Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Последовательность освоения, постройки и эволюция архитектурного решения

Читайте также:
  1. ERP имеет выходы во внешнюю среду и предназначена для решения задач комплексного управления предприятием.
  2. II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и его решения.
  3. II. Эволюция российского государства и общества в XIX в.
  4. VI. другие полномочия правительства. В Японии правительство принимает решения о 1)всеобщей и частичной амнистии, 2)смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.
  5. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан на действия и решения органов исполнительной власти, нарушающие их права и свободы.
  6. Актуальные проблемы создания малых инновационных предприятий в Республике Беларусь и пути их решения.
  7. Алгоритм решения
  8. Алгоритм решения
  9. Алгоритм решения биквадратного уравнения. Метод введения новой переменной.
  10. Алгоритм решения генетических задач

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

 

Рассматриваемые вопросы:

Природные, культурные и политические особенности земель центральной Руси

Последовательность освоения. Постройки и эволюция архитектурного решения

 

Природные, культурные и политические особенности земель центральной Руси

 

Обширные земли между Окой и Вол­гой — плодородные «ополья», окружен­ные дремучими лесами, позднее были заселены славянскими племенами: смо­ленскими кривичами, вятичами, нов­городскими словенами. Кроме того имелось местное население угрофинского происхождения: племена мещера, мурома, меря. На местах по­селений племени меря, слившегося позд­нее со славянами, в связи с расши­рением ремесла и торговли возникают новые крупные по тому времени города: Ростов (IX—X вв.), Муром (IX—X вв.), Суздаль (X—XI вв.), Белоозеро (IX-XI вв.). Основные торговые пути про­ходили по Волге, Оке и Клязьме. По этим рекам приплывали варяжские «гости» и купцы из Булгар — столицы Волжско-Камской Болгарии, поступали в богатый край среднеазиатские това­ры. Слабее были связи Северо-Восточ­ной Руси с Киевом.

Большие трудности встречает обра­щение в христианство населения этого далеко­го края. Здесь были очень сильны языческие верования.

Однако в отличие от киевских земель и южных земель, здесь не так сильна была княжеская усобицы, традиционно эти земли были отностительно более мирными.

 

Последовательность освоения, постройки и эволюция архитектурного решения

 

Владимир Мономах, став в 1093 г. правителем Ростово-Суздальских зе­мель, в условиях княжеских междоусо­биц и угрозы нападения волжских болгар и печенегов ведет большое оборонитель­ное строительство. В 1108 г. он завер­шил сооружение нового княжеского города и дал ему свое имя — Владимир. На высоком клязьменском берегу, в месте впадения р. Лыбеди, возводятся мощные деревоземляные укрепления. Новый город, как и древний Суздаль, увенчивается каменным хра­мом. Первые каменные строения: Спасс­кая церковь во Владимире (1108— 1110 гг.) и Успенский собор в Суздале (начало XII в.) не дошли до наших дней. Археологические данные сви­детельствуют о том, что эти постройки были возведены из плинфы, очевидно киевскими мастерами.

После смерти Владимира Мономаха, его сын и наследник Ростово-Суздальского княжества — Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.) ведет упорную борьбу за киевский престол. Только в конце своего княжения, после первых неудач в борьбе за Киев Юрий Долгорукий начи­нает осуществлять большое стратеги­ческое строительство на севере, готовясь к ре­шительной схватке за великокняжеский престол.

На северо-западных рубежах Рос­тово-Суздальского княжества возводят­ся городские крепости: Переславль-Залесский, Юрьев-Польской, Дмитров и Москва (1156 г.). В четырех километ­рах от Суздаля, близ устья р. Ка­менки, Юрий Долгорукий строит в 1152 г. свою резиденцию Кидекша.

Высокое значение княжеского двора в Кидекше подтверждается сохранившей­ся белокаменной церковью Бориса и Глеба (1152г.)_

В крупной крепости на Плещеевом озере — Переславле-Залесском — тоже сооружается каменный собор Спасо-Преображенский (1152-1157). Этот монументальный, несмотря на небольшие размеры, собор имеет схему четырехстолпного крестово-купольного храма с хорами. Но, отличие от киевских построек, он и церковь в Кидекше, сложены из тесанных блоков светлого известняка. Наружная и внутренняя поверхности стен выложены хорошо пригнанными и тщательно «перевязанными» камнями прямоугольной формы, а промежуток между лицевыми стенками заполнен валунами и осколками известняка, пролитыми известняковым раствором. Эта техника строительства малорас­пространенная на Руси, а также характер архитектурных деталей и высокое мас­терство обработки камня дают основа­ние предположить о возможном участии в строи­тельстве мастеров из Галицкой Руси.

В декоративной отделке фасадом мастера используют романские детали: аркатурный пояс (фриз), и уступчатые порталы. В обоих храмах фасады расчленены поясом на уровне хоров, отражающим их внутреннюю объемно-пространственную структуру.

Храмы периода княжения Юрия Долгорукого монументальны и суровы

Расцвет владимиро-суздальского зод­чества совпадает с годами княжения сына Юрия Долгорукого — князя Анд­рея (1157—1174 гг.). Князь Андрей еще при жизни отца покидает Вышгород и уезжает во Вла­димир. Он дерзко нарушает отцовский «ряд», принцип наследования, и начи­нает княжить в суздальских землях. Он переносит столицу Руси во Вла­димир, а в 1169 г. захватывает и разоряет древний Киев.

В крепости Владимир, рядовом, небольшом городке Андрей начинает обширное строительство.

Город Мономаха был опоясан широким рвом и почти десятиметровым валом с рублеными стенами общей протяжен­ностью около 1 км. Посады, окруженные боевыми стенами, встали в один ряд со старым княжеским городом, защищая его.

Въезды во Владимир с запада востока замыкали каменные башни Золотых и Серебряных ворот. Зак­репляя линейный характер развития города, между величественными воро­тами протянулась главная улица, свя­завшая все три части столицы: Мономахов город, Ветчаный город и Новый город. Зна­чение Золотых и Серебряных ворот, в общем силуэте Вла­димира XII—XIII вв. можно по дос­тоинству оценить в настоящее время. Белокаменный, высотой в семиэтажный дом, монументальный объем Золотых ворот, прорезанный почти четырнадцати­метровой аркой, с расположенным на нем храмом поражает даже современ­ного человека. Очевидно, аналогичный облик имели Серебряные ворота.

Над обрывом был возведен Успенский собор (1158-1160). Это главное культовое здание Владимира было пост­роено по характерной для городских соборов схеме шестистолпного храма с хорами. К основному его объему при­мыкали три притвора, а западный фасад дополнялся каменными зданиями епис­копского двора. Собору предназначалась роль, аналогичная роли Софии Киевской в новом стольном городе Владимире.

Поставленный на самом высоком месте, Успенский собор превосходил по высоте (32,3 м) Софию Киевскую. Облику Успенского собора придавалось особое значение. Мастера «из всех земель» успешно выполняют княжеский заказ. Вместе с местными зодчими они творчески претворяют опыт ряда архитектурных школ и развивают основы белокамен­ного строительства времен Юрия Долго­рукого. I Здание ставится на простой в виде откоса цоколь. Выполняется новая архитектурная деталь – аркатурно-колончатый пояс. Подобно нишам с фресками при днепровских храмов, пояс был расписан.

Фрагменты фасадов Успенского собора можно видеть в интерьере ныне существующего здания, которое заключило после пожара более раннюю по­стройку в своеобразный футляр.

Князь возвел в 10 км от Владимира укрепленный замок Бого­любово (1158-1165 гг.), позволявший ему контролировать водный путь из Суздаля во Владимир. Он состоял из собора Рождества Богородицы, княжеских палат, лестничных башен с переходами, кивория и оборонительных построек.

На каменных плитах, своеобразным ков­ром объединявших застройку, стоял выдвинутый вперед необычный киворий. Восемь колонн из камня поддерживали шатровый верх, который прикрывал чашу с освященной водой; это изящное воз­душное сооружение еще больше подчер­кивало величественность дворца с до­мовой церковью

В данном комплексе культовых и гражданских построек проявляются черты владимиро-суздальской школы, пре­вращающей мотив аркатуры в ведущий композиционно-пластический элемент. Он композиционно связыва­ли весь ансамбль. Ритмический строй арочных пластических форм организо­вывал пространство площади так, что она становилась сомасштабной человеку.

Церковь Покрова-на-Нерли (1165) Сооружена в одно лето. Поднятая над заливными лугами пу­тем устройства искусственной насыпи, облицованной известняковыми плитами, как бы парящая над зеркальной гладью вод, устремленная ввысь церковь легко связывалась у наших предков с идеей заступничества божественных сил.

Храм четырехстолпный, одноглавый, 3-абсидный. Имеет развитый аркатурно-колончатый пояс, песпективный портал и белокаменную резьбу. Над порталами в полукружиях закомар помещены оди­наковые по сюжету рельефы. Выше всех восседает библейский царь Давид, в боковых пряслах протянулась цепочка женских масок, воспринимавшихся на­родом, воспитанным на религиозных притчах, как символ девы Марии -покровительницы и заступницы.

В полную силу образный язык Владимиро-Суздальской архитектуры проявился в годы княже­ния брата Андрея — Всеволода (1176— г12 гг.) по прозвищу «Большое гнездо».

В важнейших сооружениях «Велико­го Всеволода», в первую очередь в Дмитриевском соборе (1194—1197 гг) построенном на княжеском дворе во Владимире, четко отразилось изменив­шееся положение князя. Величественные формы собора, украшенные роскошным резным нарядом, впечатляют своей.

Возведенный на краю клязьменских склонов в 200 м от Успенского собора, Дмитриевский храм завершил компози­цию детинца, который в эти же годы был обнесен каменной стеной. Всеволод посвящает собор своему небесному покро­вителю — Димитрию Солунскому.

По типу Димитриевский собор близок церкви Покрова на Нерли. Это четырех-столпный одноглавый храм, который, был охвачен с трех сто­рон галереей. Торжествен­ность западного фасада дополнялась двумя лестничными башнями, которые вели, как и в Софии Киевской, на хоры и, видимо, соединялись с хоромами кня­зя. Эти уникальные детали еще сохрани­лись в начале XIX в. и были варварски уничтожены в ходе «реставрации» собора при Николае I.

Дмитриевский собор является глубоко оригиналь­ным произведением, не имеющим пря­мых аналогий ни на Руси, ни в Западной Европе. Его украшают более шестьсот резных камней. Заглубленные участки прясел выше аркатурного пояса сплошь по­крыты резным «ковром», зрительно де­материализующим кладку.

Весь облик Димитриевского собора отличает­ся оптимизмом, праздничной наряд­ностью, столь близкой народным мас­сам, все еще преломлявшим христиан­ские праздники сквозь призму языче­ского почитания природы.

В ином художественном плане был решен Успенский собор. Сильно постра­давшее во время опустошительного по­жара в 1185 г. здание этого собора было увеличено по площади более чем в два раза. Обстройка его с трех сторон широ­кой галереей и удлинение апсид были вызваны не только стремлением увели­чить вместимость и техническими сооб­ражениями, но и требованиями прести­жа, необходимостью повысить значение главного собора стольного града и со­хранить за ним господствующее поло­жение в ансамбле детинца. Кроме того, галерея предназначалась для установки в специальных нишах -аркосолиях — каменных саркофагов владимирских князей и иерархов. Таким образом, собор становился грандиозной усыпальницей владимирских владык.

Крупные архитектурные формы пере­строенного Успенского собора (1185— 1189 гг.), лаконичность пластических деталей, два ряда закомар способство­вали наиболее эффектному восприятию собора с дальних точек и усиливали его главенствующее положение в силуэте города.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234) последний из шедевров белокаменного зодчества.

Георгиевский собор был построен сыном князя Всеволода — Святославом Всеволодовичем в стольном городе своей вотчины. Пространство этого небольшого четырехстолпного храма с одной главой было расширено за счет трех выступающих притворов, причем западный притвор был двухэтажным. В его верхней части находилась княжеская ложа. Крестообразное, уступ­чатое построение с ярко выраженной центричностью, чему способствовал больший объем западного притвора, уравновешивавшего апсиды.

Верх Георгиевского со­бора обрушился в XV в. Восстановлен­ный в 1471 г. московскими мастерами, он утратил свои первоначальные формы.

Тончайший плоский узор, высеченный без учета швов кладки на всей поверхности стен Георгиевского собора, оплетающий портал, угловые колонки и аркатурный фриз, снижает тектоничность его архитектурных форм. Показательно, что колонча­тый пояс углублен в толщу стены, кото­рая выше почти не утоняется. Аркатура приобрела неконструктивную трехло­пастную форму, причем основание арок высечено на одном камне, а завершение на другом.

 




Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 13 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав