Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Античные философы. Кардинальные добродетили. Этика толерантности

Читайте также:
  1. IV. Христианская этика и светское право
  2. Антихристианская этика Э. Роттердамского
  3. Античная этика
  4. Античные государства в Северном Причерноморье.
  5. Биоэтика и деонтология в работе врача-стоматолога
  6. ВЕТХОЗАВЕТНАЯ И КОРАНИЧЕСКАЯ ЭТИКА
  7. Викторина «Добрые сказки - этика для малышей».
  8. Вопрос 10. Этика И. Канта. Категорический и практический императивы
  9. Вопрос 25. Гносеология, этика и антропология в философском учении И. Канта.

Античность была очень ярким периодом в истории культуры. Была велика роль образования.

Этика - часть философии. Философия зарождалась в Древней Греции. Под древнегреческой философии подразумевались разные начала, разные знания. Начало всех наук: географии, общеста, риторики, этики.

Весьма популярным начинанием в полисах древней греции была традиция нанимать учителей для юношей. Этих учителей называли софистами, от слова софия - мудрость.

Софисты стояли на позиции релятивизма. Нет стойких истин, продуманных навсегда, действовать по остановке. Главное учили как поступить в разных жизненных ситуациях с выгодой для себя.

На базе софистов сформировалось направление скептиков. Скептики - сомневающие. Лидером и скептиков, и софистов был Энесиден. Считал, что нравственная жизнь в обществе/полисе определяется:

· Мифами

· Обычай/традиция

· Законы

· философия

· Индивидуальные склонности

Как видим, все эти основания не прочные. Вывод в том, что создать стойкие основания для общества невозможно.

Сократ (470-399 г.до н.э.) - житель Афин. Сократ вырабатывал понятия. Лингвистические упражнения, исследования абстрактности языка, философские исследования.

Занимался выработкой понятий путем опросов. Любил спорить. Вырабатывал правила спора. Любил что-то доказывать человеку, а затем перевернуть свою точку зрения и начать доказывать обратное.

Все это было нацелено на то, чтобы люди научились поступать осознанно.

 

Платон (427-347) - основатель Платоновской академии. Философ, способствовал развитию образования.

Автор триады незыбленных ценностей - благо, истина, красота.

Дальнейшее размышление о том, как людям жить совместно мирно и не враждуя. Платон считал, что люди не равнозначны.

Разделил людей на три породы в зависимости от того в каком проценте содержатся три качества - вожделение - стремление к благам, страсть - желание бороться и добиваться и мышление:

· Медная - преобладает вожделение, стремление к благам. Полезные люди для полиса. Важно не допускать таких людей к власти.

· Серебряная - преобладает страсть. Идут к цели, не взирая ни на что. Хорошие воины. Нельзя допускать к власти, они могут загубить города, идя к своей цели.

· Золотая порода - преобладает мышление. Привыкли наблюдать, анализировать, искать ответы на какие-то проблемы, вызовы. Поэтому именно эти люди способны увидеть ситуацию, они и должны стоять у власти.

Платон не был демократичен. Считал, что если люди забываются, то не грех воспользоваться и силой.

Вопрос кто будет определять кого к какой породе отнести?

Труд ''государство''. Главная цель государства - забота об общественной нравственности.

Аристотель (384-322) - застал глубокое разложение полисной демократии. Аристотель продолжал работать над выработкой нравстенных основ общества. Сформировал этику, разделили разные качества души, выделили две группы качеств

· Высшей - мыслительная добродетель - мудрость и справделивость. Эти добродетили высшего качества, потому что не могут быть в избытке.

· Младшая часть души - мужество, умеренность, щедрость, любознательность.

Вывел правило ''золотой середины''. Нужно избегать недостатка и избытка добродетелей младшей части души.

Был более демократичным человеком. Нравственность должна формироваться на добровольных началах.

Эпикур (341-270) - не был уроженцем Афин, но переселился в них. Был ''домашним мудрецом''. Стремился к тому, что обустроить жизнь человеческую. Прозвище ''садослов''. Застал впемя острых противоречий в полисе. Эпикур, пожалуй первый, снял ответвтсенность человека за благополучие всего общества. Выдвинул лозунг ''Живи безвестным. Достаточно стать хорошим другом, хорошим сыном/отцом, и это вполне достойная жизнь''. ''Нет никакой обходимости жить по необходимости''.

Важным направлением считал стремление к удовольствию. Это естественно. Но вместе с тем, относиться к удовольствию нужно с осторожностью и пропагандировал некую умеренность, так как не все удовольствия полезны. Как проверить полезны или нет? Нужно задать вопрос, а если не получу это удовольствие, то смогу ли я пережить это? Не принесет ли удовольствие вреда? Если принесет, то лучше отказаться.

''Лучший день - это сегодня''.

Последовательно бороться со страхами. Страхи отравляют жизнь человека. Боролся со страхом смерти.

 

Гедоники - школа наслаждения. Искатели удовольствий. Что приносит удовлетворение, то благо. Все, что нравится, пусть делает. Приводили в пример младенца.

Учителя - Аристип и Гедесий.

Диоген (400-325) основатель направления Киники (от слова ''собака''). Крайний социальный аскетизм.

Отсюда термин ''цинизм'' - отрицание социальных норм.

В результате, плюрализм мнений, полемика, скептицизма. Считают, что это время основа толерантности.

Кардинальные добродетили: мудрость, мужество, умеренность, справедливость.
Лекция




Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав