Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Пропускатьни единогозвена в логической цепочкеисследования.

Читайте также:
  1. C.) Обеспечение оптимальной трудовой подготовки учащихся в условиях развивающейся технологической культуры
  2. Административная и уголовная ответственность в экологической сфере
  3. АТТЕСТАЦИЯ ИТОГОВ УЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
  4. Безопасность личности, государства и общества в условиях угрозы информационно-психологической войны.
  5. Безопасность РБ в экологической сфере
  6. Ведущие отрасли психологической науки.
  7. Виды деятельности психолога психологической службы детского дошкольного учреждения.
  8. Виды психологической помощи
  9. Виды психологической совместимости.
  10. Виды экологической экспертизы

Большинство знаний достигается благодаря познанию и методу

дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается

ни в каких доказательствах. Эти знания изначально очевидны и

достоверны, всегда пребывают в разуме человека. Декарт называет их

«врожденными идеями» (Бог, «число», «тело», «душа», «структура»

ит.д.)

Конечную цель познания Декарт определяет как господство

человека над природой.

Б. Спиноза критикует Р.Декарта. Главным недостатком декартовой

теории субстанции Спиноза считал ее дуализм: с одной стороны,

субстанция– сущность, которая для своего существования не нуждается

ни в чем, кроме самой себя; с другой, все сущности (субстанции), не

нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самой себя,

тем не менее сотворены кем-то иным – высшей и единственной

истинной субстанцией– Богом – и в своем существовании полностью

зависят от него. Отсюда налицо противоречие междунезависимостью

субстанций и одновременной зависимостью их всех и в отношении

сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции –

Бога.

Спиноза считал, что решить это противоречие можно только

следующим образом: отождествить Бога и природу. Существует лишь

одна субстанция – природа, которая есть причина самой себя (causa

sui). Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а «с

другой – «природа сотворенная» (мир). Природа и Бог едины. Не

существует Бога, находящегося и творящего вне природы,

возвышающегося над ней. Бог внутри природы. Единичные вещи

существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями

– «модусами» единой субстанции– Природы-Бога. Внешней причиной

существования модусов является единая субстанция, они всецело

зависят от нее, подвержены изменениям, движутся во времени и

пространстве, имеютначало и конец своего существования. Субстанция

же бесконечна во времени и пространстве, вечна (несотворима и

неуничтожима), неподвижна, имеет внутреннююпричину самой себя,

обладает множеством свойств (атрибутов), главные из которых –

мышление и протяжение.

Теория познания Спинозы носит рационалистический характер.

Низшую ступень знания, по его мнению, составляет знание,

основывающееся на воображении. Это представления, опирающиеся

на чувственные восприятия внешнегомира. Недостаток: чувственный

опыт беспорядочен. Вторую, более высокую ступень образует знание,

основывающееся на уме. Истины здесь выводятся посредством

доказательств. Истины достоверны, обладают ясностью и

отчетливостью. Ограниченность этого рода знания – в его

опосредованном характере. Третий, и самый высший, род знания есть

знание, также опирающееся на ум, но не опосредованное

доказательством. Это истины, усматриваемые в интуиции, т.е.

непосредственные созерцания ума. Они достоверны и отличаются

наибольшей ясностью и отчетливостью. Первый род знания –

чувственное знание. Второй и третий– знание интеллектуальное.

Г.Лейбниц критиковал и декартовский дуализм субстанций, и

учение Спинозы о единственной субстанции. Если бы существовала

только одна субстанция, то, по мнению Лейбница, все вещи были бы

пассивны, а не активны. Все вещиобладают собственным действием,

отсюда каждая вещь – субстанция. Число субстанций бесконечно.

Весь мир состоит из огромного количества субстанций. Он называет

их «монадами (с греч. - «единое» «единица»). Монада нематериальная,

а духовная единица бытия. Вместе с тем любая монада есть и душа

(ведущая роль здесь) и тело. Благодаря монаде материя обладает

способностью самодвижения. Монада проста, неделима, неповторима,

подвержена изменениям, непроницаема («не имеет окон»), замкнута,

независима от других монад, неисчерпаема, бесконечна, активна. Она

обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием,

представлением. Однако, монады не изолированы абсолютно: в каждой

монаде отражается весь мир, вся совокупность. Монада - «живое

зеркало Вселенной».

Классы монад (чем выше классмонад, тем больше ее разумность

и степень свободы):

«голые монады» – лежат в основе неорганической природы

(камней, земли, полезных ископаемых);

монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым

самосознанием;

монады человека (души) – обладают сознанием. Памятью,

уникальной способностью разума мыслить;

Высшая монада – Бог.

Лейбниц пытается примирить эмпиризм и рационализм. Все

знания он разделил на два вида– «истиныразума» и «истиныфакта».

«Истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны

логически, имеют необходимыйи всеобщий характер. «Истины факта»

- знания, полученные эмпирическим путем (например, магнитное

притяжение, температура кипения воды). Данные знания лишь

констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют

вероятностный характер. Несмотря на это нельзя умалять и

игнорировать опытное знание. Познание двояко, оно может носить

как достоверный характер (рациональное знание), так и вероятностный

(эмпирическое).

 




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 19 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> | 3 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав