Читайте также:
|
|
Развитие психологических представлений в античности.
Психология античности является истоком и началом научной психологии (первая форма научной психологии).
1. В античности в рамках учения о душе складываются два фундаментальных направления, которые пройдут через века -- материалистическое и идеалистическое учение о душе. Несмотря на условность этого разделения, по решению основных вопросов (понимания природы души, ее происхождения, сущности, судьбы души после смерти) такое разделение правомерно.
2. В античности складываются первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях (учение о познавательных процессах: ощущениях, явлений памяти, воображения, мышления, мудрости, об аффективной сфере личности (которое шире чем современно, так как включают все знания об общей эмоциональной сфере личности: страсти, эмоции, чувства, складываются также некоторые представления о волевых характеристиках личности (анализ действия у Аристотеля), складываются представления о характере (врожденный ли, развивающийся ли при жизни?), в рамках медицинской концепции складывается учение о темпераменте, то есть направления развивающиеся и сейчас и есть те, которые утрачены (например понятие души присутствует далеко не во всех концепциях современной психологии). Однако здесь много и представлений непсихологичесих (чисто философских) представлений, но есть и учения об ощущении как процессе (теория истечения Демокрита), учение Аристотеля о промежуточной среде как механизме возникновения чувственного образа ощущения, учения об уподоблении Аристотеля в ощущении. У Аристотеля вообще наиболее разработанная концепция познавательных процессов в силу того, что он опирался уже на естественно-научные знания, а не только на наблюдения.
3. Психологические представления античности (характер, возникновение) обусловлены сферой практической деятельности античного общества, то есть с необходимостью решения практических проблем в области воспитания, риторики, искусства и его воздействия на человека.
4. Античная психология оказала непосредственное влияние на последующее развитие психологической мысли в том смысле, что впоследствии продолжалась дальнейшая разработка психологических представлений античности, знание о психических процессах. Например влияние Аристотеля об активной природе познания (ощущения возникают при воздействии на нас извне, но ощущения нельзя понимать как простой отпечаток предмета. Навстречу внешнему влиянию устремляется активность души, что в результате и дает ощущение как таковое, образ предмета. В этом специфика психических явлений; психическая активность не воплощается во внешнем предмете, ничего не возникает в мире, она дает в качестве воплощения психический образ, чувство, то что остается в субъекте) оказало прямое влияние на психологию интенциональных актов Брентано (1874) "Психология с эмпирической точки зрения" (главная особенность психической жизни состоит в направленности психики, познания на предмет). Фундаментальное значения для последующей науки имеет учение стоиков об аффектах, которое составляет базовое знание об этой стороне психической жизни (в 17 в. развиваются у Декарта, Спинозы и по настоящее время вызывают интерес). Учение Гиппократа о темпераменте, представление Галена о чувственном и двигательном нервах, получили дальнейшее развитие. В целом, по крайней мере наша западная психология является продуктом античности.
5. В античности сложилась определенная методология психологического исследования (аристотелевский способ мышления в психологии в понимании Левина). Она существует и в современной психологии и содержит черты соотносимые с признаками естественно-научного подхода:
- подход к психическим явлениям на основе выделения общих закономерностей психических процессов (а не индивидуальных описаний).
- классификационный характер подхода (различение различных процессов). и т д.
Идея состоит в том, что психическое явление содержит некоторые характеристики, которые должны быть выявлены (Левин указывал на несостоятельность такого подхода --'нет собственных качеств явления, явление существует только в контексте и может быть понято только как функция влияния окружения и собственных качеств субъекта'). Понимание психики не как имеющей некоторые раскрываемые в исследовании свойства (Аристотель), а как результата всей той обстановки в которой происходит психический процесс (галилеевский способ мышления ориентированный на познание индивидуального события, случая) пришло намного позже и было чуждо античности.
Таким образом, в античности складывается фундамент знаний (о психических процессах), подходов (материалистических и идеалистических), методологии научного мышления (у Аристотеля). Психология как наука и началась с идеи о душе и уходит своими корнями в античность.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 43 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |