Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Конец человека?

Читайте также:
  1. Альтернативный конец
  2. Во главе Совета министров. Конец карьеры
  3. ДЕМОСФЕН И КОНЕЦ МИРА ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ
  4. Как же при всей этой благодати Украина дошла до жизни такой, что ужасный конец представляется предпочтительным в сравнении с ужасом без конца?
  5. Конец ознакомительного фрагмента.
  6. Конец цикла
  7. Лекция 5. Европа в ХV – XVIIІ вв. Белорусские земли в период Речи Посполитой (конец ХVI – ХVIIІ вв.).
  8. Наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
  9. Образование политических партий в России (конец XIX—начало XX в.)

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ

Философское измерение

ТВОРЧЕСКОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ВВЕДЕНИЕ В ГУМАНОЛОГИЮ

МЛ. ЭПШТЕЙН

Конец человека?

Судьба человека в начале XXI в. все чаще рассматрива­ется под знаком его исторического конца и вступления в эпоху постгуманизма. Идея сама по себе не нова. Еще в XX в. постгуманистические движения вдохновлялись ницшевской философемой сверхчеловека, а затем постструктурали­стской эпистемой «конца человеческого» (М. Фуко). Но к началу XXI в. идея исчерпания и преодоления человека по­лучила новый импульс в грандиозных успехах техничес­кой и особенно кибернетической цивилизации.

В США еще в 1990-е гг. возникло движение трансгума­низма, которое пытается соединить прорывы в области ком­пьютерных и генетических технологий с философией пре­одоления природных ограничений, присущих человеку как смертному существу. Завершается медленный этап эволю­ции разума в форме человека как биологического вида — и начинается новый этап ускоренной эволюции разума в виде информационно-кибернетических систем, быстро сменяю­щих друг друга на основе непрерывно растущих вычисли­тельных и производительных мощностей. Трансгуманизм нацелен на возникновение так называемой сингулярности, взрывной точки развития, которая современными футуро­логами, такими, как Рэй Курцвайл, прогнозируется на се­редину XXI в. Тогда созданные человеческим интеллектом механизмы и компьютерные системы выйдут на передний край эволюции разума и поведут за собой все более отстаю­щих (а иногда и упирающихся) человеков.

Лучшее, на что может надеяться человек как биологичес­кая форма разума, — это на свою внутреннюю технизацию, которая дополнит технизацию и роботизацию всего социума. Биологические, несовершенные органы все более будут заме­няться искусственными, нестареющими, и возникнет непре­рывный энерго-информационный обмен постчеловеческого техноорганизма со всей окружающей средой. По предсказа­нию Р. Курцвайла, уже к концу XXI в. мир будет населен пре­имущественно искусственными интеллектами в форме инфор­мационных программ, передвигающихся от одного компью­тера к другому через электронные сети. Эти компьютерные программы будут способны манифестировать себя в физичес­ком мире в виде роботов, а также одновременно управлять множеством своих программируемых тел. При этом индиви­дуальные сознания будут постоянно сочетаться и разделять­ся, так что уже невозможно будет определить, сколько «лю­дей» или «разумных существ» проживает на Земле. Новая пла­стичность сознания и способность перетекания из интеллек­та в интеллект серьезно изменят природу личной идентично­сти. Физические, технологически неопосредованные встречи между двумя людьми в реальном мире станут исключительно редкими. То, что традиционно понимается под субъектом, ра­створится в информационных потоках и электронных сетях. Самоуправляемые компьютерные программы, как тютчевские «демоны глухон», будут вести беседу между собой1.

Трансгуманизм — это внеакадемическое движение эн­тузиастов кибер-разума. Однако в академических кругах растет интерес к новым технологиям и их воздействию на
гуманитарные науки, порождая новое поле исследований, которое часто называют posthuman studies — «постчелове­ческие» или «постгуманитарные» исследования. Хороший пример — влиятельная книга Кэтрин Хэйлес «Как мы стали постчеловеками: Виртуальные тела в кибернетике, литера­туре и информатике»2. А




Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав