Читайте также:
|
|
Религия – существует много разных определений. Религия – это сфера духовной жизни общества, группы, индивида. Способ духовно-практического освоения мира и образ духовного производства. В качестве таковой религия представляет собой:
1. проявление сущности общества, выражение глубинных общественных связей;
2. необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности;
3. способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;
4. отражение действительности;
5. общественную подсистему;
6. феномен культуры.
лат. religio – «совестливость», «благочестие», «набожность», «предмет культа». Версии происхождения слова:
1. лат. relegere – «благоговеть». Благоговение перед высшими силами (Цицерон);
2. лат. religare – «воссоединять». Воссоединение утерянного союза между человеком и Богом (блаженный Августин);
3. лат. religare – «связывать», «привязывать». Союз благочестия человека и Бога (Лактанций);
4. лат. relegare – «избавление».
Мировые религии (должны быть распространены среди широкого, наднационального круга людей):
1. Христианство;
2. Буддизм;
3. Ислам.
Национальные религии – все остальные (Иудаизм, Индуизм, Синтоизм).
Три подхода к изучению религии:
1. Религиозный подход – изучение религии в богословских институтах с т.з. самой религии;
2. Философский подход – взгляд со стороны философии, рассуждение;
3. Научный подход – без оценки.
Структура религии. Функции религии:
1. Мировоззренческая;
2. Компенсаторская – психологическая компенсация;
3. Коммуникативная – общение;
4. Регулятивная – регулирует общество;
5. Интегрирующая / Дезинтегрирующая – объединяет и разъединяет группы людей;
6. Культурно-транслирующая;
7. Легитимирующая / Разлегитимирующая – одобряет общественный порядок и накладывает запреты.
Религиозные отношения:
1. Культовые – отношения во время отправления культа. Например, между батюшкой и прихожанами во время вечерни;
2. Внекультовые – отношения вне церкви. Например, между батюшкой и прихожанами в неофициальной обстановке.
Религиозные организации:
1. Церковь – сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому, определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией;
2. Секта, Новое (Нетрадиционное) Религиозное Движение – (лат. secta – «школа», «учение»). Возникает, как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным. Может быть социальным протестом. Часто отсутствует институт священничества;
3. Деноминация – религиозное объединение, находящееся на этапе становления, как правило, оно развивается из других типов объединений или с самого начала складывается в оппозиции к церкви, секте. Как правило, постоянный, строгий контроль над членством, четкая организационная система.
Религиозные учреждения:
1. Культовые – епископат, клир, монашество;
2. Внекультовые – священный синод, культовое образование.
Монотеизм – единобожие, Бог-личность.
Политеизм – многобожие.
Пантеизм – вера в то, что Бог во всем, растворен в природе.
Генотеизм (энотеизм) – из пантеона многочисленных богов или божеств почитается или выделяется один самый верховный и могущественный бог.
Танатология – учение о смерти.
Эсхатология – учение о конце света.
Хамартиология – учение о грехе
Инициация – обряд посвящения.
Осевое время – VI век до н. э. Понятие введено Ясперсом.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИЙ
1. Гипотеза о первобытном прамонотеизме. Эндрю Лэнг, «Становление религии», вторая половина XIX века. Шмидт «Происхождение идеи Бога», первая половина XX века;
2. Гипотеза безрелигиозного периода человечества. Очень спорна, так как на протяжении всей истории человечества существовали:
· Практика захоронений;
· Наскальная живопись;
· Вера в одухотворенность человека;
1. Анимизм – Полидемонизм – Политеизм – Генотеизм – Монотеизм;
2. Гипотеза о том, что все вышло из магии. Фрэзер. Магия – Религия – Наука.
ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
1. Фетишизм (порт. feitiço – «магическая вещь», лат. facticius – «магическое искусство»). Фетишем может быть любой предмет, которому приписываются не присущие ему свойства;
2. Анимизм (лат. anima, animus – «душа», «дух»). Вера в существование духов. Термина вводится в начале XVIII века Шталем. Наибольшую популярность термин приобретает после книги Тайлора «Первобытная культура»;
3. Тотемизм (сев. ам. ототеман – «род его»). Тотем является носителем божественной силы, не являясь божеством. Тотемизм всегда фиксирует группу людей. Например, род или племя. В нем часто присутствует понятие табу. Накладывается например на прикосновение к вождю племени; на прием мяса своего тотема в пищу (за исключением особых ритуалов, во время которых оно наоборот поедается);
4. Магия (греч. μαγεία – «волшебство», «чародейство»). Магия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы, явления и объекты мира, с помощью определенных действий.
Некоторая классификация магии:
По методам: 1) контактная; 2) инициальная; 3) порциальная; 4) иммитативная. | По целям: 1) любовная; 2) военная; 3) лечебная; 4) и т.д. |
5. Шаманизм (тунг. шаман – «возбужденный человек»). Шаманизм – вера в то, что человек в определенном состоянии может вступать в общение с духами. Явление существовавшее всегда. Открытие его «западным» миром, связано с продвижением на север России в XVIII веке.
«Шаманизм – деградировавший Буддизм» (Печугин)
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КУЛЬТ
По Малиновскому существует две крайние стадии отношения к покойнику:
1. Стремление избавиться от умершего как можно скорее и надежнее (сжигание);
2. Стремление сохранить умершего как можно тщательнее (мумификация);
3. Результатом симбиоза этих двух желаний является поедание покойного.
*Башни молчания у зороастров.
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |