Читайте также:
|
|
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.
Рассматриваемые вопросы:
Природные, культурные и политические особенности земель центральной Руси
Последовательность освоения. Постройки и эволюция архитектурного решения
Природные, культурные и политические особенности земель центральной Руси
Обширные земли между Окой и Волгой — плодородные «ополья», окруженные дремучими лесами, позднее были заселены славянскими племенами: смоленскими кривичами, вятичами, новгородскими словенами. Кроме того имелось местное население угрофинского происхождения: племена мещера, мурома, меря. На местах поселений племени меря, слившегося позднее со славянами, в связи с расширением ремесла и торговли возникают новые крупные по тому времени города: Ростов (IX—X вв.), Муром (IX—X вв.), Суздаль (X—XI вв.), Белоозеро (IX-XI вв.). Основные торговые пути проходили по Волге, Оке и Клязьме. По этим рекам приплывали варяжские «гости» и купцы из Булгар — столицы Волжско-Камской Болгарии, поступали в богатый край среднеазиатские товары. Слабее были связи Северо-Восточной Руси с Киевом.
Большие трудности встречает обращение в христианство населения этого далекого края. Здесь были очень сильны языческие верования.
Однако в отличие от киевских земель и южных земель, здесь не так сильна была княжеская усобицы, традиционно эти земли были отностительно более мирными.
Последовательность освоения, постройки и эволюция архитектурного решения
Владимир Мономах, став в 1093 г. правителем Ростово-Суздальских земель, в условиях княжеских междоусобиц и угрозы нападения волжских болгар и печенегов ведет большое оборонительное строительство. В 1108 г. он завершил сооружение нового княжеского города и дал ему свое имя — Владимир. На высоком клязьменском берегу, в месте впадения р. Лыбеди, возводятся мощные деревоземляные укрепления. Новый город, как и древний Суздаль, увенчивается каменным храмом. Первые каменные строения: Спасская церковь во Владимире (1108— 1110 гг.) и Успенский собор в Суздале (начало XII в.) не дошли до наших дней. Археологические данные свидетельствуют о том, что эти постройки были возведены из плинфы, очевидно киевскими мастерами.
После смерти Владимира Мономаха, его сын и наследник Ростово-Суздальского княжества — Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.) ведет упорную борьбу за киевский престол. Только в конце своего княжения, после первых неудач в борьбе за Киев Юрий Долгорукий начинает осуществлять большое стратегическое строительство на севере, готовясь к решительной схватке за великокняжеский престол.
На северо-западных рубежах Ростово-Суздальского княжества возводятся городские крепости: Переславль-Залесский, Юрьев-Польской, Дмитров и Москва (1156 г.). В четырех километрах от Суздаля, близ устья р. Каменки, Юрий Долгорукий строит в 1152 г. свою резиденцию Кидекша.
Высокое значение княжеского двора в Кидекше подтверждается сохранившейся белокаменной церковью Бориса и Глеба (1152г.)_
В крупной крепости на Плещеевом озере — Переславле-Залесском — тоже сооружается каменный собор Спасо-Преображенский (1152-1157). Этот монументальный, несмотря на небольшие размеры, собор имеет схему четырехстолпного крестово-купольного храма с хорами. Но, отличие от киевских построек, он и церковь в Кидекше, сложены из тесанных блоков светлого известняка. Наружная и внутренняя поверхности стен выложены хорошо пригнанными и тщательно «перевязанными» камнями прямоугольной формы, а промежуток между лицевыми стенками заполнен валунами и осколками известняка, пролитыми известняковым раствором. Эта техника строительства малораспространенная на Руси, а также характер архитектурных деталей и высокое мастерство обработки камня дают основание предположить о возможном участии в строительстве мастеров из Галицкой Руси.
В декоративной отделке фасадом мастера используют романские детали: аркатурный пояс (фриз), и уступчатые порталы. В обоих храмах фасады расчленены поясом на уровне хоров, отражающим их внутреннюю объемно-пространственную структуру.
Храмы периода княжения Юрия Долгорукого монументальны и суровы
Расцвет владимиро-суздальского зодчества совпадает с годами княжения сына Юрия Долгорукого — князя Андрея (1157—1174 гг.). Князь Андрей еще при жизни отца покидает Вышгород и уезжает во Владимир. Он дерзко нарушает отцовский «ряд», принцип наследования, и начинает княжить в суздальских землях. Он переносит столицу Руси во Владимир, а в 1169 г. захватывает и разоряет древний Киев.
В крепости Владимир, рядовом, небольшом городке Андрей начинает обширное строительство.
Город Мономаха был опоясан широким рвом и почти десятиметровым валом с рублеными стенами общей протяженностью около 1 км. Посады, окруженные боевыми стенами, встали в один ряд со старым княжеским городом, защищая его.
Въезды во Владимир с запада востока замыкали каменные башни Золотых и Серебряных ворот. Закрепляя линейный характер развития города, между величественными воротами протянулась главная улица, связавшая все три части столицы: Мономахов город, Ветчаный город и Новый город. Значение Золотых и Серебряных ворот, в общем силуэте Владимира XII—XIII вв. можно по достоинству оценить в настоящее время. Белокаменный, высотой в семиэтажный дом, монументальный объем Золотых ворот, прорезанный почти четырнадцатиметровой аркой, с расположенным на нем храмом поражает даже современного человека. Очевидно, аналогичный облик имели Серебряные ворота.
Над обрывом был возведен Успенский собор (1158-1160). Это главное культовое здание Владимира было построено по характерной для городских соборов схеме шестистолпного храма с хорами. К основному его объему примыкали три притвора, а западный фасад дополнялся каменными зданиями епископского двора. Собору предназначалась роль, аналогичная роли Софии Киевской в новом стольном городе Владимире.
Поставленный на самом высоком месте, Успенский собор превосходил по высоте (32,3 м) Софию Киевскую. Облику Успенского собора придавалось особое значение. Мастера «из всех земель» успешно выполняют княжеский заказ. Вместе с местными зодчими они творчески претворяют опыт ряда архитектурных школ и развивают основы белокаменного строительства времен Юрия Долгорукого. I Здание ставится на простой в виде откоса цоколь. Выполняется новая архитектурная деталь – аркатурно-колончатый пояс. Подобно нишам с фресками при днепровских храмов, пояс был расписан.
Фрагменты фасадов Успенского собора можно видеть в интерьере ныне существующего здания, которое заключило после пожара более раннюю постройку в своеобразный футляр.
Князь возвел в 10 км от Владимира укрепленный замок Боголюбово (1158-1165 гг.), позволявший ему контролировать водный путь из Суздаля во Владимир. Он состоял из собора Рождества Богородицы, княжеских палат, лестничных башен с переходами, кивория и оборонительных построек.
На каменных плитах, своеобразным ковром объединявших застройку, стоял выдвинутый вперед необычный киворий. Восемь колонн из камня поддерживали шатровый верх, который прикрывал чашу с освященной водой; это изящное воздушное сооружение еще больше подчеркивало величественность дворца с домовой церковью
В данном комплексе культовых и гражданских построек проявляются черты владимиро-суздальской школы, превращающей мотив аркатуры в ведущий композиционно-пластический элемент. Он композиционно связывали весь ансамбль. Ритмический строй арочных пластических форм организовывал пространство площади так, что она становилась сомасштабной человеку.
Церковь Покрова-на-Нерли (1165) Сооружена в одно лето. Поднятая над заливными лугами путем устройства искусственной насыпи, облицованной известняковыми плитами, как бы парящая над зеркальной гладью вод, устремленная ввысь церковь легко связывалась у наших предков с идеей заступничества божественных сил.
Храм четырехстолпный, одноглавый, 3-абсидный. Имеет развитый аркатурно-колончатый пояс, песпективный портал и белокаменную резьбу. Над порталами в полукружиях закомар помещены одинаковые по сюжету рельефы. Выше всех восседает библейский царь Давид, в боковых пряслах протянулась цепочка женских масок, воспринимавшихся народом, воспитанным на религиозных притчах, как символ девы Марии -покровительницы и заступницы.
В полную силу образный язык Владимиро-Суздальской архитектуры проявился в годы княжения брата Андрея — Всеволода (1176— г12 гг.) по прозвищу «Большое гнездо».
В важнейших сооружениях «Великого Всеволода», в первую очередь в Дмитриевском соборе (1194—1197 гг) построенном на княжеском дворе во Владимире, четко отразилось изменившееся положение князя. Величественные формы собора, украшенные роскошным резным нарядом, впечатляют своей.
Возведенный на краю клязьменских склонов в 200 м от Успенского собора, Дмитриевский храм завершил композицию детинца, который в эти же годы был обнесен каменной стеной. Всеволод посвящает собор своему небесному покровителю — Димитрию Солунскому.
По типу Димитриевский собор близок церкви Покрова на Нерли. Это четырех-столпный одноглавый храм, который, был охвачен с трех сторон галереей. Торжественность западного фасада дополнялась двумя лестничными башнями, которые вели, как и в Софии Киевской, на хоры и, видимо, соединялись с хоромами князя. Эти уникальные детали еще сохранились в начале XIX в. и были варварски уничтожены в ходе «реставрации» собора при Николае I.
Дмитриевский собор является глубоко оригинальным произведением, не имеющим прямых аналогий ни на Руси, ни в Западной Европе. Его украшают более шестьсот резных камней. Заглубленные участки прясел выше аркатурного пояса сплошь покрыты резным «ковром», зрительно дематериализующим кладку.
Весь облик Димитриевского собора отличается оптимизмом, праздничной нарядностью, столь близкой народным массам, все еще преломлявшим христианские праздники сквозь призму языческого почитания природы.
В ином художественном плане был решен Успенский собор. Сильно пострадавшее во время опустошительного пожара в 1185 г. здание этого собора было увеличено по площади более чем в два раза. Обстройка его с трех сторон широкой галереей и удлинение апсид были вызваны не только стремлением увеличить вместимость и техническими соображениями, но и требованиями престижа, необходимостью повысить значение главного собора стольного града и сохранить за ним господствующее положение в ансамбле детинца. Кроме того, галерея предназначалась для установки в специальных нишах -аркосолиях — каменных саркофагов владимирских князей и иерархов. Таким образом, собор становился грандиозной усыпальницей владимирских владык.
Крупные архитектурные формы перестроенного Успенского собора (1185— 1189 гг.), лаконичность пластических деталей, два ряда закомар способствовали наиболее эффектному восприятию собора с дальних точек и усиливали его главенствующее положение в силуэте города.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234) последний из шедевров белокаменного зодчества.
Георгиевский собор был построен сыном князя Всеволода — Святославом Всеволодовичем в стольном городе своей вотчины. Пространство этого небольшого четырехстолпного храма с одной главой было расширено за счет трех выступающих притворов, причем западный притвор был двухэтажным. В его верхней части находилась княжеская ложа. Крестообразное, уступчатое построение с ярко выраженной центричностью, чему способствовал больший объем западного притвора, уравновешивавшего апсиды.
Верх Георгиевского собора обрушился в XV в. Восстановленный в 1471 г. московскими мастерами, он утратил свои первоначальные формы.
Тончайший плоский узор, высеченный без учета швов кладки на всей поверхности стен Георгиевского собора, оплетающий портал, угловые колонки и аркатурный фриз, снижает тектоничность его архитектурных форм. Показательно, что колончатый пояс углублен в толщу стены, которая выше почти не утоняется. Аркатура приобрела неконструктивную трехлопастную форму, причем основание арок высечено на одном камне, а завершение на другом.
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 13 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |