Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Социально-педагогические идеи модели Платона

Читайте также:
  1. IV. Подведение итогов моделирования согласно поставленной цели и задачи моделирования.
  2. SADT- модели: назначение и синтаксис.
  3. V этап. Синтез компьютерной модели объекта.
  4. А.Бандура. Подражание и следование поведению модели.
  5. Аддитивная и мультипликативная модели временного ряда
  6. Административно-территориальное распределение власти. Модели федерализма. Достоинства и недостатки федерации.
  7. Актуальные модели немецкой модели социального рыночного хозяйства
  8. Алгоритмы компьютерного моделирования
  9. Альтернативные модели построения стратегии
  10. Анализ конкурентоспособности предлагаемой модели

В научной литературе отмечается, что педагогика в целом и социальная педагогика в частности долгое время развивались в русле философского знания. Именно философия во многом послужила методологической базой для становления теоретических основ социальной педагогики.

Одними из первых письменных источников, посвященных проблемам социального воспитания, были труды древнегреческого философа Платона (427—347 до н.э.). По мнению Г. Зоргенфрея, Платон является не просто автором первой дошедшей до нас научной педагогической теории, но и первым представителем социальной педагогики.

В литературе отмечается, что сведения о жизни Платона скудны, неполны и противоречивы, тем не менее некоторые факты его биографии достоверно известны. Платой родился в знатной и богатой семье на острове Эгина, неподалеку от Афин. К занятиям философией он пришел не сразу. Существует предание, будто до увлечения философствованием Платон серьезно занимался атлетикой, пробовал свои силы в области художественной литературы, музыки и живописи. Родственник матери Платона, Критий, познакомил его с Сократом и ввел в круг его учеников. Влияние идей Сократа во многом определило сущность и специфику всей платоновской философии.

После смерти своего учителя в 399 г. до н.э. (Сократ был обвинен в развращении афинской молодежи и добровольно принял яд цикуты) Платон отправляется путешествовать. За 12 лет странствий он побывал в Египте, Кирене, Южной, Италии и на Сицилии. Наиболее сильное впечатление от пребывания в Египте на него произвели зафиксированные формы разделения труда (в области государственного устройства) и методы обучения арифметике (в науке). В африканской Кирене Платон общался с видным математиком Феодором, а в Южной Италии изучал математические исследования учеников Пифагора.

В 387 г. до н.э. в возрасте сорока лет Платон вернулся в Афины, организовал в роще,- названной именем героя Академа, свою школу, получившую название Академия. Прежде всего в ней изучали математику, для понимания которой основой служила идеалистическая философия Платона (точные выводы в математике возможны не но отношению к чувственно воспринимаемым вещам, а лишь к идеям). Его школа дала сильнейший импульс для развития математического и философского знания.

В 367 до н.э. Платона пригласил для помощи в руководстве Сиракузами их новый правитель Дионисий II. Приглашение Платона состоялось но инициативе его ученика Диопа (зятя Дионисия). Прибыв в Сиракузы, Платон надеялся на практике осуществить свой проект создания идеального государственного строя. Однако это не удалось из-за противоречий между Дионом и Дионисием II, которому стало казаться, что у него хотят отобрать трон. Платон был вынужден покинуть Сиракузы. Остаток жизни великий философ провел па своей родине — в Афинах.

Исследователи полагают, что существовало два основных фактора, побудивших Платона к созданию собственной философской системы.

1. Особенности общественно-политической ситуации

Сократовское наследие Платон осмысливал и перерабатывал в период кризиса афинского города-государства. Афинская держава потерпела тяжелое поражение в Пелопоннесской войне, результатом стал экономический и политический упадок. Одной из основных причин поражения были недостатки политической системы Афин. Как отмечает В.Ф. Асмус, теоретики афинской демократии признавали за всяким гражданином полиса право быть избираемым на все государственные должности независимо от уровня его подготовки к управлению государством. Следствием этого стала частая смена выборных лиц, так как настроения «демоса» (народа) всецело зависели от сиюминутной успешности или неуспешности действий полководцев и политиков. Народ мог в любой момент привлечь политика, совершившего ошибку, к суду, подвергнув остракизму или даже осудив на смертную казнь. При этом никакие прежние заслуги руководителей города-государства не принимались в расчет, сколь бы велики они ни были. Таким образом, Афины страдали от неудачного политического руководства, поэтому Платон стремился достичь общественной и политической стабильности, укоренив их в нравственных и духовных абсолютах. (Справедливости ради следует отметить, что в одном из последних диалогов «Законов» он возвращается к принципу выборности чиновников на государственные должности. Выборы па различные посты, но его мнению, должны проходить при помощи всеобщего голосования (открытого и закрытого и даже жеребьевки)

2. Специфика господствующей философии

В философии ведущие позиции занимали софисты (от греч. sophos — мудрец), которые были скептически настроены в отношении возможности обрести достоверное знание. Человек, но их мнению, познает мир лишь с помощью чувственного опыта, разум его не способен постичь незыблемую и вечную реальность. Одним из наиболее известных софистов был Протагор (490—420 до н.э.), которому принадлежит мысль: «Мера всех вещей — человек: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Платон критически относился к подобной точке зрения, так как полагал, что чувственный опыт обманчив, а мнения людей и необъективны. К тому же каким образом определить степень мудрости каждого человека, если мерой ее является лишь субъективное мнение? Л. Хандерсмарк отмечает: «В эпоху софистов... когда внешний авторитет закона был решительно поколеблен, идеал самообладания или сдержанности приобрел огромнейшее значение». Противопоставляя свое мнение софистам, Платон стремился обосновать объективность нравственных ценностей общества.

В своих трудах «Государство» и «Законы» он сделал попытку представить проект идеального, но его мнению, общественного строя. Платон полагал, что государство возникает, когда один человек не может самостоятельно обеспечить себя всем необходимым, но нуждается еще во многом. Для удовлетворения той или иной потребности (в жилье, одежде и др.) он прибегает к помощи других людей — профессионалов в той или иной сфере (строителя, сапожника и т.д.).

Платон считал, что каждый член государства должен быть специалистом лишь в одной области, но достичь в ней подлинного мастерства. Причем ему следует поручать то дело, к которому он предрасположен по своим природным задаткам, им он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое. Всех граждан государства Платон разделил па три категории: правители, воины (стражи) и ремесленники. Каждой из категорий соответствует определенное начало человеческой души: разумное — правители, аффективное (Платон называл его «яростный дух») — стражи, неразумное (вожделеющее) — ремесленники. Несмотря па то что правители и стражи являются высшими классами, а ремесленники, разделенные но отраслям специализированного труда, — низшим, все три класса необходимы идеальному государству. Счастливым и процветающим, по мнению философа, может быть лишь государство целиком, а не отдельный класс или индивид. Подобный подход Платона базируется па его идее господства справедливости в идеальном государстве. Именно справедливость должна сплотить разные части государства в гармоничное целое. Таким образом, необходимые виды работ разделены между отдельными категориями граждан, но в целом образуют гармоничное, справедливое сочетание.

Важно отметить, что в качестве граждан идеального государства Платоном рассматривались лишь свободнорожденные люди. Как отмечает В.Ф. Асмус, рабство просто вынесено Платоном «за скобки» — как предполагаемая, сама собой разумеющаяся предпосылка, как условие деятельности свободной части общества и необходимой для этого дифференциации свободного труда.

Основную роль в формировании и эффективном функционировании идеального государства должны играть стражи, призванные охранять остальных членов общества от внешних врагов и поддерживать внутренний порядок. Платон полагал, что воспитание стражей не должно быть чем-то второстепенный и идти как попало. По его мнению, на их воспитании и образовании покоятся основы государственной жизни.

Понимание Платоном сущности воспитания имело определенную специфику. Он полагал, что «если удовольствие, чувство дружбы, скорбь и ненависть возникнут надлежащим образом в душах людей, еще не способных отнестись к ним разумно, то впоследствии, получив эту способность, они станут согласовывать с разумом эти правильно полученные ими навыки». Таким образом, воспитание, по мнению Платона, является не чем иным, как организованным направлением удовольствия и страдания ребенка, своеобразным методом оптимального дозирования «кнута и пряника». Из этого следует, что необходимое воспитание стражей может быть реализовано лишь с помощью жесткого государственного контроля за ним.

В целях правильного социального воспитания стражей Платон предлагал особую систему: для тела — гимнастическое воспитание, а для души — мусическое[9]. (Последнее должно предшествовать гимнасическому.) Оба воспитательных направления следует, согласно Платону, организовать с учетом ряда требований.

 

Мусическое воспитание

Платон полагал, что ребенок не в состоянии судить, где содержится иносказание, а где нет, и мнения, воспринятые им в таком рай- I нем возрасте, обычно становятся неизгладимыми и неизменными. Поэтому следует добиваться, чтобы первые мифы, услышанные детьми, самым заботливым образом были направлены к добродетели. «Мы уговорим воспитательниц и матерей рассказывать детям лишь признанные мифы, чтобы с их помощью формировать души детей скорее, чем их тела — руками», — писал он.

Для создания правильных мифов Платон выдвинул особые рекомендации. В частности, Бога (ни в стихотворном, ни в прозаическом изложении) нельзя рассматривать как источник зла, а лишь как благо. Бог не может быть колдуном и вводить людей в обман словом или делом. Для развития мужества у стражей Платон предлагал в мифах скорее восхвалять загробную жизнь, нежели формировать страх смерти. Поэтому нельзя, считал он, описывать плачи героев или то, как смех одолевает достойных людей, в противном случае стражи станут чересчур чувствительными или смешливыми. Важно воспитать стражей воздержанными и рассудительными, а значит, не следует приводить примеры корыстолюбия, сладострастия, разбоя. В музыке, с точки зрения Платона, необходимо оставить только «мужественные» лады, а «расслабляющие» изъять.

Результатом правильного мусического воспитания станет определенный социальный идеал стража, который он описывает так: «Его раздражение или, наоборот, удовольствие будут правильными; он будет хвалить то, что прекрасно, и, приняв его в свою душу, будет питаться им и сам станет безупречным; а безобразное [постыдное] он правильно осудит и возненавидит с юных лет, раньше даже, чем сумеет воспринять разумную речь». (Для философии Платона бесспорным было то, что, если человек с детских лет видит вокруг себя и соответственно познает лишь «благое», «добродетельное», а также не созерцает «безобразного» и «низменного», он всегда станет поступать справедливо и правильно и никогда — дурно.)

Гимнастическое воспитание

Гимнастическое воспитание стражей, по Платону, так же как и мусическое, должно быть тщательным, начинаться с раннего детства и продолжаться в течение всей жизни. Гимнастика способствует здоровью тела, которое достигается не только физическими упражнениями, но и воздержанием от пьянства, правильным питанием.

При этом мусическое и гимнастическое воспитание нужно, но мнению Платона, не ради души и тела, а ради согласования яростного и философского начал в человеке. Таким образом, тот, кто наилучшим образом чередует гимнастические упражнения с занятиями мусическим искусством и в надлежащей мере обращает их к душе, достигает совершенства.

Женщины, как и мужчины, полагал Платон, могут иметь склонность и природные задатки для того, чтобы стать стражами. Однако у них эти задатки слабее, чем у мужчин. Тем не менее система воспитания стражей едина для обоих полов, и женщинам в идеальном государстве надлежит заниматься мусическим и гимнастическим искусством1, а также военным делом.

По мнению Платона, для сохранения и эффективного функционирования государства необходима реализация следующих требований.

1) Особая демографическая политика, определяемая им в двух аспектах:

А. Мужчинам-стражам следует выбирать и жен-стражей, при этом у них помимо общей материальной собственности должна быть общность жен и детей. Те мужчины-стражи, которые наиболее преуспели в военных действиях, получают преимущественное право вступления в брак с любой женщиной общины. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы иметь возможность отбирать для последующего воспитания наиболее сильных и жизнеспособных детей. Платон по этому поводу писал: «Все рождающееся потомство сразу же поступает в распоряжение особо для этого поставленных должностных лиц....Взяв младенцев, родившихся от хороших родителей, эти лица отнесут их в ясли к кормилицам, живущим отдельно в какой-либо части города. А младенцев, родившихся от худших родителей или от родителей, обладающих телесными недостатками, они укроют, как положено, в недоступном, тайном месте».

Б. Избавление от людей, неспособных выполнять требования, диктуется системой воспитания идеального государства. Платон считал, что помогать нужно тем, кто ведет здоровый образ жизни, но в силу внешних обстоятельств заболел (такие люди активно хотят излечиться, сохранив обычный образ жизни, чтобы не пострадали общественные дела). В случае же внутренних болезней, продолжающихся всю жизнь, не следует даже пытаться облегчить положение человека, изменяя его образ жизни и удлиняя его никчемную жизнь. Такой человек, iiq мнению Платона, бесполезен и для себя и для общества.

2) Особое семейное воспитание.

Задачу воспитания сильного и здорового потомства, считал Платой, можно реализовать путем распространения государственного контроля па область семейных отношений. Он отмечал, что в частной и семейной жизни каждого человека «иод влиянием личного страдания, удовольствия и вожделения легко возникают явления, противоречащие советам законодателя, почему правы граждан оказываются разнообразными и непохожими друг на друга, а это — беда для государств». Развивая эту мысль, Платой в «Законах» выдвинул практические рекомендации по воспитанию детей в семье. В частности, гимнастическое воспитание ребенка должно начинаться уже в утробе матери. Он полагал, что для плода полезны «беспрестанные сотрясения и толчки в разных направлениях», благодаря чему пища и питье будут для него полезнее. Исходя из этого, беременной женщине следует больше гулять. Платон утверждал также, что младенца надо «лепить», словно он сделан из воска, пока он гибок, поэтому его надо пеленать до двухлетнего возраста, кормилица же ребенка должна внимательно следить, чтобы младенец не искривил свои конечности. (Указания относительно особенностей воспитания младенцев тем не менее не могут, по мнению Платона, быть напрямую закреплены в законодательстве, однако следует повсеместно указывать на необходимость их реализации.)

3) Специальная подготовка и отбор начальствующих лиц для управления государством.

Для обеспечения жизнедеятельности государству помимо охраны от внешних врагов, которую обеспечивают стражи, необходимо внутреннее эффективное управление. Оно может осуществляться, но мнению Платона, лишь философами, которые бы «целью всей своей жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей». Данная точка зрения Платона во многом основывается на его философских воззрениях, в частности — на учении об идеях (эйдосах). Идеями Платон называл вечные, неизменные формы, являющиеся сущностью вещей.

Для иллюстрации этого учения Платон в диалоге «Государство» приводит свой знаменитый «миф о пещере»: прикованные цепями узники, обращенные спиной к свету огня, видят лишь тени, отбрасываемые различными предметами на стену пещеры. Эти тени узники принимают за истину. Если же одного из них освободят, он повернется к свету и постепенно начнет видеть сами предметы, а не только их тени.

Платон считал, что каждого человека необходимо обратить к созерцанию идей (предполагалось, что способность к созерцанию есть у каждого, она лишь неверно направлена). Выполнение данной функции в идеальном государстве должны обеспечить правители-философы, которые наиболее способны познать не частные мнения («тени»), а бытие и истину («идеи»). Именно философам надлежит стать теми, кто совершит побег из «пещеры», в постигаемом лишь разумом «мире идей» они подробно рассмотрят и познают каждую из них, а затем вернутся к остальным «узникам» и разъяснят, отражением какой идеи является каждая из «теней». Тем самым «узники» будут освобождены.

Подготовка будущих правителей-философов идеального государства имеет общие и особенные черты с воспитанием стражей. Юные философы, отмечает Платон, так же как и стражи, должны изучать военное дело, заниматься гимнастическими упражнениями и мусическим искусством. Однако помимо этого им следует освоить «науку о числе» или «искусство счета». Наука о числе, по мнению Платона, является высшей мудростью, кто не умеет правильно считать, никогда не станет мудрым. Число — основа всего, а значит, все искусства исчезли бы, не будь арифметики (например, в танце существует ритм, в живописи — перспектива. Эти характеристики искусств можно измерить и сопоставить лишь при помощи числа). Философ должен знать арифметику не для купли-продажи, как торговцы, а ради созерцания природы чисел.

Для познания вечного бытия он должен также изучать геометрию, астрономию и заниматься музыкой. Завершает подготовку философа и венчает все перечисленные выше науки, по Платону, диалектика — искусство доказательства сущности вещей. Воспитание философа должно быть, таким образом, направлено на освоение умения вести спор и убеждать, «дела вопросов и ответов», как называл его Платон.

По его мнению, не каждый может стать философом. Необходим строгий отбор кандидатов для воспитания будущих правителей идеального государства. Будущие философы должны обладать рядом задатков: острой восприимчивостью к наукам и быстрой сообразительностью, хорошей памятью и трудолюбием. Счет, геометрию и другие предварительные познания необходимо преподавать стражам еще в детстве, в возрасте 20 лет на основе специального отбора из их числа наиболее способных, которым дается систематический обзор наук, изученных ими в детском возрасте Следующий отбор осуществляется в 30 лет, после чего прошедшие его стражи назначаются на государственные и военные посты, где их опять же будут проверять, подвергая разнообразным влияниям: поддадутся или нет? Наконец, когда стражам исполнится пятьдесят, тех, кто уцелел и всячески отличился, пора повести к окончательной цели — «заставить их устремить ввысь свой духовный взор и взглянуть на то самое, что всему дает свет, а увидев благо само по себе, взять его за образец и упорядочить и государство, и частных лиц, а также самих себя... на весь остаток своей жизни».

Таким образом, избранные стражи становятся философами, которые начинают трудиться над гражданским устройством и организацией правильного воспитания граждан.

4) Введение специальных государственных должностей для обеспечения правильного воспитания молодежи.

По мнению Платона, правители-философы идеального государства должны назначить специальных организаторов социального воспитания подрастающего поколения. Он отмечал, что для сохранения государственного устройства необходимо создать должное попечение о детях, выбрав из числа граждан человека наилучшего во всех отношениях и по возможности именно его назначить попечителем. К этому специалисту предъявлялись особые требования. В диалоге «Законы» Платон говорил: «Пусть во главе этого дела стоит, согласно законам, одно должностное лицо, достигшее не менее пятидесяти лет и имеющее законнорожденных детей, лучше всего и сыновей, и дочерей или по крайней мере хоть кого-то из них».

Помимо своего рода «главного министра» образования и воспитания в идеальном государстве необходимо назначить и непосредственных исполнителей социально-педагогической работы. Платон писал: «Над самими же кормилицами и над всей этой детской стайкой будут поставлены двенадцать женщин — по одной на каждую стайку, чтобы следить за ее порядком; их будут ежегодно назначать из числа упомянутых раньше кормилиц стражи законов». Платон отмечал, что после того, как дети достигают шестилетнего возраста, их совместное воспитание заканчивается. Мальчики начинают проводить время с мальчиками, а девочки — с девочками, тем не менее те и другие должны начинать обучение. Мальчики поступают к учителям верховой езды, стрельбы из лука, из пращи, метания дротиков. Девочки же, считал Платон, если согласятся, могут заниматься тем же самым.

Таким образом, система социального воспитания в идеальном государстве Платона предполагала наличие достаточного количества специалистов для обеспечения эффективной подготовки подрастающего поколения к жизни.

Основными опасностями для идеального государства, по его мнению, являются негативные влияния других обществ, а также внутренние трудности, связанные с введением нарушающих порядок новшеств в области гимнастического и мусического искусств. Данная позиция философа базируется па опыте, полученном во время пребывания в Египте, государственное устройство которого рассматривалось Платоном как образец правильности и устойчивости законов. В «Законах» он указывал: «Установив, что прекрасно, египтяне объявили об этом па священных празднествах и никому... не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное».

Особенно внимательно, по мнению Платона, следует относиться к новшествам, проникающим в игры детей, так как характер игр очень сильно влияет на установление законов и определяет, будут ли они прочными или нет. Он писал: «Если же молодые колеблют это единообразие игр, вводят новшества, ищут постоянно перемен и считают приятными разные вещи, если они недовольны всегда своим внешним обликом и убором, не признают раз навсегда установленных правил о том, что благообразно и что безобразно, по особенно высоко чтят тех людей, которые постоянно вводят какие-то новшества, что-то иное, непривычное... то мы полностью вправе сказать, что для государства нет ничего более гибельного, чем все это». Для искоренения самой возможности внесения новшеств в детские игры Платон наделяет правителей правом строго наказывать каждого, кто попытается это сделать.

В целях практического воплощения в жизнь проекта идеального государства Платон предлагал современникам осуществить своего рода социально-педагогический эксперимент. Всех в городе, кому больше 10 лет, философы отошлют в деревню, «а остальных детей, оградив их от воздействия современных нравов, свойственных родителям, воспитают на свой лад».

В заключение следует отметить, что проект идеального государства Платона имел утопический характер, однако многие его социально-педагогические идеи могут быть использованы на практике. Так, например, Л. Хандерсмарк отмечает, что первоосновы «Государства» сохранили свое значение и сегодня. «Это значит, что все законы и социальные мероприятия должны корениться в подлинных благах. Общество нуждается в духовных ценностях, обеспечивающих единство и счастье».

Действительно, для эффективного функционирования, как абсолютно справедливо отметил Платон, государству необходима продуманная и четко регламентированная система социального воспитания подрастающего поколения, работать в которой следует лишь специалистам-профессионалам. Великий греческий философ попытался разработать проект наиболее эффективной, с его точки зрения, государственной системы социального воспитания.

Заслуга Платона состоит также в том, что он наметил перспективы развития социального направления в педагогике. Он сделал попытку обосновать сущность и содержание таких направлений социального воспитания, как нравственное и гражданское воспитание. В дальнейшем многие идеи Платона были использованы в разработке теоретических основ социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания немецким философом и педагогом Паулем Наторпом.

 

Вопросы и задания

1. Перечислите и охарактеризуйте факторы, существенно повлиявшие на создание Платоном собственной философской концепции.

2. Каковы составляющие элементы идеального государства? В чем их социально-педагогическая сущность?

3. Какие из требований, выдвинутых Платоном в области мусического и гимнастического воспитания подрастающего поколения, актуальны сегодня?

4. Перечислите и охарактеризуйте условия, необходимые для сохранения и эффективного функционирования идеального государства.

5. Каким образом воззрения Платона повлияли на дальнейшее развития социального направления в педагогике?

 

Литература

1. Великие мыслители Запада. М., 1998.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.

3. История социальной педагогики / Под. ред. М.А. Галагузовой. М., 2001.

4. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1966. Т. 3.

5. Платон. Диалоги. М.; Харьков, 2001.

6. Платон.Законы // Собр. соч.- В 4 т. М., 1994. Т. 4.

 

 




Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 81903 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | <== 11 ==> | 12 | 13 | 14 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав