедиа и моделинга. Интеграция этих инструментов порождает новое качество в представлении и познании мира. Впервые мы получаем не описание реальности в символьных абстракциях (книга), не аудио/видео отражение объектов и процессов, а принципиально полную модель окружающего мира, которую можно характеризовать как адекватное представление и, при совершенстве компонентов, использовать термин «виртуальная реальность».

 




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 68 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 | 6 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав