Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

II. История церквей христиан веры евангельской в Беларуси

Читайте также:
  1. I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов.
  2. III. История жизни (Аnamnesis vitae)
  3. IV. Христианская этика и светское право
  4. Аблеев С.Р. История мировой философии./ Аблеев С.Р. 2005 – 418 стр.
  5. Аграрная реформа 1861 г. и механизмы ее реализации в Беларуси.Востание 1863г.
  6. Аграрная реформа 1861г и особенности ее осуществления в Беларуси
  7. Ак Орда, Могулистан - государства XIV-XVвв. на территории Казахстана (территория, политическая история, общественный строй, хозяйство).
  8. Аксиоматический метод построения научной теории. Начала Евклида как образец аксиоматического построения научной теории. История создания неевклидовой геометрии
  9. Антихристианская этика Э. Роттердамского

Пятидесятнические церкви в Беларуси появились перед Первой мировой войной на Витебщине и Могилевщине. В 20-е годы XX столетия это движение охватило Западную Беларусь, вошедшую в результате Рижского мира в состав Польши. Первопроход­цами были Григорий Красковский и Степан Ярмолюк, которые выехали на заработки в Америку, где и уверовали в Бога. В 1919 г. Красковский вернулся на родину и начал про­поведовать Евангелие в окрестностях Новогрудка. А в 1923 г. вернулся в Орехово (Брестский повет) Степан Ярмолюк, и уже через год основанная им община насчитывала более сотни членов.

В 1924 году в Кременце состоялся первый съезд пятидесятников Польши, на который собрались проповедники и служители Западной Украины и Западной Беларуси.

В 1924 году (по некоторым данным, в 1922 г.) в районе Молодечно и Радошковичей начал проповедовать Станислав Недвецкий. В следующем году были образованы первые церкви – в деревнях Путники, Петюли и Красовщина.

В 1928 г. в Данциге (ныне Гданьск) начала работу Восточно-Европейская миссия Ассамблей Божьих, которую возглавил Густав Шмидт. Для подготовки служителей при миссии действовали библейские курсы. На их основе в 1930-х гг. в Данциге был открыт Библейский институт, который окончили многие будущие руководители белорусских церквей ХВЕ: И. Косак, И. Кульбицкий, П. Володько, А. Ключник, Г. Селюжицкий и др. Восточно-Европейская миссия издавала разнообразную религиозную литературу, а также журналы «Путь веры» и «Примиритель».

В 1929 г. в селе Старая Чолница на Волыни был образован Всепольский Союз христиан веры евангельской, который объединил белорусские, польские, немецкие и украинские церкви пятидесятников в один Союз. Председателем Союза ХВЕ избрали Артура Берхгольца. Среди 13 членов руководства Союза были 4 белоруса: Даниил Комса, Степан Ярмолюк, Григорий Красковский и Онуфрий Мазало.

В 1930 г. к Союзу ХВЕ присоединились примерно тысяча евангельских христиан из Пинского повета.

Распространение церквей христиан веры евангельской проходило в нелегких условиях. В Восточной Беларуси, входившей в состав СССР, пятидесятнические церкви были фактически уничтожены. В Западной Беларуси польские власти также чинили христианам веры евангельской различные препятствия. Организовывать богослужения можно было лишь в закрытых помещениях и только для верующих. Общины ХВЕ часто испытывали трудности при получении разрешений на проведение религиозных собраний.

Однако даже в таких условиях христиане веры евангельской примерно из 100 церквей Беларуси объединились в четыре районных объединения: Полесское, Новогрудское, Виленско-Молодечненское и Брестско-Пружанское.

С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 г. центр Союза ХВЕ в Лодзи и Восточно-Европейская миссия в Данциге практически прекратили свою деятельность. В нацистской Германии, как и в Советском Союзе, деятельность пятидесятнических церквей запретили. Одновременно с приходом Красной Армии в Западную Беларусь среди населения была развернута широкая антирелигиозная пропаганда. Однако церкви ХВЕ продолжали жить и действовать, а координацию их деятельности осуществлял заместитель председателя Всепольского Союза ХВЕ Иван Калинникович Панько. Начавшаяся в 1941 г. немецкая оккупа­ция принесла новые страдания белорусскому народу. Не минула эта чаша и христиан веры евангельской. Так, в 1943 году был арестован и расстрелян немцами один из организаторов пятидесятнического движения – Станислав Недвецкий.

В 1944 г., после прихода Советской Армии, в Вильне был создан Республиканский церковный совет ХВЕ Беларуси и Литвы, возглавляемый И.К. Панько. Совет начал ходатайствовать перед властями СССР о регистрации церквей ХВЕ. Однако советское государство, рассматривая пятидесятников как «чуждый Советской власти элемент», отказывалось их регистрировать. По инициативе Совета по делам религиозных культов при СНК СССР нача­лись переговоры о вхождении христиан веры евангельской во Всесоюзный совет евангель­ских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В августе 1945 г. после длительных обсуждений руково­ди­тели церквей ХВЕ Беларуси и Украины И. Панько, С. Вашкевич, А. Бидаш, Д. Пономарчук подписали «Соглашение об объединении христиан веры евангельской с евангельскими христианами баптистами в один союз», или, как иначе его называли, «Августовское согла­шение». После его подписания начался процесс объединения, который вызвал недовольство с обеих сторон. Ряд общин ХВЕ отказались от регистрации. По данным Совета по делам религиозных культов, в 1946 г. в БССР присоединились к ВСЕХБ 83 церкви ХВЕ, а 28 церквей действовали нелегально.

1960-е годы ознаменовались новой волной преследований верующих. В 1960 году было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством Советского законодательства о культах». В рамках реализации этого постановления был разработан план о прекращении деятельности всех пятидесятнических общин. Именно в это время в прессе стали публиковаться материалы об «изуверах-пятидесятниках» и совершаемых ими «жертвоприношениях». Эти годы стали очередным испытанием веры для многих руководителей пятидесятнических общин Беларуси. Судебные процессы проходили в Пинском, Столинском, Березовском и других районах. С 1961 по 1964 год только в Могилевской области, где действовало 13 общин ХВЕ, к уголовной ответственности за религиозную деятельность были привлечены более 20 человек.

В середине 1970-х годов власти пошли на уступки и разрешили церквям ХВЕ регистрироваться автономно. В этот период были зарегистрированы церкви ХВЕ в Кнотовщине, Пинске, Орше, Поставах, Минске, Несвиже, Пружанах. Таким образом, часть церквей находилась в подполье, часть – в составе ВСЕХБ, и часть была зарегистрирована автономно.

18 ноября 1989 года представители 118 церквей христиан веры евангельской собрались на конференцию в Минске и приняли решение о создании Союза ХВЕ Беларуси, избрав старшим пресвитером Николая Яковлевича Куркаева. Устав Союза христиан веры евангельской в Республике Беларусь и решение о его регистрации были приняты на I съезде, прошедшем в Минске 8 февраля 1991 года. В марте этого же года в Москве прошел I съезд ХВЕ СССР. Председателем Союза христиан веры евангельской СССР был избран Роман Иванович Билас, а его первым заместителем – Н. Я. Куркаев. В связи с отъездом Н. Я. Куркаева в Москву председателем Союза ХВЕ Беларуси в 1991 году был избран Федор Кондратьевич Марчук, который в 1997 году ушел в вечность. В том же году на III Съезде епископом Союза ХВЕ в РБ был избран Сергей Сергеевич Хомич, который несет это служение по настоящее время.

В период с 1991 по 2001 год в городах и деревнях Беларуси было открыто более 300 новых церквей. Принятая в 2004 году новая редакция Закона РБ «О свободе совести и религиозных организациях» существенно приостановила рост и открытие новых церквей.

В сентябре 1996 года был открыт Теологический институт.

С 1996 года стал издаваться журнал «Благодать» – печатный орган Союза ХВЕ в Беларуси.

7 мая 2007 года Союз ХВЕ в Республике Беларусь был переименован в Объединенную Церковь христиан веры евангельской в Республике Беларусь, которая сегодня является самым крупным в стране евангельским объединением и второй по числу общин конфессией Беларуси. На 1 января 2012 года в стране действовало около 500 зарегистрированных и свыше 100 незарегистрированных церквей нашего братства, в которых насчитывалось более 32 000 человек, заключивших завет с Господом через водное крещение. А всего посещают богослужения более 55 тысяч человек.

Как и наши предшественники много столетий назад, пятидесятники продолжают нести евангельскую весть своему народу.

 




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 131 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> | 3 | 4 | 5 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав