Читайте также:
|
|
Основные характеристики техники, выделенные в различных исследованиях и специфицирующие культурно-исторический подход, представленный в проблемном поле философии техники, следующие. Техника представляет собой артефакт. Латинское «artefactum» означает буквально «искусственно сделанный». В этом смысле техника специально изготовляется, создается человеком (ремесленником, мастером, техником, инженером), представляет собой так называемую «вторую» природу, хотя «живет» по законам «первой» природы, и используется в практической деятельности людей. При этом в технике воплощаются и реализуются определенные замыслы, идеи, знания, опыт, навыки, без чего невозможно создание и приведение в действие «артефактов». Пусть не покажется парадоксальным, но с этой точки зрения, даже выращенная в пробирке биологическая культура является артефактом, то есть техникой. Отсюда возникают и этические проблемы, связанные с генной инженерией, клонированием (от греч. klon - ветвь, отпрыск) - искусственным созданием живых существ и т.д.
Техника образует составную часть производительных сил общества. Функционируя в качестве производительных сил, современная техника разделяется на следующие отрасли:
- производственная техника,
- техника транспорта и связи,
- техника научных исследований,
- военная техника,
- техника процесса обучения,
- техника культуры и быта,
- медицинская техника,
- техника управления.
Производственная техника, техника транспорта и связи в свою очередь подразделяется на активную и пассивную.
Пассивная техника включает: связующую систему производства (в первую очередь, в химической промышленности); производственные помещения; технические сооружения наземной связи, железные дороги, мосты, каналы, гидромелиоративные сооружения; технические средства распространения информации (телефон, радио, телевидение и др.).
Активная часть состоит из орудий (инструментов), которые делятся на орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельности человека (очки, слуховые аппараты и т.п.); машин (производственных, транспортных, военных); аппаратуры управления машинами, технологическими, производственными и социально-экономическими процессами.
Техника, в соответствии с историческими этапами ее развития, отличается различными технологическими способами соединения человека и техники.
Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса; труд при этом носит ручной характер; орудия (инструменты) ручного труда лишь удлиняют и усиливают работающие органы человека.
На втором этапе основой технологического процесса становится машина; труд при этом становится механизированным; человек лишь дополняет работу машины (механизированного устройства) своими органами труда, являясь лишь ее технологическим элементом.
Третий же этап технологического способа соединения человека и техники характеризуется свободным типом связи человека и техники; труд становится автоматизированным; человек перестает быть непосредственным звеном технологической цепи, получая условия для творческого использования своих способностей.
Сейчас уже можно говорить о четвертом, информационном, этапе технологического способа взаимодействия человека и техники. Информатизация связана с широчайшим внедрением компьютеров и компьютерных сетей в соединении с совершенными средствами связи. Компьютер оказался уникальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности. Если предшествующие средства автоматизации касались лишь сферы материального производства (облегчали работу рук, но не умственную деятельность мозга), то компьютерно-информационные технологии затронули непосредственно интеллектуальную сферу, возможности которой несопоставимо возросли по сравнению с докомпьютерным периодом.
Техника представляет собой также самостоятельный мир, реальность, данную нам как ту, которую мы застаем от рождения и с которой живем и умираем. Мир техники как самостоятельной реальности противопоставлен природе, миру искусства, языковой реальности, всему живому и, наконец, человеку. Но техника - это и определенный способ существования человека. Техника нужна как средство, орудие, удовлетворяющее ту или иную человеческую потребность (в силе, энергии, защите и т.д.). В этом плане техника является «инструментом», но это такой инструмент, от которого в наше время зависит уже судьба цивилизации. Что такое современный человек без техники? Представим себе, что было бы с нами, если бы все технические достижения разом исчезли. Именно в этом плане техника и приобретает самостоятельное (иногда, правда, добавляют: относительно самостоятельное) существование.
Осознание самостоятельной роли техники относится уже к античности, где впервые было введено и обсуждалось понятие «технэ»(греч. techne - искусство, ремесло, мастерство, умение). В Новое время формируются представления об инженерии. В конце XIX - начале XX в. создаются технические науки и возникает философия техники как особая рефлексия (от позднелат. reflexio: обращение назад - размышление, осмысление, самопознание собственных действий и законов) техники. Особое внимание философия техники привлекает внимание мыслителей в середине XX в., когда ряд философов стали связывать с техникой кризис нашей цивилизации и культуры. Так, М. Хайдеггер считает, что современная техника поставила себе на службу человека и природу, превратила их в "noстав", по выражению Хайдеггера, сделала человека одним из видов сырья, подлежащего обработке.
Природа разрушается, а человек деградирует, поскольку они становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины («поставляются производству»). Хайдеггер не верит в решение проблем, порожденных техникой, он лишь призывает человека осознать, что он давно уже и сам стал поставом техники и превратил в ее постав и природу. Уже знакомый нам X. Сколимовски пишет: «Техника превратилась для нас в физическую и ментальную опору в столь извращенной и всеобъемлющей степени, что если мы даже осознаем, как опустошает она нашу среду, природную и человеческую, то первой нашей реакцией является мысль о какой-то другой технике, которая может исправить всё это». Как бы в ответ, но с очередным вопросом, мы слышим от немецкого философа Карла Ясперса (1883-1969): «Полагать, что задача преодоления техники с помощью техники вообще осуществима, означает прокладывать новый путь неблагополучию... Остается, однако, вопрос: как человек, подчиненный технике, в свою очередь, станет господствовать над ней?».
Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 56 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |