Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Методика формирования технических навыков чтения.

Читайте также:
  1. C)& совокупность специфических навыков
  2. I. Судебно-следственная практика формирования системы доказательств по уголовному делу (постановка проблемы).
  3. II. 1994 – 2002 годы – период формирования развитой отрасли.
  4. L При этом социум является необходимым условием ее формирования.
  5. quot; Методика преподавания изобразительного искусства
  6. V2: Организация и методика ветеринарно-санитарного осмотра туш и внутренних органов
  7. Аварийность и безопасность природно-технических систем в криолитозоне
  8. Автор: Владимир Aлександрович Дресвянников, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Пензе
  9. Аккреционная структура Сихоте-Алинь-Сахалинской области, основные тектонические элементы и этапы формирования
  10. Актуальные проблемы функционирования системы государственного управления Российской Федерации и основные направления ее реформирования.

Технология обучения чтению рассм-т проблемы, основными из которых являются: как учить, с помощью каких методических приемов, какие средства обучения использовать, какие организационные формы работы выбрать в качестве наиболее целесообразных.

В псих-й лит-ре 2 возиожности развития речи:

- (1) путем одновр0го комплексного развития всех умений в процессе упр-я в самой деят-ти

- (2) путем предварительной работы по развитию отдельных умений определенного вида чтения в относительной изоляции.

Все виды чтения предполагают владение двумя группами умений,

(I) умениями, связанными с пониманием язык-го материала при чтении:

1 – умения понимать отдельные языковые единицы (узнавать известные

слова, определять значение слов по составу, контексту, словарю);

2 – умения устанавливать связи между отдельными языковыми единицами

(понимать служебные и строевые слова, уметь определять начало и

конец «темы»);

3 – умения объединять языковые ед в смысловое целое

(II) умениями, связанными с пониманием содержания читаемого:

) на уровне значения (literal understanding)

4- умение понимать отдельные факты текста;

5- умение понимать связи между отдельными фактами;

6- умение объединять факты в основные положения текста;

7 – умение понять основную мысль текста.

(Б) на уровне смысла (critical understanding)

8 – умение понимать подтекст (имплицитное содержание);

9 – умение критически осмыслить информацию текста;

10 – умение оценить инфо текста с точки зрения своего опыта,

Форм-е умений в относительно изолированном виде возможно на основе многократного выполнения операций или действий одного типа,

Все упр-я для обучения чтению делятся на две гр:

(1) – упр, форм-е умения понимать языковой материал читаемого;

(2) – упр, формирующие умения понимать содержание читаемого.

I. Упр-я, форм-е умения понимать яз-й мат- читаемого обеспечивают переработку инфо-на язы-м уровне и основываются на технической стороне чтения) II. Упражнения, фор-е умения понимать содержание читаемого.

Понимание текста, извлечение инфо-и ее дальнейшее осмысление

Задания должны воспроизводить задачи, типа:

- придумайте заглавие абзацам…

- дайте оценку прочитанному,

Эти задания могут принимать форму вопросов или утверждений, построенных на содержании абзаца;

 

 

игры): драматизация отрывков, эпизодов текста.

 

24. Методика использования фотоматериалов практикума на уроке ИЯ. В распоряжении учителя находятся различные материальные средства, призванные помогать ему в организации и проведении учебно-воспитательного процесса по ИЯ. Можно утверждать, что успех в обучении ИЯ во многом определяется умением учителя пользоваться ими с максимальной эффективностью. К основным преимуществам использования ТСО относят 1 – создание искусственной языковой среды через звучащую речь носителей языка 2 – усиление наглядности обучения ИЯ (слуховая и зрительная наглядность, 3 – расширение диапазона аудирования иноязычной речи, увеличение времени на изучение ИЯ (слушают/смотрят вне урока); 4 – введение элементов индивидуализации; 5 – введение новых форм занятий: видеоурок, лабораторные занятия, самостоятельная работа с ТСО; 6 - увеличение количества источников информации, 7 – создание возможности для организации и управления самостоятельной работой учащихся. ТСО яв-ся вспомогательным средством об-я, они должны помогать в проведении урока, а не украшать его. ТСО надо использовать в след случаях: 1) Для дополненияучебной деят преподав-я в ходе многократного повторения реч обр-ы, исполнения песен. 2) Для полной или чатсичной замены препод-я во время урока или при выполнении у-ся самостоя-й работы(лаборат раб, фонозал) 3) Для интенсификацииуч проц с целью повышения времени яз и реч практики 4) для контроля яз-х навыков и умения устной речи у-ся (лаб раб, запись речи у-ся на пленку) В уч проц ТСО класифиц-ся по каналу поступления инфо: зрительны, слуховые и зрительно-слухоые. Цч мат демонтстр с помощью технич ср-в: 1) фотограммы (диафильмы, слайды, неозвуч фильмы), демонстр-ся с пом проекционной апар-ры и направляют по визуальному каналу. 2) офнограммы, пред-я с пом звукотехн-й апаратуры и направл-т учебно реч-ю инфо ток по слуховому каналу 3) видеофонограммы или уч фильмы всех типов демонстр-я с пом звукотехн устройств. Опыт применения слуховых техн средств в об ИЯ позволяет выделить метод-е принципы: 1. п. опережающего слушания 2. п. многократного повторени 3. п. расчлинения и паузирования речевого потока 4. п. имитации реч образца. 5. п. управления реч дея-ти с пом инстр. К слуховым ТСО относят 3 функциональных группы фономат-в.: 1)Фонограммы (Ф1) кот исп-сяв рецептивном плане. Они отдают инфо слушателю, не требуя от него немедленной реакции. Примен-ся с целью трад-го прослуш-я отрывков диалог-й и монол-й речи. Без нее нельзя обойтись: - фонограмму можно неизменно повторять - можно записать текст, наложив его на музыку. - фоногр-у можно паузировать Большое значение эти материалы имеют для обучаемых «аудитивного типа». Общая структура этой группы фонограмм несложная: кроме инструкции, в которой ставится цель и объясняется порядок аудирования, фонограмма имеет основную часть, то есть источник иноязычной информации. Специальные задачи к прослушиваемому материалу и наличие обратной связи не являются во всех случаях обязательными. Фонограммы 2 типа (Ф2) предпол-т активную переработку у-ся прослушанной инфо. Для проверки правильности речевых действ испол-ся обратная связь. Фонограммы сообщают неток инфо, но и требуют от них ответа и осущ-т проверку правильности отврета. Они сод-т набор заданий, кот вып-ся в паузах и проверка проходит с пом ключей. Такая Ф сост: инструкция, мат-л для прослуш-я с заданиями, паузы для ответов и клюяа для обратной связи. Иногда добовляют – вторую паузу(для повторения у-ся ключа) Монотонность упражнений можно уменьшить за счет разнообразия традиционного ключа. Это может быть: - повторение диктором правильного ответа, - подсказка диктора, «наталкивающая» на правильный ответ (одно слово, словосочетание, грамматическая форма и т.д.), - ссылка на правило, страницу учебника, грамматическую таблицу, - использование печатных материалов, - использование рисунков, схем, картинок. Третья группа Ф3 – у-ся не получаю инфо, а записчывают себя на пленку. Осущ-ся самоконтроль и активнгая тренировка: не ток проговорить но и прослушать и корректировать. Сопровождать: печатными мат и нагялдностью. В методике выделяют 4 типа занятийс применением фономат-в: 1) Занятие в лингофонном щале под рук учителя. 2) Самост-я работа в линговонном зале 3) Занятие с использованием одного магнитофона под руководством учителя. 4. Самостоятельная работа с магнитофоном.     25. Методика использования лингафонного практикума на уроке иностранного языка. Несмотря на имеющиеся различия, все эти занятия отличаются высокой интенсификацией учебного процесса, наличием аутентичного учебного материала, оптимальным и своевременным контролем. На этих занятиях в основном выполняются подготовительные и тренировочные упражнения.   Занятия в лингафонном зале под рук учителя должны проводиться по лингофонному практикуму.(обеспечитт у-ся тренировку в спол изуч мат) он вкл след компон: - пособие для уителя - иллюстрированое приложение для у-ся - набор фонозаписей Система упражнений, должна соответствовать целям занятия. В работах Ляховицкого указывается, что лабораторная работа может 1. Готовить обучаемых к следующему уроку. 2. Обеспечивать повторение крупного раздела грамматики для подготовки к усвоению нового раздела. 3. Обеспечивать контроль усвоения изученного материала. 4. Обеспечивать дополнительную тренировку для ликвидации недостатков усвоения определенного материала. 5. Обеспечивать тренировку и развитие языковых навыков или общих речевых умений. В лаборат-ю работу могую включатсья: 1) имитац- е упр, включает наличие инструкции, образца для подрожания и ключа. 2) дифференцировочные упр для различения на слух реч ед. 3) Подстанов-е упр – подстановка слов, словосоч-й. М.б. простой – когда элементы подставл-ся автомат-ки без изменений исходной стр-ры, сложной – меняется форма подставляемого элемента. 4) трансформ-е упр на расширение мсходных предл без изменения стр-ры, свертывания за счет сокращения элементов. 5) упр на комбинирование – соединение простых предл в более крупные синт-е ед. Типовая лабораторная работа обычно состоит из следующих основных частей, каждая из которых может иметь свои собственные подразделения. Инструктивная часть. Ее цель – создать установку для успешного выполнения задания: для чего предназначается, какие задачи ставятся, что ожидается после завершения упражнений (пояснения, примеры, образец). Лингвистическая часть – содержит изучаемый материал, паузы и ключи (См фонограммы второго типа).     26. Методика работы с учебным фильмом на уроке иностранного языка Учебные фильмы широко используются в методике преподавания ИЯ. Их использование обусловлено необходимостью учитывать основные учебные стратегии и стили, присущие учащимся (с ведущей слуховой, зрительной или моторной памятью), а также возможностью воздействовать при обучении на несколько анализаторов учащихся одновременно. кроме того учебные фильмы обеспечивают реальные ситуации и контекст употребления языковых единиц, подкрепленные зрительной опорой. Работа с диафильмом включает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный. Преддемонстрационный этап. На этом этапе снимаются языковые трудности восприятия текста к диафильму и понимания его содержания, вводятся и закрепляются новые слова, повторяется необходимый грамматический материал. При этом предпочтительно исп-е в упр предложений и более крупных фрагментов из текста к диафильму (предвосхищающее прослушивание). Затем снимаются возможные трудности понимания содержания диафильма посредством предварительного показа отдельных кадров с воспроизведением соответствующего текста. такая предварительная работа поможет учащимся лучше сориентироваться в процессе восприятия содержания диафильма в целом. Демонстрационный этапДемонстрация сюжета целиком со звуковым сопровождением предполагает выделение, так называемых «смысловых вех», правильное интонационное членение предложения, эмоциональную окрашенность фраз, логическое выделение и подчеркивание главного во фразах. Количество демонстраций диафильма определяется в зависимости от уровня подготовки обучаемых. Для контроля понимания содержания целесообразно воспроизвести текст к определенному кадру, а затем показать ряд кадров и предложить учащимся определить соответствующий тексту кадр, а к оставшимся кадрам подобрать нужные тексты. Целесообразно давать в виде кодограммы выборочную опору в виде отдельных предложений и ключевых слов, используя опоры, обучаемые могут попытаться воспроизвести текст к данному кадру. Последемонстрационный этап.Проверять понимание сюжета диафильма следует при помощи вопросно-ответных упражнений в два этапа: на первом ос-ся частичная проверка, а на втором – полная проверка. Затем следует пересказ обучаемыми сюжета диафильма по кадрам от имени одного из персонажей и пересказ сюжета диафильма в виде законченного рассказа в другой временной форме. Эта работа выполняется без опоры на зрительный ряд. К диафильму или серии диапозитивов бучаемые могут составить диалоги, нарисовать или сконструировать в виде описания свои, дополнительные кадры, уточняющие содержание диафильма. Работа с диафильмом может быть завершена озвучиванием диафильма обучаемыми по ролям, серией монологических высказываний по его содержанию, устными и письменными сочинениями по теме диафильма.     27. Методика формир-я слухо-произносительных навыков. Произношение яв-ся основой всех видов речевой деят-ти: аудирования, говорения, чтения и письма. Главная цель: формир-е фонетич или слухо-произносит навыков. Слухо-произн-е навки делятся на: - аудитивные (формир-е действий по узнаванию отдельных фонем, слов,предложений. - собственно произносит-е навыки (способность правильно артикулировать звуки и соединять их в слова, словосич-я. - ритмико-интонационные навыки (знание логических моделей ударения. Важнейшая предпосылка общения яв-ся развитие слухо-произносит-х навыков или Способность воспринимать и правильно асоциировать слышимый звук с соответст-м им значением. Нарушение фонетич-й правильности речи, неправильное звуковое или интанационное оформление ее говорящим ведет к непониманию со стороны слушающего. Причины фон-х ошибок: - замена одной фонемы другой. - неправильного слогоделения - неправильного ударения Употребление иного тона вместо требуемого. Методисты считают, что об-е произношению должно вестить в течение всего срока об-я языку., но он должен меняться на разных этапах об-я. На начальном этапезакладываются основы говворения, слушания и чтения. Работа над произношением яв-ся обязательным элементом об-я ИЯ. Развитие С-П навков должно происходить вместе с усвоение яз-го мат. Последовательность введния звуков отражает функц-й подход: первыми осваиваются те звуки, кот нужны для произнесения первых структур, наиболее частотные звуки. Задача среднего этапа –воспрепятствовать неусвоению С-П навыков, поддержать достигнутый уровень.Для этого при работе над фон-и мат нужно заострить внимание у-ся на фон-й стороне речи. Фонетике отводятся отдельные этапы урока, на кот проводится фон-я тренировка и фон-я зарядка. Цель Фон-й зарядки: - снятие возможных фон-х сложностей: слуховых, произносит-х, ритмико-интонац-х. - отработка фон-х навыков. Содержанием фон-й зарядким.б.: - чтение слов, предлоложений. - чтение сложных словосоч-й, предл-й. - прослушивание с целью определения ошибок - распознание диалектов - произнесение одной и той же фразы с различной интонацией.   Задача старшего этапасостоит в совершенст-и навыков. Не снижая требований к произношению у-ся, учитель должен проводить интенсивную фон-ю отработку отдельных фрагментов устной речи и чтения с ТСО. Подходы к об-ю произношению: 1) Аккустический (слуховое восприятие речи и ее имитация) Усвоение фонетики проходит в речевом потоке, в речевых стр-х и моделях. 2) Артикуляционный (используется в современной школьной методикке). При анализе фон-го состава 2-х языокв разработали типологию фон-х трудностей и затем систему фон-х упр-й. Сопоставление фон-х систем 2 яз-в позволило выделить 3 категории: - совподающие фонемы, в основном согласные звуки - Сходные - фонем, отсутсв-е в РЯ. В средней школе обуч-ю произношению происходит на принципе – аппроксимации(т.е. приближение к правильному образцовому произн-ю) Обучение ИЯ начинается с усвоения звуков. На самом нач этапе кол-во фон-х упр достаточно высоко. Каждый звук отрабатывается отдельно. Вниманеи фонетистов д.б. обращено на изменения основного тона голоса, кот служат для различения модального, коммуник-го и синтаксического типов предложений. К Эмоциональным(радость,печаль, гнев) Они выражаются в разных языках почти одинаково. Следуте добиваться выразительности речи, правильную реакцию на заданную ситуацию соотв-му РЯ. К синтаксическим значениям (целостность высказывания (завершенность-незавершенность), коммун-я установка (вопрос, сообщение), ком-е задание. Фонетич-й минимум делится на активный и пассивный. Активный мин.Допускается апроксимация. Он усваивается на основе сопоставления иностр звуков со звуками РЯ, на основе сознательного подражания образцу и правил усвоения. В него вкл вся система гласных и согласных фонем, звукосочетания, интонация повествоват-х предл., вопр,повелит-х. Пассивныйне допускает апрксимации, в него входят вар фонем, интонация сложного предложения. Они усваиваются на основе непроизвольного внимания. Поэтому, у-ся обладающие хорошим речевым слухом, могут лечше усвоитьь фон мат. Начную постановки об-я произношению сост-т 2 фактора:лингвистический и психологический. В лингвистическомречь идет об основных фон-х праивлах звуковой сист из-го яз в их сравнении с РЯ. Группы фон-х явлений: совподающие, схдные, отсутств-е в ря. Л-й анализ позволяет выявить трудности: - артикуляционные (возник при воспроизведении определ-го звука) - позиционные (при произнесении звука в разл сочетаниях звуков) Психологический факторлежащий в основе об-я произношению, он сязан с психолого-физиолог способностями у-ся. Для обу-я произнош важность имеет: - степень развития фон-го слуха у-ся - гибкость и динамичность их слухового аппарата - объем кратковременной памяти. Обуч-е произношеню строится на 3 методич-х принципах: 1) П Апроксимации(выражает общее требование, охватывает все стороны звукового строя языка. 2) П Имитации(распростроняется на совподающие явления в 2 языках. Она распадается на 2 этапа: -слушание образца и его повторение, - многократное повторение позволяет освободится от ошибок.) 3) Сочетания анализа и имитации.Предпологает объяснение способов артикуляции.   Обуч-е произношеню или форм-е С-П навыков носит поэтапный характер и вкд след этапы: 1) Ориентировочно-подготовит (создание ориентиров-й основы действий. Основа произношения создается с пом 2-х моделей: - предъявление – воспроизведение образца (по данной модели усваиваются зв явления. - предъявление- объяснение – воспроизведение образца. На этом этапе испол-ся виды работы: - восприятие нового звука во фразах - выделение из ряда прослушанных слов - объяснение артикуляции вводимого звука. - выполнение упр на артикул-ю гимнастику - многократное прослушивание образцов.     29. Методика формирования речевых грамматич. навыков. Понятие «грамматика» упот-тся в 3 значениях: - система правил, т.е. способы изменения и сочетания яз-х ед - строй языка, т.е. строение слова, предложения - грамматический навык, т.е. способность оперировать грам явл-ми. Роль правил в обучении ия не отрицается. Выделяют понятия: - Грам-я стр-ра – обобщенное обозначение инвариантных (самых общих) свойств грам явл-я - Грам модель- изображение единиц языка и речи.to be + PI; - Речевой образец (Speech Pattern) интерпретация структуры и модели на конкретном языковом материале. Минимальная единица речи, представляющая собой единство лексики, грамматики и фонетики и имеющая определенную ком-ю функцию. Это образец для подражания в интонационном, грам и лекспланах. He has a book. He is a student. Подход к грамматике как навыку, выделяет речевой грам-й навык или способность правильного, автоматизированного, коммуникативно-мотивированного использования грам явлений в устную речи; и языковой грам-й навык Каждое грам-е явл хар-ся ком-й функцией (особенности употребления), значением (семантика) и формой. Отсюда разные подходы к обучению грамматике. Функц-й или ком-й подход идет от функции к форме. Овладение значением и употреблением грам-х стр-р идет в зависимости от сфер и ситуаций общения, от особенностей речевых задач (просьба, согласие, возражение). Этот подход предполагает использование изучаемого грам мат с самых начальных этапов обучения в естественных для общения целях Программа по ия для школы предусматривает, что уч-я должны усвоить опр-й минимум грам-х яв-й для использования в собственных устных и письменных выск-х (активный грам-мин-), а часть грам-го материала дб усвоена для узнавания/распознавания при аудировании и чтении (пассивный грамматический минимум).   30. Основные этапы форм-я грам-го речевого НВ. Принципы грам минимума: 1.Изучение правил как основы речевых дей-й формированию грам. нав; 2. Учет различий при обучении активной и пассивной грам; 3. Поэтапность форм-я грам нав; 4. Сопоставление иноязычных грам явлений сРЯ Основная цель обучения активному грам мин состоит в создании грам нав, кот помогает грам правильно оформить речь. Основные этапы работы над грам. мат. 1. Этап введения первичного выполнения действия. Цель: введение и объяснение способа образования и сферы употребления нового грам явления, первичное выполнение языкового/речевого действия и создание сознательно-ориентировочной основы для форм-я навыка. Презентация грам мат осущ-ся на начальном этапе обучения в речевом образце в устной форме, на среднем и старшем этапах обучения может осуществляться в письменной форме. Простой материал может предъявляться без теоретических пояснений. Это способ введения называется практическим. Практический способ включает: презентацию изучаемого образца в конкретной ситуации, проверку понимания и последующее его повторение уч-ся. Сущ-т и практико-теоретический способ введения грамм явлений. Этот способ основывается на сочетании правил и учебных действий и делится на два способа: индуктивный и дедуктивный. Индуктивныйспособ идет от анализа примеров к выведению правил, а дедуктивный способ идет от правил к анализу конкретных образцов. Большие по объему, они ориентируют уч-ся на усвоение фактов языка. Индуктивный подход ориентирует уч-ся на анализ примеров и самост-е формулирование правила. 1.Дается текст с новым грам явлением. Контекст д.б. понятен. С помощью наводящих вопросов, сопоставления с ряи уже известными иноязычными явлениями. 2. Формулируется правило 3. Выполняются подстановочные упр 4. Выполняются трансформационные упр 5. Перевод с ря на ия Такой подход - обеспечивает проблемность обучения - стимулирует самостоятельность обучаемых - развивает догадку по контексту Но: - занимает много времени - не все явления можно объяснить индуктивным путем Последовательность использования дедуктивног о подхода: 1. Изучается правило. 2. Учащиеся находят новое грамматическое явление или структуру в предложениях или тексте, называют его форму,. 3.Выполняются подстановочные упр по образцу. 4. Выполняются трансформационые упр: раскрыть скобки; поставить глагол в нужную форму; перефразировать, используя данное начало или указанное слово   Такой подход - может быть использован при самостоятельной работе обучаемых, - способствует автономии обучаемых - реализует принцип сознательности и научности. Но: - в правилах много грамматических терминов трудных для понимания учащихся, - отработка грам явления ведется на несвязанных предложениях вне речевого контекста. Презентация грам формы должна: 1. Общая установка на функцию новой грам стр-ры 2. Создание и предъявление ситуаций, типичных для новой грам стр-ры (жесты, наглядность, фильмы, 3. Восприятие учащимися структуры на слух или в письменном виде. 4. Контроль понимания значения новой грам стр и правильности ее употребления через выборочный перевод с ия на ря, применение наглядности, 4. Выбор правила и его формулировка. 5. Ознакомительные упражнения Второй этап направлен на формирование грам стереотипа через тренировку в выполнении языковых и условно-речевых упражнений. На этом этапе используются имитационные, подстановочные и трансформационные упражнения. Отдельно выделяются упражнения игрового характера. Имит-е упр мб построены на одноструктурном грам мат. Выполнение упр может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу, контрастного повторения за образцом, Например: 1Повторите и выполните действия (повторите, выполняя…) 2 Прочтите хором, по цепочке, в парах, рядах 3Подтвердите высказывание диктора, если он прав 4 Если вы делали что-то другое, скажите Подстановочные упражнения используются для выработки стереотипа в употреблении грам явления в аналогичных ситуациях. Эффективна подстановка, основанная на одновременном показе двух явлений, выражающих оппозиционные значения. Третий этап формирования грам нав форм-т гибкость навыка: способность комбинировать, заменять, сокращать или расширять изучаемые грамматические структуры. Эти операции формируются с помощью трансформационных упражнений. С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения в зависимости от меняющейся ситуации,. 1. Выразите ту же мысль иначе. 2. Дополните, обращая внимание на… 3.Замените выделенные слова… Речевая направленность таким упр мб задана исп-м картинок, предметов, фильмов, рассказов, реальных ситуаций. Упр игрового характера приближают тренировку к условиям реального общения. Они включают атрибуты игры: ролевые задания и ком-е задачи: - Передайте фразу по секрету (последний записывает), - Расскажите о том, что вы услышали, не рассказывая о том, где вы были. - Угадайте кто/что? Упр этого этапа проводятся на материале устных тем, домашнего чтения, фильмов, по содержанию которых следует составить диалоги, монологи, различные виды пересказов, Например: Прокомментируйте, инсценируйте, докажите, расскажите о… как. Контроль грам нав мб следящим или выделяться в отдельный этап. Можно осу-ть контроль в процессе выполнения упр, можно использовать контрольные упр и задания. Контьроль должен занимать минимальное кол-во времени и охватывать макс-е количество учащихся   48. Основные этапы работы с текстом при обучении изучающему чтению   Работа над учебным текстом для чтения строится по следующим этапам: 1. Предтекстовый – исп-я для создания интереса и мотивации к работе с текстом. Предполагает опору на личный опыт уч-я, их знание предметной области текста, привлечение их знаний из других областей и предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на заголовок,. Ее цель – привлечь в оперативную память уч-я все возможные знания. На первых этапах обучения учитель должен помочь и показать основные моменты работы с текстом: как определить по структуре (заголовку, подзаголовку, разбивке, шрифту) к какому виду этот текст относится: объявление, рецепт,; о ком или о чем в нем может идти речь. Чтобы научить уч-я видеть в тексте знакомые явления, можно дать задание найти, выписать, подчеркнуть знакомые. Обязательна формулировка предтекстовых вопросов или заданий, кот следует выполнить после первого сплошного прочтения текста. 2. Текстовый. Чтение текста или отдельных его частей с целью решения конкретной ком-й задачи, сформул-й в задании к тексту и поставленной уч-я перед чтением самого текста. Первое чтение текста д.б. связано с пониманием основной инфо: опред-м темы текста, поиск отдельных фактов. Повторное прочтение может ориентировать уч-ся на понимание деталей, конкретных положений им их оценку. Управление процессом понимания текста осуществляют задания на поиск, заполнение таблиц, запись в хронологическом порядке действий. Многократное чтение одного и того же текста нецелесообразно. Допускается только с целью поиска дополнительной, уточняющей инфо.. 3. Послетекстовый этап направлен на проверку понимания в соответствии с заданиями предтекстового этапа. Можно использовать задания: - закончите предл-ия, опираясь на соде-е текста, - ответьте на вопросы, - расположите предл-я в той последовательности, в которой они встречались в тексте, - отметьте номера предложений, которых не было в тексте, Сод-е прочитанного текста должно использоваться для развития умений устной и пис-й речи. Упр-я, предлагаемые после текста должны развивать умения (1) репродуктивной, (2) репродуктивно-продуктивной и (3) продуктивной речи. Первая группа упр-й связана с воспр-ем содержания текста с опорой на ключевые слова, опорные предложения. Предлагаются задания на составление детального плана, выписывание ключевых слов. Вторая группа упр форм-т умения - интерпретировать содержание текста в контексте затронутых в нем проблем, высказывать свое мнение и отношение. Цель третьей группы упр – развить умения продуктивного характера, позволяющие использовать учащимся полученную инфо в ситуациях, близких к реальным ситуациям общения (ролевые

 




Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав