Читайте также: |
|
Пояснение.
1.1.2. Основные черты характера Ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. Гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. Они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке». Созданный Гоголем характер — хвастуна, болтуна, лихача, кутилы, игрока, дебошира и спорщика, любителя выпить и присочинить что-то — колоритен и легко узнаваем. Герой типичен, и вместе с тем, благодаря ряду деталей, особых мелочей, писатель сумел подчеркнуть его индивидуальность.
Пояснение.
1.1.1. В комедии Фонвизина «Недоросль» примитивный и жалкий мир Простаковых и Скотининых хочет прорваться в благородный, высокий мир Стародума, Правдина, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло, маскируясь под маской образованности и благородства, хочет присвоить себе добро. У Простаковой есть план — пробраться в недосягаемый для нее мир через женитьбу сына на Софье. В этом и заключается цель Простаковой, когда она уговаривает Митрофанушку поучиться «для виду».
1.1.1.Татьяна — любимая героиня Пушкина. Ей присуща высокая нравственность и чистота души. Первым признаться в любви во времена Пушкина мог только мужчина. Признание женщины считалось неприличным, так как нарушало каноны, сформировавшиеся в обществе. Признание Татьяны — поступок смелый и неординарный, поэтому она сама стыдится его.
1.2.1. Тема Родины, родной природы — одна из ведущих тем творчества С. Есенина. Особенностями изображения Родины в стихотворениях поэта являются необыкновенная поэтизация родной природы. Это можно наблюдать и в стихотворении «Пороша». Природа предстает в стихотворении одухотворенной, живой. С помощью олицетворения создаются неповторимые образы:
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку…
Лес «дремлет», снег «стелет шаль», дорога «убегает». Читатель живо представляет себе необыкновенно красивый пейзаж, очень похожий на сказку.
Пояснение.
1.1.1. Софья — натура незаурядная, глубокая, во многом отличающаяся от людей фамусовского круга. Ее нельзя приравнивать к Наталье Дмитриевне Горич. Застав Молчалина с Лизой, Софья оскорблена в своих чувствах, и примирение с Молчалиным для нее невозможно. Да и не нужен ей «высокий идеал московских всех мужей», ей нужна истинная любовь. Основным же мотивом поведения Софьи является обида на некогда оставившего ее Чацкого. Именно так рассматривает ситуацию в комедии Грибоедова Изабелла Гриневская в своей работе «Оклеветанная девушка». Недаром Молчалин наделен качествами, прямо противоположными характеру Чацкого: Алексей Степанович во всем умерен, аккуратен, тих, безмолвен, «не богат словами», нет в нем «этого ума, что гений для иных, а для иных чума...», «чужих и вкривь и вкось не рубит». Откровенная обида слышится в словах Софьи: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?» Отсюда и злословие героини: «...не человек, змея», ее сплетня о сумасшествии Чацкого. Таким образом, Софья — сложный объемный характер, противоречивый и неоднозначный, в изображении которого драматург следует принципам реализма.
1.2.1. Природа покоряет человека своей красотой и гармонией. Общение с этим миром умиротворяет душу, рождает «высокие минуты бытия». Царящие в природе целесообразность, гармония обязаны Создателю. Лермонтов как бы вдыхает запахи, слышит звуки ветра, видит краски родной земли. Глаз радует богатство цветов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёная листва, румяный вечер, золотой час, серебристый ландыш. Природа видится ему в неустанном движении: от весны к лету, от осени к зиме. В этом смысл объединения в одной пейзажной зарисовке примет разных времен года.
1.1.1. Ленский — молодой поэт, вернувшийся из Германии, увлеченный философией и романтически настроенный. Помыслы его высоки и чисты:
Где благородное стремленье
И чувств и мыслей молодых,
Высоких, нежных, удалых…
И он погиб
Во цвете радостных надежд,
Их не свершив ещё для света.
Об этом сожалеет Пушкин, в этом драматизм истории Ленского.
1.2.1. Лермонтов не мыслил себя без родины, без России. А Россию не мыслил без русского народа.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой, —
признается поэт в стихотворении «Родина». Эта любовь шла от самого сердца, которому были бесконечно дороги и «степей холодное молчанье», и «лесов безбрежных колыханье», и «разливы рек ее, подобные морям», и «дрожащие огни печальных деревень». Но взгляд поэта на любимую родину вовсе не был идеализированным. Его душу, стремящуюся к гармонии и счастью, не волновали ни «слава, купленная кровью», «ни полный гордого доверия покой», «ни темной старины заветные преданья». Он прекрасно видел все тяготы жизни своего народа, его страдания, возмущался крепостными порядками, жандармской империей с ее разделением на господ и рабов, на жандармов и «послушный им народ». И сердце поэта разрывалось на части. Потому что он все равно любил и не мог разлюбить все то, что называл «моим домом». В этом доме он «осужден страдать», но лишь в нем он может быть спокоен. Именно потому свою любовь к родине Лермонтов называл «странною» — в ней соединились счастье и боль, стремление сделать все возможное для родной земли и сознание собственного бессилия.
1.1.1. В народных традициях дана трактовка основных характеров «Песни». Калашников — народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа. Поэтому имя его останется в веках, несмотря на немилость власти. Главный злодей, Кирибеевич, показан односторонне. Несмотря на то, что у него «сильные плечи», подобно богатырю Калашникову,он отрицателен во всем. Это воплощение иной, захватнической веры, неуважения, всего злого и темного. В итоге он, в лучших традициях фольклора, оказывается побежденным и в конце «Песни».
1.1.1. Чичиков — делец. Главным смыслом его жизни было приращение «копейки». Поэтому любое явление, событие жизни он расценивает с точки зрения своей жизненной цели. Он не способен к романтике, к чистоте чувств. Он не готов воспринимать окружающих таковыми, какие они есть, если только это не принесет ему прибыли.
1.1.1. Почувствовав себя в полной безопасности и даже царем, Хлестаков начинает красо-ваться перед дамами. В его речи полностью отсутствуют реплики в сторону, которых полно у других героев пьесы. Лжеревизор врет и завирается так, что захлебывается в собственной лжи, проглатывая и не договаривая концы фраз и предложений. Из служащего, который «только переписывает», он за несколько минут вырастает почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит». Хлестаков — гений вранья, он переживает свой звездный час. Гомерический размах ошарашивает присутствующих «тридцать пять тысяч курьеров» несутся во весь опор, чтобы разыскать героя, без него некому управлять департаментом. Солдаты при виде его «делают ружьем». Суп в кастрюльке едет к нему из Парижа. Во мгновенье ока, как сказочный джинн, он строит и рушит целый фантастический мир — мечту современного меркантильного века, где все измеряется сотнями и тысячами рублей.
Вранье в сцене настолько наглое и открытое, что не увидеть этого просто невозможно. Не будь так напуганы чиновники и городничий, вряд ли Хлестакова можно было бы принять за проверяющего. Не будь настолько «рыльце в пушку» у городских чиновников, вряд ли сцена закончилась бы безнаказанно для Хлестакова.
Лермонтов «Кинжал»
1.2.1. Данное стихотворение композиционно и по смыслу разделено на две части. Стихотворение начинается с описания кинжала. Он предназначался человеком для отважных битв, служил грозным боевым оружием. Боевому кинжалу совершенно не важны были какие-либо украшения. Он был прекрасен своей простотой, его украшали его деяния. Но отважный хозяин кинжала погибает, и судьба грозного оружия резко меняется. Он больше не выполняет своего предназначения. Теперь он, пыльный и заброшенный, валяется ненужной безделушкой «в походной лавке армянина». Очевидно, что настроение первой части меняется. Мы понимаем, что кинжал был близок автору лишь тогда, когда он был боевым оружием. Лирический герой с горечью взирает на грозный кинжал, висящий на стене пустым украшением. Автор считает, что со смертью хозяина наступила и его смерть. Вторая часть стихотворения представляет собой сравнение с первой частью. Здесь участь поэта, современника Лермонтова, сравнивается с участью кинжала:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье…
Произведение наполнено горьким пафосом, и в то же время оно изображает несбы-точную мечту автора о поэте-пророке, поэте-миссии, призванного «глаголом жечь сердца людей».
1.1.1. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества — свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине. Несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это — еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.
1.2.1. Эпитет — образное определение, служит для выражения экспрессивной оценки явлений, предметов в художественном тексте. Эпитеты, используемые в данном отрывке, подчеркивают настроение лирического героя, его восприятие вечера. У Тютчева много эпитетов. Большинство из них светлые, описывающие прелесть осенних вечеров («умильная таинственная прелесть», «Туманная и тихая лазурь», «легкий шелест»). Однако вечерняя природа бывает разной: среди спокойствия может возникнуть «зловещий блеск», земля кажется «сиротеющей».
1.1.1. Печорин — герой переходного времени, основным признаком которого было отсут-ствие высоких общественных идеалов. Одним из выведенных им нравственных принципов и ценностей является утверждение, что счастье — это «насыщенная гордость», а любовь — кратковременный порыв: «Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться…». Сцена погони за Верой опровергает убеждение Печорина. То, что он оказывается способен плакать, радует его самого, потому что Печорин думал, что он не способен на чувства и переживания, ведь все свои поступки он всегда подчиняет и объясняет холодным рассудком.
1.2.1. Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов. В первой строфе автор использует развернутое сравнение для создания неповторимого, переменчивого в своем движении образа фонтана, то похожего на облако, то пламенеющего на солнце «пылью огненной»:
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
Какое настроение преобладает в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная...»?
1.2.1. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» пронизано чувствами и эмоциями поэта, переполняющими его сердце.
Конечно, прежде всего, он гордится своей родиной, для поэта нет ничего дороже и главней России, без неё он не представляет свою жизнь. Все дома деревушки он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным, ведь риза — это церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом. Стихотворение все — от начала до конца — искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю.
1.1.1. Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Причем, сами герои рассказывают о себе все самое нелицеприятное, комическое, уродливое. С первых страниц мы узнаем едва ли не все «грешки» городничего от него же самого, поэтому ему за что опасаться.
Не будь так напуганы чиновники и городничий, вряд ли Хлестакова можно было бы принять за проверяющего.
Как в приведённой сцене из «Горя от ума» соотносятся комедийное и драматическое начала?
1.1.1. Развязка наступила. В ней происходит развенчание всех интриг, которые сами по себе комичны. Комичен Фамусов, под носом которого закручивается роман Софьи с Молчалиным, а он ничего не видит. Вместе с тем в сцене звучат драматические ноты: Чацкий объявлен сумасшедшим и он узнает, что виновницей слуха стала Софья, которую он любил. Софью тоже не ждет ничего хорошего: отец грозится отправить ее «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов». «Горе от ума» — это гармонический сплав сцен комедийных и драматических.
1.1.1. Комедия Фонвизина называется «Недоросль». Словарь дает два определения слову «Недоросль». Первое — «это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу». Второе — «глуповатый юноша — недоучка». Оба определения подходят под описание главного героя Митрофанушки. В приведенной сцене находим подтверждение этому. Митрофанушка — неуч, не знает элементарных вещей и при этом не ощущает своей ущербности, потому что его интересы ограничены укладом, царящим в доме матушки. У Простаковой есть план — пробраться в недосягаемый для нее мир через женитьбу сына на Софье. В этом и заключается цель Простаковой, когда она уговаривает Митрофанушку поучиться «для виду». Итоги этого учения мы можем пронаблюдать в приведенном отрывке.
1.2.1. В «Зимнем утре» встречаются и сливаются воедино две темы — тема красоты природы и тема любви. Лирический герой будит свою возлюбленную ранним зимним утром, чтобы та полюбовалась на это чудо природы, не пропустила ту красоту, которую оно являет собой:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись…
Уже в первой строфе отчетливо звучит тема любви. Благодаря обращениям, общей интонации мы чувствуем отношение героя к его возлюбленной — нежное, вдохновенное, трепетное. Возлюбленная лирического героя предстает в этом стихотворении как дитя родной природы, одно из ее чудес, такое же, как дивный воздух, свет, лес, река. Лирический герой не перестает восхищаться всеми ими, любуется своей «красавицей», радуется великолепному «зимнему утру». Оно стало не только первым хорошим днем после ненастья. Оно принесло лад и в отношения между героями, стало началом «светлой полосы» в их жизни, в их отношениях.
Таким образом, название стихотворения — «зимнее утро» — превращается в символ: светлого начала, радостного периода, счастья.
Берёза
1.2.1. Стихотворение «Белая береза» наполнено чувством любви к Родине, ее скромной, внешне неброской природе. Основной образ произведения — зимняя береза (образ-персонаж). Поэт одушевляет ее с образом женщины. И хотя в стихотворении нельзя не заметить образа зимы — синонима смерти и смертной тоски, печаль поэта светла.
1.1.1. В отношении к Печорину Максим Максимыч добр и радушен. Старый офицер ис-кренне привязывается к Григорию Александровичу и дарит ему нежность и внимание. Однако добрый и простой штабс-капитан неспособен понять характер и поступки Печорина, хотя искренне к нему привязывается. Максим Максимыч воспринимает жизнь такой, какая она есть. Он довольно ограниченный и примитивный служака, верный присяге и исправно выполняющий свои обязанности. Максим Максимычу невдамек, что с ним у Печорина связаны неприятные воспоминания о Бэле, именно поэтому Печорин холоден со старым знакомым.
1.2.1. Природа у Тютчева — живой организм, чувствующий, ощущающий, действующий, имеющий свои пристрастия, свой голос и проявляющий свой характер, подобно тому, как это бывает с людьми или животными.
Потускневшее солнце, принахмурившаяся земля, порывы ветра, дальний гром, предгрозовая мгла, струя молнии, «чаще капли дождевые», пыль летит, грозовые раскаты... Напряжение нагнетается постепенно. Поэта привлекает гроза, грохот грома, блеск молний, он одушевляет природу, восторгается этим явлением природы. Грозе Тютчева часто сопутствует «птичий гам», «шум нагорный», что усиливает наше позитивное восприятие грозы. Многие поэты, и Ф. И. Тютчев не был исключением, обращались к такому приёму, как звукопись. Аллитерация и ассонанс помогают нам понять тончайшие оттенки разнообразных сторон жизни, помогают услышать звуки природы. С помощью повторяющихся гласных слышим нарастание громовых раскатов. С помощью согласных звуков в первом и последнем катренах автор передаёт относительное спокойствие.
1.1.1. Чацкий, влюбленный в Софью, вынужден узнать, что ему предпочли другого. И кого? Молчалина, человека с «такими чувствами, с такой душою»! Чацкий понимает, что Молчалин низкий человек, способный предать, переступить через любого для достижения своих корыстных целей. От этого еще невыносимее боль от измены и разочарование в любимой.
Пушкин «Узник»
1.2.1. На первый взгляд ясно — это его лирический герой. Но! Может, такой же узник — это орёл? Птица, которой по определению предназначено проводить жизнь в вольном полёте, превращена в узника. И своего товарища орёл зовёт улететь! Однако что за темница, что за решётка? Возможно, не стоит это понимать буквально. Решётка — это, возможно, привычный взгляд на мир, который мешает освободиться. Темница — наши страхи, заблуждения. А орёл – это как напоминание бессмертной душе, что она свободна, что мысли должны быть свободны, и им не страшны никакие темницы.
Коршун Чертя за кругом плавный круг, Над сонным лугом коршун кружит И смотрит на пустынный луг, — В избушке мать, над сыном тужит: "На хлеба, на, на грудь, соси, Расти, покорствуй, крест неси". Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты всё та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней, — Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить? |
А. А. Блок, 1916
1.2.1.В1914 году Россия была вовлечена в Первую мировую войну, бессмысленную, жестокую и разрушительную. Именно этому историческому событию в 1916 году Александр Блок посвятил свое стихотворение «Коршун», пытаясь найти ответ, почему Россия испокон веков вынуждена воевать, обрекая тысячи людей не верную гибель. Стихотворение называется «Коршун», потому что в ассоциативном ряде поэта коршун, подобно ворону, олицетворяет собой смерть.
1.1.1. Простаковы и Скотинины хотят прорваться в благородный, высокий мир Стародума, Правдина, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло, маскируясь под маской образованности и благородства, хочет присвоить себе добро. У Простаковой есть план — пробраться в недосягаемый для нее мир через женитьбу сына на Софье. В этом и заключается цель Простаковой, когда она уговаривает Митрофанушку поучиться «для виду».
Каким настроением проникнуто стихотворение Ф. И. Тютчева «Тени сизые смесились…»?
1.1.1 Центральной темой стихотворения Ф. Тютчева «Тени сизые смесились» является тема единения человека и его божественного разума с миром природы. Поэт описывает ночные раздумья лирического героя, его невыразимую тоску. Единственным выходом из мучительного одиночества для души человеческой становится попытка слиться с окружающим миром. Внешне спокойная ночная атмосфера и глубочайшая внутренняя тоска лирического героя словно стремятся друг к другу для того, чтобы обрести долгожданную гармонию.
1.2.1. Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, высмеиваются пороки людей. В басне Крылова «Свинья под дубом» героями становятся Свинья, Ворон, Дуб. Это, конечно, аллегория — иносказание — одна из характерных особенностей басни. В образе Свиньи высмеиваются человеческие пороки: невежество, жадность, неспособность видеть дальше своего носа. Ворон — персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит. Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.
В дымке-невидимке Выплыл месяц вешний, Цвет садовый дышит Яблонью, черешней. Так и льнет, целуя Тайно и нескромно. И тебе не грустно? И тебе не томно? Истерзался песней Соловей без розы. Плачет старый камень, В пруд роняя слезы. Уронила косы Голова невольно. И тебе не томно? И тебе не больно? |
А. А. Фет
1.2.1. Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа. Олицетворение служит для создания художественного образа. Так, в стихотворении Фета с помощью олицетворения создается одухотворенный, очеловеченный образ природы: камень «плачет», а
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.
Так и льнет, целуя…
1.1.1. Эпитеты служат для создания художественного образа. В характеристике Ленского важную роль играют эпитеты. Пушкин сообщает нам о главном качестве своего героя: Ленский — поэт-романтик, учился в Германии, поэтому он «с душою прямо геттингенской». Романтикам свойственны «вольнолюбивые мечты», «дух пылкий и довольно странный», «всегда восторженная речь», «мечты сладкие».
Лермонтов «Дума»
1.2.1. Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство. Участь их безотрадна:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его общественными взглядами передового поэта. Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека. Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки.
М. Е. Салтыков—Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
1.1.1. Попав на необитаемый остров, генералы «поникли головами». Ни к чему не приспособленные, всю жизнь прожившие без забот и волнений, они не в состоянии прокормить себя. Только после мысли, что надобно им найти мужика, генералы приходят в себя. К концу отрывка мы видим их уже совершенно довольными жизнью: «сердца у них весело играли», потому что нашелся-таки мужик под их хомут и на необитаемом острове.
Пушкин «Зимняя дорога»
1.2.1. Это стихотворение философского содержания. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги — это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:
Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы.
1.1.1. Образование Онегина весьма поверхностное, он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией. Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя.
Какую смысловую нагрузку несут многоточия в стихотворении А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...»?
1.2.1. Использование многоточия в художественном тексте является одним из синтаксических средств выразительности. В стихотворении Блока многоточие используется четырежды.
Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою... —
многоточие означает недосказанность о жизненных перипетиях, выпавших на долю героя в «страшном мире».
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою... —
многоточие возникает, чтобы показать невозможность возвращения в прошлое. Герой вспоминает это прошлое и надеется быть услышанным.
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...
Опять многоточие. На сей раз как окончательное осознание того, что любимая не вернется. Его зов останется без ответа.
Почему известие о приезде ревизора городничий называет «пренеприятным»?
1.1.1. Приезд ревизора может нарушить привычную жизнь уездного города, в котором господствует беспорядок, процветают беззаконие и взяточничество. Так как за городничим и подчиненными ему чиновниками «водятся грешки», им есть чего опасаться, поэтому известие о приезде ревизора для них «пренеприятное».
Мщение Изменой слуга паладина убил: Убийце завиден сан рыцаря был. Свершилось убийство ночною порой — И труп поглощен был глубокой рекой. И шпоры и латы убийца надел И в них на коня паладинова сел. И мост на коне проскакать он спешит, Но конь поднялся на дыбы и храпит. Он шпоры вонзает в крутые бока — Конь бешеный сбросил в реку седока. Он выплыть из всех напрягается сил, Но панцирь тяжелый его утопил. |
2. В. А. Жуковский
1.2.1. Тема мести звучит в балладе «Мщение». Поэт свято верит, что порочный поступок будет обязательно наказан. И главное в балладе Жуковского состоит в торжестве нравственного закона. Наказание у Жуковского — это справедливое возмездие.
Какие особенности натуры Алеко видны в его реакции на рассказ старика?
1.1.1. Алеко, как и все романтические герои, молод, красив и несчастен. Он любит цыганку Земфиру, но с этим чувством к нему приходит лишь несчастье и презренье. Алеко, желающий для себя свободы, не желает признавать ее в другом человеке. В приведенном отрывке проявилась одна из характерных черт героя — эгоизм и несовместимость с окружающим миром, поэтому он противопоставляет себя старику:
Я не таков. Нет, я не споря
От прав моих не откажусь!
Или хоть мщеньем наслажусь.
Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Есть речи — значенье...» играет прием контраста?
1.2.1. Контраст — резкая противоположность. Прибегая к этому приему, Лермонтов подчеркивает свою веру в поэзию при всей мучительности творческого процесса. Слово рождается из «пламя и света». Словом можно передать противоположные состояния и чувства, потому что слово всесильно:
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
1.1.1. Судьба Гринева, осужденного — и, с точки зрения формальной законности дворянского государства, справедливо, — в руках Екатерины II. Как глава дворянского государства Екатерина II должна осуществить правосудие и, следовательно, осудить Гринева. Замечателен разговор ее с Машей Мироновой: «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?» — Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия». Противопоставление милости и правосудия, невозможное ни для просветителей XVIII в., ни для декабристов, глубоко знаменательно для Пушкина. В основе авторской позиции лежит стремление к политике, которая возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность..Екатерина II помиловала Гринева, подобно тому как Пугачев Машу и того же Гринева.
1.2.1. В образах стихотворения «Несжатая полоса» нетрудно заметить связь с традициями устного народного творчества. В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже приметы осеннего пейзажа — «поля опустели» даны через восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьянской точки зрения: жалко неубранного урожая, «несжатой полосы». Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: «Кажется, шепчут колосья друг другу…» Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».
1.1.1. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из пе-тербургских департаментов, — бесправный и униженный человек, совершенно сми-рившийся со своим положением. Его жизнь однообразна и ничтожна. Гоголь так говорит об этом: «Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности...» Неслучайно использует автор повторы: то же место, то же положение, та же должность. Повторы словно нагнетают впечатление однообразия жизни Акакия Акакиевича. А повторение фразы устами героя «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» подчеркивают особый трагизм его положения. В описании «маленького человека» Башмачкина часто встречаются отрицательные частицы. Частицы словно подчеркивают отрешенность Акакия Акакиевича от нормальной человеческой жизни с ее радостями и заботами. Герой живет как-то неопределенно: у него нет ни прошлого, ни будущего, он никак не реагирует на происходящие события: «Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме». Какой-то «живой мертвец» перед нами.
1.2.1. Каким настроением проникнуто стихотворение А. А. Фета «Я пришел к тебе с приветом...»?
В этом стихотворении, как и во многих других, мы наблюдаем волшебную силу, которую Фет заключает в слова, подбирая их таким образом, что они создают свою мелодию — мелодия весны, счастья, радости, солнечного света. Все эти отдельные мелодии сливаются в одну — мелодию юной души, окрыленной любовью.
1.1.1. Антитеза — противопоставление. В художественном тексте служит для более полного раскрытия образа, характера, явления. Блондинка, как «блистающая радость», ярким лучом мелькнула на фоне грязи и печалей, из которых «плетется жизнь наша». Появление светлого образа девушки подчеркивает низость и мелочность уклада жизни Чичикова, его мыслей, чувств, интересов. Он не может вырваться из своего футляра, поэтому озарения не наступило. Чичиков — делец. Главным смыслом его жизни было приращение «копейки». Поэтому любое явление, событие жизни он расценивает с точки зрения своей жизненной цели. Он не способен к романтике, к чистоте чувств. Он не готов воспринимать окружающих таковыми, какие они есть, если только это не принесет ему прибыли. Эти взгляды и ценности прямо противоположны авторским. Именно для того, чтобы показать эти отличия, Гоголь вводит в повествование двадцатилетнего юношу, противопоставляя тем самым полноту жизни и чувства расчетливости и черствости.
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... |
2. Ф. И. Тютчев
1.2.1. Чем привлекательна ранняя осенняя пора для лирического героя стихотворения Ф. И. Тютчева?
Тютчев — мастер пейзажной лирики — создает неповторимый образ ранней осени. Еще живы воспоминания о лете, еще далеко зима, поэтому образы стихотворения светлые и чистые: день — «хрустальный», блестит «паутины тонкий волос», «простор везде», «льется чистая и теплая лазурь». Поистине завораживающая картина!
1.1.1. Чичиков — делец. Главным смыслом его жизни было приращение «копейки». Поэтому любое явление, событие жизни он расценивает с точки зрения своей жизненной цели. Он не способен к романтике, к чистоте чувств. Он не готов воспринимать окружающих таковыми, какие они есть, если только это не принесет ему прибыли.
1.2.1. Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко. Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.
1.1.1. Стародум противопоставляется миру Простаковых-Скотининых. Он видит, насколько примитивен этот мир, который больше походит на мир животных, нежели людей. Простакова и Скотинин предстают пред Стародумом в неприкрытой своей наготе, наготе мыслей, повадок. Это и вызывает смех Стародума.
1.2.1. В стихотворении Н. Рубцова гроза предстает пред читателем во всей ее демонической силе. Неслучайно поэт называет ее "зловещим праздником бытия". Гроза пугает неизведанностью и непостижимостью и вместе с тем воспринимается как неизбежность, поэтому ее лирический герой созерцает "привычным взглядом".
1.1.1. Жизнь крепостной Еремеевны сравнивает Кутейкин с "тьмой кромешной". Нет в этой жизни ни радости, ни благодарности за преданность и беззаветное служение хозяевам. Мир Простаковой - это мир ханженства и самодурства, поэтому "госпожа" не способна оценить по заслугам верность Еремеевны, не способна даже задуматься о благодарности кому-то, кроме себя. За все хорошее, что отдала Еремеевна своим хозяевам, получает в ответ лишь упреки и оскорбления.
Звезда полей Звезда полей, во мгле заледенелой Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей... |
Н. М. Рубцов, 1964
1.2.1. В стихотворении "Звезда полей" Николай Рубцов в центре мира видит свою Родину. "Звезда полей" горит "для всех тревожных жителей земли", но только на Родине она "ярче и полней". Для поэта знать это - и есть счастье, он любит свою Родину и поэтому она для него краше всего мира, от этого он счастлив.
1.1.1. Киевский князь Святослав – воплощение мудрости. Он-то и выражает основную мысль автора о необходимости объединиться. Узнав о поражении князей, Святослав «изронил золотое слово, со слезами смешанное», в котором корит князей за то, что они рано захотели себе славы добыть и сокрушить мощь поганых. Но он отдает должное храбрости, ему жаль их и великий князь призывает «отомстить за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».
2. Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
1.2.1. Лирический герой стихотворения А.А. Фета «рад встретить снег да вьюгу», потому что унылая осень гнетет его: это переходное состояние природы затянулось, и потому на душе такая же неопределенность. "Тяжело, хоть плачь", - говорит автор. Именно поэтому ему радостнее перемены, пусть даже к суровой зиме, только бы выйти из этого состояния неопределенности.
1.1.1. Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как «приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло». Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Образы природы для автора одухотворены, природа обладает могучей силой, вот почему в плаче Ярославны звучит обращение к Ветру, Днепру и Солнцу.
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь — И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле... |
2. Ф.И. Тютчев, 1857
1.2.1. В стихотворении Тютчева перед нами предстает удивительная по красоте картина ранней осени. Лирический герой осознает, что не за горами "зимние бури", былое летнее буйство красок проходит безвозвратно, но есть еще короткий миг, когда можно не думать о предстоящей зиме и наслаждаться прелестью осенних теплых дней. Вот почему автор и называет это время года "дивной порой".
1.1.1 Софья предпочла Молчалина Чацкому. В чем причина такого выбора? Не следует забывать, что Софья, хоть и умна, воспитывалась в соответствии с принятыми в фамусовском обществе принципами. Поскольку она выделяется из общей массы, ей явно не хватает внимания, удовлетворения запросов натуры чувственной, готовой любить и желающей быть любимой. Софье "удобнее" с Фамусовым, нежели с Чацким, она ослеплена своей влюбленностью.
Тихая моя родина В. Белову Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. — Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. — Тихо ответили жители: — Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос. Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил... Тихая моя родина, Я ничего не забыл. Новый забор перед школою, Тот же зелёный простор. Словно ворона весёлая, Сяду опять на забор! Школа моя деревянная!.. Время придёт уезжать — Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. |
Н. М. Рубцов, 1964
1.2.1. Любовь к Родине - святое для Рубцова чувство. Без Родины он не мыслит своей жизни, потому что здесь его корни: здесь он вырос, здесь могила его матери. Поэт настолько привязан к своим корням, что без них не может жить. Вот почему и называет он эту связь "смертной", "жгучей".
1.1.1. В сцене встречи с прежним приятелем Платоном Михайловичем штрихами обрисована жизнь героя до начала действия пьесы. Мы узнаем, что Чацкий был военным, резвость и бесстрашие его подчеркиваются словами, обращенными к старому приятелю:
Забыт шум лагерный, товарищи и братья?..
В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя
И носишься на борзом жеребце;
Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла.
Этот факт из биографии Чацкого подтверждает, что Чацкий, представший перед нами в комедии, не праздный человек, не видевший ничего на своем веку, а лишь разглагольствующий о высоких материях. Потому он и воспринимается как трагический герой, не понятый обществом, хотя знающий о том, что говорит, на собственном опыте.
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосёт глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом1 На лугах весёлый пляс. Побегу по мятой стёжке На приволь зелёных лех2, Мне навстречу, как серёжки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». |
С. А. Есенин, 1914
1.2.1. Родина для поэта — неотъемлемая часть его души, его самого. С родиной он готов делить и радости, и горести. Ни за какие сокровища мира не променяет он эти "хаты — в ризах образа..", эту "приволь зелёных лех". Родина - это то, без чего немыслима ни жизнь, ни смерть. Вот почему даже на рай поэт без родины своей не согласен.
1.1.1. Приведенный отрывок из романа Пушкина играет большую роль в раскрытии характера Татьяны, так как помогает понять причины, сформировавшие этот характер в детстве и юности. Татьяна не похожа на других, она выбивается из общего ряда образов помещиков и помещиц, представленных в романе. С самого детства она была «Дика, печальна, молчалива,/ Как лань лесная боязлива», что совсем несвойственно детям. Она любила уединение, где подолгу мечтала, погружаясь в собственный мир грез и размышлений. Татьяна выросла на любовных романах, которые сделали ее натурой мечтательной, сентиментальной. Именно этим и объясняется ее скорая влюбленность в Онегина — в нем она увидела героя своих грез.
Нам нужна одна победа Здесь птицы не поют, Деревья не растут, И только мы к плечу плечо Врастаем в землю тут. Горит и кружится планета, Над нашей Родиною дым, И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех — мы за ценой не постоим. Нас ждёт огонь смертельный, И всё ж бессилен он. Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный Десятый наш десантный батальон. Лишь только бой угас, Звучит другой приказ, И почтальон сойдёт с ума, Разыскивая нас. Взлетает красная ракета, Бьёт пулемёт неутомим, И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех — мы за ценой не постоим. От Курска и Орла Война нас довела До самых вражеских ворот. Такие, брат, дела. Когда-нибудь мы вспомним это, И не поверится самим. А нынче нам нужна одна победа, Одна на всех — мы за ценой не постоим. |
2. В. С. Высоцкий, 1972
1.2.1. Местоимение «мы» в стихотворении Владимира Высоцкого приобретает обобщенное значение. Мы — как все солдаты Великой Отечественной, мы — как весь народ, ждущий Победы над врагом и не щадящий для этого даже самого дорогого — жизни. У всех одна цель, все как один стремятся к ее достижению в одном едином порыве.
1.1.1. Татьяна влюбляется в Онегина, едва увидев. Причинами столь быстро возникшего чувства нетрудно отыскать в ее детстве и юности. Татьяна увлекалась любовными романами, где были герои, где любовь была обязательно светлой, романтической. Не мудрено, что «Воображаясь героиней / Своих возлюбленных творцов», Татьяна увидела в Онегине героя своего романа, своих девических грез.
Мы возвращаем землю От границы мы Землю вертели назад — Было дело сначала. Но обратно её закрутил наш комбат, Оттолкнувшись ногой от Урала. Наконец-то нам дали приказ наступать, Отбирать наши пяди и крохи, Но мы помним, как солнце отправилось вспять И едва не зашло на Востоке. Мы не меряем Землю шагами, Понапрасну цветы теребя, Мы толкаем её сапогами — От себя, от себя. И от ветра с Востока пригнулись стога, Жмётся к скалам отара. Ось земную мы сдвинули без рычага, Изменив направленье удара. Не пугайтесь, когда не на месте закат. Судный день — это сказки для старших. Просто Землю вращают, куда захотят, Наши сменные роты на марше. Мы ползём, бугорки обнимаем, Кочки тискаем зло, не любя, И коленями Землю толкаем — От себя, от себя. Здесь никто не найдёт, даже если б хотел, Руки кверху поднявших. Всем живым — ощутимая польза от тел: Как прикрытье используем павших. Этот глупый свинец всех ли сразу найдёт, Где настигнет — в упор или с тыла? Кто-то там впереди навалился на дот — И Земля на мгновенье застыла. Я ступни свои сзади оставил, Мимоходом по мёртвым скорбя, Шар земной я вращаю локтями — От себя, от себя. Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон, Принял пулю на вдохе, Но на Запад, на Запад ползёт батальон, Чтобы солнце взошло на Востоке. Животом — по грязи, дышим смрадом болот, Но глаза закрываем на запах. Нынче по небу солнце нормально идёт, Потому что мы рвёмся на Запад! Руки, ноги — на месте ли, нет ли, — Как на свадьбе, росу пригубя, Землю тянем зубами за стебли — На себя, на себя! |
В. С. Высоцкий, 1972
1.2.1. В стихотворении В. Высоцкого лирический герой - солдат, узнавший свою землю и сроднившийся с ней на дорогах и полях сражений. Сколько пройдено по этой земле? Сколько пришлось проползти? Но роднее этой земли ничего для него на свете нет. Кроме того, лирический герой ощущает себя сильным, способным повернуть вспять Земной шар, потому что он делает благое дело - освобождает мир от фашистской чумы.
1.1.1. Черкешенка Бэла - натура гордая, независимая, неординарная. Именно поэтому она, собственно, и привлекла внимание Печорина. Именно такой мы видим ее и в приведенном отрывке. Она искренне любит Григория Александровича, потому искренне переживает его холодность, хотя старается не подавать виду. Она понимает, что Печорин разлюбил ее, поэтому готова на отчаянный поступок, гордость не позволяет ей унижаться. Живя одной любовью, Бэла выглядит перед лицом смерти гордой женщиной, полной человеческого достоинства.
Когда пройдёшь путем колонн В жару, и в дождь, и в снег, Тогда поймёшь, Как сладок сон, Как радостен ночлег. Когда путём войны пройдёшь, Ещё поймешь порой, Как хлеб хорош И как хорош Глоток воды сырой. Когда пройдёшь таким путем Не день, не два, солдат, Ещё поймёшь, Как дорог дом, Как отчий угол свят. Когда — науку всех наук — В бою постигнешь бой, — Ещё поймёшь, Как дорог друг, Как дорог каждый свой — И про отвагу, долг и честь Не будешь зря твердить. Они в тебе, Какой ты есть, Каким лишь можешь быть. Таким, с которым, коль дружить И дружбы не терять, Как говорится, Можно жить И можно умирать. |
А. Т. Твардовский, 1943
1.2.1. Горы и море - две стихии, служение которым «не терпит суеты». Влюбленные в горы не могут без них, как не могут без моря его почитатели: взятие вершины сродни покорению океана. И горы, и море могут быть одинаково непредсказуемы и опасны. И остается надеяться, что будет покровительствовать «Нам сам Великий Случай — брат, Везение — сестра». Лирический герой стихотворения - романтик, вот почему он в опасности видит свою судьбу, испытать которую можно и на море, и в горах:
Не правда ли, морской хмельной невиданный простор
Сродни горам в безумье, буйстве, кротости:
Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор,
И впадины меж ними — словно пропасти!
2.1. Почему рассказ А. П. Чехова называется «Смерть чиновника»?
Некто Червяков, мелкий чиновник, будучи в театре, нечаянно чихнул на лысину сидящего впереди генерала Бризжалова, тем самым «посягнув» на «святыню» чиновничьей иерархии… Бедолага страшно перепугался, попробовал оправдаться, не поверил тому, что генерал не придал этому событию никакого значения, стал надоедать, ввел генерала в гнев — и сразу же по приезду домой умер от ужаса…
Повышенное, болезненное внимание Червякова к мелочам повседневности проистекает из его духовной пустоты, его «малости» и никчемности.
В рассказе присутствует смешное, горькое и даже трагическое: смешное до нелепости поведение; горькое сознание ничтожной цены человеческой жизни; трагическое понимание того, что червяковы не пресмыкаться не могут, они всегда найдут своих бризжаловых.
Наивный по виду рассказ, по сути, не так уж прост: обнаруживается, что смерть всего лишь прием и условность, насмешка и казус, поэтому рассказ воспринимается как вполне юмористический. В столкновении смеха и смерти в рассказе торжествует смех — как средство обличения власти над людьми придуманных и наделенных особым смыслом мелочей. Чиновничьи отношения здесь — лишь частный случай условной, придуманной системы ценностей.
2.2. В чём видит А. С. Пушкин предназначение истинного поэта?
В стихотворении «Пророк» Пушкин раскрывает тему «поэта и поэзии». Поэт для Пушкина — обыкновенный смертный человек, но отличается от всех тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, что неподвластно любому человеку. Именно поэтому поэт должен словом — «глаголом», достучаться до каждого сердца, неся людям правду, свет, добро.
2.3. Кого и за что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
Большая группа сказок Салтыкова-Щедрина посвящена теме взаимоотношений народа и господ. Эта тема звучит в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Беспощадно высмеивает писатель ничтожество, глупость, лень и трусость генералов, проживших, однако, всю жизнь в сытости и невежестве. С горькой иронией рассказывает сатирик Салтыков-Щедрин о том, как «громаднейший мужичина» безропотно трудится на этих никчемных генералов. Автор осуждает народную пассивность и покорность, протестует против чиновничьего паразитизма и тупости.
2.4. Какой предстаёт Родина в лирике С. А. Есенина?
Тема Родины, родной природы — одна из ведущих тем творчества С. Есенина. Особенностями изображения Родины в стихотворениях поэта являются необыкновенная поэтизация родной природы, идеализация крестьянской Руси. Даже революцию Есенин принимал, по его словам, с особым «крестьянским уклоном». При написании сочинения можно остановиться на двух — трех стихотворениях поэта, посвященных теме Родины: «Нивы сжаты, рощи голы…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь», «Каждый труд благослови, удача!..»
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 296 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |