Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

КУЛЬТУРА СТРАН ВОСТОЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Читайте также:
  1. B. полностью устраняющая патологический очаг
  2. III. Виртуальная реальность и человеческая культура: интеграционный процесс и его последствия.
  3. Quot;Хм… странное название, но заняться мне все равно нечем" – отрыла книгу и начала читать.
  4. www.profile.ru / РЕФЕРЕНДУМ О ПЕНСИИ: Что будет с пенсионной системой страны?, 21.01.2013
  5. XIV. Светские наука, культура, образование
  6. А) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
  7. А) ухудшение продовольственного снабжения, распространение карточной системы В) недовольство крестьян аграрной политикой Хрущева
  8. А)устранением супраспинальных влияний
  9. Аграрное законодательство стран-членов ЕС
  10. Агропромышленный комплекс и продовольственная безопасность страны.

Творчески используя достижения своих высокоразвитых соседей, в первую очередь Египта и Месопотамии, народы Восточ­ного Средиземноморья создали собствен­ную, достаточно своеобразную культуру, оказавшую значительное влияние на антич­ный мир.

По мере развития городов и сложения государств создаются дворцовые комплексы и храмы, но их масш­табы заметно уступают величественным со­оружениям Египта и Шумера: дворец Угарита, дворцовый комплекс Эблы (24—23 вв. до н. э.).

В обстановке политической раздроблен­ности и постоянной угрозы со стороны соседей города-государства Восточного Средиземноморья уделяют особое внимание развитию фортификации. Крепостные сте­ны усиливаются прямоугольными башнями, поверх стен идут зубцы, за которыми скрываются лучники.

Из камня изготовлялись статуи царей и божеств несколько утяжеленных пропор­ций и с большой долей условности в пере­даче фигуры. Известны и великолепные скульптурные портреты, например голова одного из угаритских царей, вырезанная из слоновой кости. Косторезное ремесло достигает большого совершенства (статуя царя Алалаха).

В поздней Иудее изобразительное ис­кусство переживает упадок. В VIII—VI вв. до н. э. в связи с развитием пророческого движения и распространением единого культа Яхве иерусалимское жречество унич­тожало священные изображения и запреща­ло изображать людей и животных. Худо­жественное творчество после этого ограни­чилось орнаментикой и резьбой на печатях.

В области науки финикийцы считали своими учителями египтян. В истории геог­рафических открытий заслуги финикийских мореплавателей, вышедших через Гибрал­тар в Атлантический океан и обогнув­ших Африку, были исключительно велики.

Античные авторы признавали зависи­мость греческой культуры от восточной, в особенности от финикийской. Первый эл­линский математик, физик, астроном и философ Фалес из Милета (VI в. до н. э.), по словам Геродота, был по происхожде­нию финикийцем.

Особая роль принадлежит народам Вос­точного Средиземноморья в создании ал­фавита, одного из замечательных дости­жений человеческой культуры. По сущест­ву, все современные алфавиты или прямо восходят к финикийскому, как греческий и латинский, или созданы с учетом при­нятой в нем системы. Во II ты­сячелетии до н. э. в небольших городах-государствах Восточного Средиземноморья шли интенсивные поиски наиболее рацио­нальных систем письменности. Клинопись Месопотамии и иероглифика Египта были здесь хорошо известны и находили свое применение. Однако обе системы были громоздкими и требовали больших профес­сиональных навыков для запоминания со­тен и тысяч знаков. Во II тысячелетии до н. э. в Библе создается слоговое письмо упрощенного типа, так называемое прото-библское письмо, имевшее около 100 зна­ков. В XV—ХП вв. до н. э. в Угарите употреблялась своеобразная клинописная система — уже алфавитная, содержащая всего тридцать знаков. Наконец, наиболее совершенной системой оказался финикий­ский алфавит. Применение этого алфавита (воспринятого впоследствии с некоторыми изменениями греками) сделало грамот­ность доступной любому гражданину, что имело огромное значение для развития торговли и мореплавания.

Религиозные представления народов Восточного Средиземноморья во многом восходят к культам плодородия ранне­земледельческих общин, в которых боль­шую роль играл юный бог растительного мира. В Библе он получил имя Адон (господин, греч. Адонис). Согласно извест­ному мифу, этот бог был возлюбленным верховной богини и погиб на охоте от клыков вепря, потом ожил. Оплакивая его, женщины обязаны были остригать себе волосы и носить корзины с плодородной землей («сады Адониса»). Затем наступал радостный весенний праздник воскресения доброго бога.

Нередко объектом почитания были горы, а также могучие деревья. В фини­кийских храмах, к удивлению греков и римлян, часто вместо статуй божеств сто­яли камни геометрической формы в виде куба, шара или конуса. Лишь постепен­но они заменялись изо­бражениями. В условиях сильного дробле­ния страны не могли возникнуть слож­ные пантеоны из богов нескольких поколе­ний с установлением божественной иерар­хии, как это было в Египте и Двуречье. В каждом городе почитался местный бог-покровитель, называвшийся обычно просто Баал (владыка) или Эл (бог), а иногда Мелек («царь», вариант — Молох), а в Тире — Мелькарт («царь города»). Чаще всего эти боги считались солнечными.

Супруга главного бога также порой именовалась просто Баалат (владычица) но чаще носила конкретное имя Астарта, ханаанейская богиня сияла на небе в виде лу­ны, а не планеты Венеры

Древнееврейская литература известна в основном в том обработанном виде, в каком сохранила ее Библия. Включение разнородных и разновременных произве­дений в религиозный свод отнюдь не означает, что все они имеют культовый характер. Истоком многих из них было устное народное творчество. Некоторые мифы являются общим достоянием не­скольких народов древнего Ближнего Вос­тока, прослеживаются в Библии вавилон­ские и египетские влияния. Миф о сотво­рении Евы из ребра Адама находит па­раллели в шумерских текстах, повество­вание о Ноевом ковчеге близко вавилон­скому мифу о потопе, сохранившемуся в «Эпосе о Гильгамеше»..

Миф сплетается с военным эпосом в рассказе о богатыре Самсоне. В качестве эпического героя, победившего в едино­борстве богатыря Голиафа, предстает и царь Давид. История жизни и подвигов Давида в «Книгах Царств» местами при­обретает характер почти авантюрного ро­мана. Его младший сын Соломон, хитрой интригой захвативший престол отца, про­славлен Библией за благочестие и мудрость.

Нет никаких оснований рассматривать произведения, включенные в Библию, как уникальные или тем более «боговдохновенные», но это вовсе не снижает их литературных достоинств. Ветхий завет не только обладает каноническим автори­тетом в христианстве, но и оказал влия­ние на другую мировую религию —. Сюжеты и мотивы древнееврей­ской словесности широко представлены в классической литературе и искусстве евро­пейских стран. Употребляя библейские вы­ражения, мы часто уже не задумываемся над их происхождением («труба иерихон­ская», «манна небесная», «золотой телец», «земля обетованная», слова пророка Исайи «Перекуем мечи на орала» и многие другие).




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | <== 21 ==> | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав