Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

В. Райх и его вклад в психологию.

Читайте также:
  1. А ) выгоднее вкладывать средства в увеличение применения труда или капитала?
  2. А. Р. Лурия и его вклад в психологию.
  3. Банковский вклад
  4. В. М. Бехтерев и его вклад в психологию.
  5. В.А.Оппель и его вклад в развитие отечественной медецины.
  6. Виды вкладов
  7. Вклад - это
  8. Вклад А.Р.Лурии и Д.Н.Узнадзе в развитие отечественной психологии.
  9. Вклад Баруха Спинозы в психологию

Из крупных последователей З. Фрейда центральное место человеческой

сексуальности отводил австрийский врач и психолог Вильгельм Райх. В

центре его концепции оказывается «оргонная энергия» (своего рода

вселенская энергия любви), требующая в индивиде свободного выражения.

Если эта энергия, изначально чистая и светлая, блокируется запретами

сдерживанием, то, по Райху, это приводит к ее извращенным проявления и, в

частности, в форме агрессии, скрываемой под приличествующими социальными

масками. Сдерживание энергии на различных уровнях проявляется и телесно – в

виде «мышечных панцирей», скованности, зажатости.

Так как он утверждал единство души и тела то, воздействуя на тело

(мышечные упражнения, в том числе, мимические, работа с дыханием, массаж)

возможно высвобождение энергии и облегчение душевных страданий.

Основной причиной, делающей невозможным естественное проявление оргонной

энергии, Райх считал жесткую систему норм и запретов, существующую в

патриархальном обществе, что в особенности проявляется в традициях семейного

воспитания.

Знаменитый термин «сексуальная революция» был введен именно

Райхом, подразумевавшим под ним, однако, не сексуальную вседозволенность, но

создание таких условий, при которых возможна естественная реализация оргонной

энергии. Если это будет так, то, по Райху, не будет половых извращений,

проституции и т. п., которые – суть проявления именно подавленной,

деформированной оргонной энергии.

Разрабатывал собственную концепцию, реформируя, в частотности, идеи Фрейда о

природе неврозов. Он доказывал, что причиной невроза является застойная

сексуальность, возникающая вследствие нарушения функции оргазма.

Увлекшись идеями Карла Маркса, он положил начало течению, получившему название

фрейдомарксизм. Он полагал, что агрессивные и деструктивные влечения

преимущественно вторичны и выступают не столько как врожденные, сколько как

приобретенные в результате негативного воздействия общества. Он одним из первых

провел психологическое исследование феномена фашизма, показав в своей книге «

Массовая психология фашизма», что фашизм является выражением

иррациональной психики среднего человека, воспитываемого авторитарным

обществом.

Большое значение, особенно для практической психологии, имела созданная Райхом

концепция панциря характера, т. е. совокупности черт

невротической личности. При этом он пришел к мысли о том, что именно

стили поведения человека выполняют роль защитных механизмов, регулирующих

взаимоотношения между человеком и внешним миром, обеспечивая психическую

разрядку.

На основе своих психоаналитических и сексологических исследований Райх пришел

к выводу о том, что сексуальная энергия представляет собой биологическую

созидательную энергию, которая связана с жизненной силой космоса и потому в

большей степени, нежели чисто психическая, воздействует на эмоции и интеллект

человека.


37. Ортодоксальный бихевиоризм Дж. Уотсона. Считается, что основания бихевиоризма заложил американский психолог Джон Уотсон. Провозгласив требование объективного подхода к изучаемым явлениям в психологии, Уотсон разработал основные положения новой науки.

Основная задача бихевиоральной психологии, по его мнению, заключалась в том, чтобы изучать формирование поведенческих реакций и на этой основе изучать человеческое поведение как результат научения. Цель бихевиоризма заключалась в том, чтобы предсказывать поведение человека в каждой конкретной ситуации, и, в последующем, управлять этим поведением. Бихевиоризм, по мнению Уотсона, должен был стать “лабораторией общества”, в которой отрабатывались бы методы формирования и изменения поведенческих моделей отдельных личностей и групп людей. Мы увидим, как впоследствии эта позиция трансформировалась в работах Б. Скиннера в идеи государственного контроля и управления поведением граждан.

Предметом изучения бихевиоризма должно являться поведение. В качестве элементов поведения Уотсон рассматривал мышечные движения и секрецию желез. Поведение предлагалось изучать в парах “S - R”. Путем анализа таких пар и их совокупностей возможно выявить основополагающие законы человеческого поведения.

Уотсон считал, что его классическая схема дает ключ к изучению сложного, целостного поведения человека. Для этого он ввел понятие “акта” - такой целостной реакции организма. К актам Уотсон относил написание книги, игру в футбол, строительство дома и т.п. все акты, согласно Уотсону, могут быть сведены к моторным или секреторным реакциям организма. Реакции могут быть явными (внешние непосредственно наблюдаемые) и неявными (сокращения внутренних органов или секреция желез). Последние можно изучать при помощи специальных приборов.

Инстинкты: в начале своей ученой карьеры Уотсон признавал значительную роль инстинктов в поведении животных. В дальнейшем он отказался от использования данного понятия в своих научных построениях. Уотсон утверждал, что все, что кажется инстинктивным, на самом деле социально обусловлено. Более того, отказ признавать роль врожденных факторов в детерминации поведения животных и человека привел Уотсона к отрицанию существования врожденных способностей. С этим связана его знаменитая фраза: “Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков”.

Эмоции: рассматривались Уотсоном как главная реакция организма на специфический раздражитель. Эмоции – это форма неявного поведения, при которой внутренние ответные реакции проявляются в форме изменения цвета лица, учащения сердцебиения и т.д. Этот подход не предполагает изучения процесса сознательного восприятия эмоций. Уотсон предлагает описывать эмоции в терминах объективной стимулирующей ситуации, внешних и внутренних реакций организма.

Мышление: сводится Уотсоном к неявному моторному поведению. Он предполагал, что мышление должно включать неявную речевую реакцию или движение. По сути, Уотсон сводил мышление к беззвучному разговору, в основе которого лежат те же мышечные движения, которые мы используем для привычной речи. По мере взросления человека это “мышечное поведение” становится невидимым и неслышимым. Таким образом мышление превращается в способ беззвучной внутренней беседы. “Поток сознания” заменяется в бихевиоризме Уотсона “потоком активности”.

Методы бихевиоризм. Будучи реформатором психологической науки, Уотсон не мог не предложить новых методов психологического исследования. Это были методы, которые, по мнению Уотсона, отвечали требованиям объективности и повторяемости, предъявлявшиеся ко всей психологии в целом. Предполагалось использование в бихевиоральной психологии следующих методов: наблюдения, тестирования, дословной записи речи испытуемого и метода формирования условных рефлексов.

Тестирование предполагало оценивание не какого-либо психического качества испытуемого, а его поведения. Результаты тестирования должны были демонстрировать реакцию человека на определенный раздражитель или стимульную ситуацию, – и только это.

Метод дословной записи речевого поведения предполагал фиксирование речи испытуемого в определенных ситуациях и при воздействии определенных раздражителей. Исследованию подлежали собственно речевые реакции; то, что человек чувствовал или думал в данный момент в расчет не принималось.

Метод условных рефлексов, как это явствует из названия, предполагал изучение процесса формирования условных рефлексов. Метод предполагалось использовать в лабораторных условиях для изучения сложного поведения, для чего это поведение разбивалось на отдельные компоненты. По сути дела, классический лабораторный эксперимент бихевиористов берет свое начало именно в методе условных рефлексов, как его назвал Уотсон.


 

38. Необихевиоризм: основные представители, идеи, направления исследований.

Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в направлении обогащения своей категориальной основы теоретическими ориентациями других школ.

Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: «стимул-реакция». Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме, и его психическом устройстве между стимулом и реакцией снимался с повестки дня.

Такая позиция следовала из философии позитивизма: убеждения в том, что научный факт отличается своей непосредственной наблюдаемостью.

Как внешний стимул, так и реакция (ответное движение) открыты для наблюдения каждому независимо от его теоретической позиции. Поэтому связка «стимул-реакция» служит, согласно радикальному бихевиоризму, незыблемой опорой психологии как точной науки.

Между тем в кругу бихевиористов появились выдающиеся психологи, поставившие этот постулат под сомнение.

Первым из них был американец Эдвард Толмен (1886-1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: «стимул (независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная (реакция).

Среднее звено – не что иное, как не доступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный же вывод из этих опытов свелся к тому, что опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют в данный момент, а особые внутренние регуляторы. Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты».

Эти карты животное само строит. Они и ориентируют его в лабиринте. По ним оно, будучи запущено в лабиринт, узнает «что ведет к чему». Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальт-теорией. Учтя ее уроки, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Холлу (1884-1952) и его школе. Он ввел в формулу «стимул-реакция» другое среднее звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.) Она придает поведению энергию, создает незримый потенциал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении (понятие, которое Халл заимствовал у Павлова), и тогда реакция закрепляется и организм чему-то научается.

В защиту ортодоксального бихевиоризма, отвергая любые внутренние факторы, выступил Бархус Скиннер (1904-1990). Условный рефлекс он назвал оперантной реакцией.

По Павлову, новая реакция вырабатывалась в ответ на условный сигнал при его подкреплении (например, когда перед кормлением раздавался стук метронома и т.п). По Скиннеру, организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление.

Скиннер сконструировал экспериментальный ящик, в котором белая крыса (или голубь) могла нажимать на рычажок (или кнопку). Перед ними была кормушка и набор раздражителей. Из этих простых элементов Скиннер составлял множество различных «планов подкрепления» (например, перед крысой находятся два рычага, и она оказывается в ситуации выбора: или крыса получает пищу, только тогда, когда вслед за нажатием на рычаг загорается лампочка, или пища выдается только принажиме с определенной силой, частотой и т.д.)

Техника выработки «оперантных реакций» была применена последователями Скиннера при обучении детей, их воспитании, при лечении невротиков.

В целях улучшения преподавания Скиннер изобрел серию обучающих машин и разработал концепцию программированного обучения. Он надеялся, основываясь на теории оперантных реакций, создать программу «изготовления» людей для нового общества.


 

39. Социобихевиоризм: основные представители, идеи, направления исследований.

 

Социобихевиоризм. Социобихевиоризм – это особое направление бихевиоризма, которое сформировалось в 1960-х гг. Собственно, новизной здесь было то, что человек может приобретать опыт не только на своих собственных ошибках, но также изучая и анализируя ошибки других людей, сопутствующие той или иной форме поведения. Этот механизм является важнейшим в процессе социализации, и на его основе формируются основы агрессивного и кооперативного поведения.

Чтобы лучше проиллюстрировать это, ведущий психолог Канады Альберт Бандура провел эксперимент с четырехлетними детьми. Смысл эксперимента состоял в том, что всех детей разделили на 3 группы и всем им показывали один и тот же фильм, но с разной концовкой. Главный герой этого фильма занимался тем, что избивал куклу. У фильма было три концовки, которые показали соответствующим группам:

1) первой группе показали концовку фильма, где героя хвалили за такое обращение с игрушкой;

2) второй группе показали концовку фильма, где героя, наоборот, ругали за такое обращение с игрушкой;

3) третьей группе показали концовку фильма, где к поведению героя относились нейтрально.

Затем детей провели в комнату с игрушками. Среди игрушек находилась такая же кукла, как и в фильме. Среди детей, которые были во второй группе, проявление агрессии по отношению к игрушке было значительно меньше, чем у детей из других групп, хотя они и помнили, как вел себя герой фильма.

Альберт Бандура сделал вывод о том, что наблюдение формирует не только новые формы поведения, но также и активизирует усвоенные до этого формы.

Альберт Бандура видел положительные явления в том, что взрослый наказывает ребенка. Взрослый, наказывая ребенка, проявляет свою агрессивную форму поведения. И это, как ни странно, находит свой положительной отклик в подсознании ребенка: он усваивает возможную форму агрессии.

Вместе с тем Альберт Бандура был настроен против средств массовой информации, а также фильмов, пропагандирующих насилие, так как они «обучают» ребенка агрессии.

И также в социобихевиоризме опять утверждается то, что человек формирует свое поведение в соответствии с интересами того общества, в котором он находится и живет.

40.Гештальтпсихология: общий очерк развития, основные представители и направления исследований.

В то время как формирование и развитие бихевиоризма происходило, главным образом, в США, в Германии возникло новое направление в психологии – гештальт-психология, имевшее поистине революционное влияние на развитие этой науки. Оно стало проявлением протеста против психологии Вундта, но в то же время развивало его научные положения.

Сторонники гештальт-психологии рассматривали подход Вундта как психологию “кирпичей и раствора”, подразумевая, что в этой теории элементы сознания (“кирпичи”) “скрепляются” между собой процессом ассоциаций (“раствором”). Гештальтисты стремились опровергнуть взгляды Вундта на сознание как сумму частей; основополагающим понятием в их концепциях стало понятие целого, как не сводимого к сумме своих частей.

Научные предпосылки возникновения гештальт-психологии. Как и у каждого научного направления, у гештальт-психологии были свои исторические предшественники. Отражение ее главного принципа, основанного на целостности восприятия, можно найти в работах немецкого философа И. Канта (1724-1804).

Согласно Канту, восприятие – это не пассивное впечатление и не комбинация чувственных элементов (как предполагали эмпирики и ассоцианисты), а активная организация элементов в связный и согласованный опыт. Именно разум придает определенную форму результатам восприятия.

Венский психолог Эрнст Мах (1838-1916)оказал непосредственное влияние на возникновение гештальт-психологии. В своих работах Мах рассматривал проблемы восприятия пространственных объектов и временных процессов. Восприятие этих объектов и процессов оказалось совершенно независимым от их отдельных элементов, таких как цвет, пространственное протяжение и временная форма.

Идеи Маха получили свое развитие в работах Кристиана фон Эренфельса (1859-1932). Эренфельс предполагал, что в восприятии существуют качества, которые не могут быть объяснены простым комбинированием элементарных ощущений. Он назвал их качествами формы (gestalt qualitaten). Для Эренфельса форма сама по себе воспринималась как новый элемент, создаваемый нашим разумом. Он считал, что разум придает форму нашим элементарным ощущениям.

Научные труды В.Джеймса также легли в основу создания гештальт-психологии. Джеймс выступал против атомизма в анализе сознания и рассматривал элементы сознания лишь в качстве отвлеченных понятий. Он подчеркивал, что мы воспринимаем объекты как единое целое, а не как набор ощущений.

Формально гештальт-психология возникла после того, как в 1912 г. Макс Вертхеймер опубликовал результаты своих исследований восприятия. В его экспериментах изучалось восприятие кажущегося движения (фи-феномен – иллюзия движения, возникающая при поочередном включении двух источников света). Вертхеймер показал, что восприятие движения не может быть разбито на более простые составляющие; целое (каждое движение) оказалось большим, чем сумма составляющих (неподвижные световые источники).

В дальнейшем Вертхеймер, К. Коффка и В. Келер занялись изучением другого перцептивного явления, названного ими константностью восприятия. Они показали, что наше восприятие объекта остается постоянным, даже, несмотря на то, что сенсорные данные, воспринимаемые органами чувств, изменяются. Таким образом, существует различие между характером действительного восприятия и характером сенсорной стимуляции. Поэтому перцепция не может быть объяснена как простой набор сенсорных элементов или как сумма составляющих ее частей. Перцепция представляет собой целостный акт – гештальт, и каждая попытка разложения ее на отдельный составляющие приводит к ее нарушению.

Восприятие слова “гештальт” вызывало определенные трудности, так как оно ясно не указывало, какое движение символизирует. В своей книге “Гештальт-психология” Келер отмечал, что в немецком языке слово “гештальт” используется в двух случаях:

1. оно обозначает форму или очертания предметов;

2. оно обозначает целостность объекта.

Таким образом, понятие “гештальт” можно использовать для ссылки как на предмет, так и на его специфическую форму. Применение этого термина не ограничивается визуальным или даже общим сенсорным полем. В него также включаются процессы научения и памяти, а также стремления, эмоциональные отношения, действия и др. В этом общем смысле гештальт-подход давал возможность нового объяснения самых различных областей психологического знания.

Давайте рассмотрим некоторые направления исследований, развивавшиеся в рамках гештальт-психологии.

Принципы восприятия. Вертхеймер изложил принципы восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 г. Эти принципы, представляли собой, по существу, законы и правила, согласно которым мы организуем, классифицируем воспринимаемый нами мир.

Идея, лежащая в основе этих принципов, заключалась в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, создавая структуру, которая будет выделяться на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно и ее возникновение неизбежно каждый раз, когда мы смотрим вокруг себя.

1. Близость: элементы, близкие друг другу в пространстве или во времени, кажутся нам объединенными в группы, и мы стремимся воспринимать их совместно.

2. Непрерывность: в нашем восприятии существует тенденция следования в направлении, позволяющем связать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придавать им определенную ориентацию.

3. Сходство: подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы.

4. Замыкание: существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.

5. Простота: мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно; фигура должна быть симметричной, простой и неизменной и не может быть упорядочена или упрощена каким-либо иным способом.

6. Фигура-фон: мы стремимся организовывать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигуру) и задний план (фон), на котором она представлена. При этом фигура представляется нам более заметной и яснее выделяется на общем фоне изображения.

Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных способностей или прошлого опыта; они присутствуют в наблюдаемых объектах “сами по себе”. Вертхеймер называл их “вспомогательными факторами”, но он также признавал, что на перцепцию влияют и “основные факторы” самого организма: высшие мыслительные процессы, определяющие предварительную осведомленность и установку.

Исследования интеллекта. Как уже говорилось выше, в предметную область гештальт-психологии входили также вопросы интеллектуальной деятельности человека и высших животных. Исследования в этой области были начаты (в рамках гештальт-психологии) работами В. Келера, изучавшего интеллект человекообразных обезьян.

Келер исследовал интеллект обезьян в течение семи лет (1913-1920гг), находясь на о. Тенерифе. В своих экспериментах он использовал простейшее оборудование: клетки с редкими прутьями, палки, с помощью которых можно было достать удаленные фрукты, ящики, на которые обезьянам можно было взбираться.

В соответствии с взглядами гештальт-психологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных в терминах целостной ситуации и взаимосвязи между отдельными стимулами. Келер считал, что обезьяна способна решить проблему через достижение инсайта – внезапного осознания или постижения неизвестных ранее взаимосвязей. С точки зрения гештальт-подхода, животное или человек должны увидеть взаимосвязи между разными частями проблемы, прежде чем может произойти инсайт. Эти исследования подтвердили более раннее предположение о том, что научение включает в себя реорганизацию или реструктуризацию психологической среды.

Вертхеймер попытался применить принципы гештальт-психологии к вопросам творческого мышления людей. Он предположил, что мышление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы. При этом он утверждал, что для успешного решения поставленной задачи ситуацию в целом должны хорошо представлять себе и ученики, и учитель.

Вертхеймер утверждал, основываясь при этом на различных примерах (от решения математической задачи школьником до решения проблемы А. Эйнштейном), что понимание проблемы в целом должно преобладать над пониманием ее отдельных составляющих; решение проблемы должно двигаться от общего к частному, а не наоборот. Естественно, что Вертхеймер критиковал традиционную практику образования, основанную на натаскивании и зубрежке. Он считал, что учитель должен организовать материал в целостную систему, что будет способствовать возникновению у учеников инсайта и творческому решению проблемы.

Изоморфизм. Установив, что люди воспринимают целостно организованное явление, а не набор отдельных ситуаций, гештальтисты попытались исследовать проблему перцепции с точки зрения работы основных механизмов головного мозга. Они попытались разработать теорию основных нервных коррелятов воспринимаемых гештальтов. Сторонники гештальт-психологии рассматривали кору головного мозга в качестве динамической системы, в которой взаимодействуют элементы, являющиеся в данный момент активными.

При изучении кажущегося движения Вертхеймер высказал предположение о том, что деятельность мозга является формообразующим целостным процессом. Так как кажущееся и истинное движения воспринимаются одинаково, то они должны вызывать тождественные процессы в коре головного мозга. Из предположения о том, что эти два вида движения кажутся идентичными, следует, что мозговые процессы при их восприятии также должны протекать идентично. Эта идея получила название изоморфизма – соответствия между гештальтами в переживании непосредственно созерцаемого и в процессах, совершающихся при этом в головном мозгу. Гештальтисты уподобляли перцепцию карте в том смысле, что она соответствует реальной местности, которую представляет, не являясь при этом ее точным подобием. Но в то же время карта – руководство по восприятию реального мира.

Взгляды Вертхеймера впоследствии нашли развитие в работах Келера. Он высказал предположение о том, что процессы в коре головного мозга сходны с процессами в силовом поле, и что, подобно возникновению силового электромагнитного поля вокруг магнита, в ответ на сенсорные импульсы может возникать поле нервной деятельности – следствие электромеханических процессов, возникающих в мозгу в ответ на сенсорные импульсы.

+ 41 вопрос




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 63 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | <== 16 ==> | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав