Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Площади отчужденных земель (в среднем), необходимые для производства 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа

Читайте также:
  1. A) определение спроса на товар, оценка издержек производства, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены
  2. E) с момента заключения подозреваемого под стражу до уведомления его об окончании производства следственных действий и разъяснения права ознакомиться с материалами уголовного дела
  3. I. Концепция безотходного производства
  4. III. Порядок расчета размера ущерба от деградации почв и земель
  5. V. Пользование, учет электроэнергии и энергосбережение
  6. V1: Гигиена производства и ветеринарно-санитарная экспертиза молока и молочных продуктов
  7. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь. Поставьте к тексту 7 вопросов разного типа.
  8. АВТОМАТИЗАЦИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
  9. Автоматизированное рабочее место специалиста швейного производства.
  10. Агроландшафты. Деградация земель. Альтернативное и адаптивное земледелие.
Тип станций Площадь, м2
АЭС  
ТЭС  
на жидком топливе  
на природном газе 1 500
на угле 2 400
Солнечные электростанции 100 000
ГЭС 265 000
Ветроэнергетические станции 1 700 000

В-третьих, и это самое важное,— себестоимость энергии на альтернативных станциях остается крайне высокой, однако для разных видов станций она сильно различается.

Ветровая энергия ближе других альтернативных видов по­дошла к порогу рентабельности. Штат Калифорния уже стал крупнейшим в мире районом развития ветровой энергетики. За ним следует западное побережье Ютландского полуострова, где ФРГ и Дания создали свои «ветровые парки». В 2000 г. мощность подобных станций в Северной Америке превысила 2000 МВт, в Западной Европе — 2300 МВт. Заметной доли ВЭС достигли к 2000 г. в Дании — до 10%. Общее число таких установок в мире составляет 20 тысяч, причем энергия ветра в этих районах становится почти конкурентоспособной (1 кВт-ч обходится в 6—8 центов). Дания — один из пионе­ров ветровой энергетики — превратилась в крупнейшего экс­портера турбин средней мощности и продает их в ту же Кали­форнию. Индия во второй половине 90-х годов планировали довести этот сектор до 5 млн кВт. Обширный план создания ветровых станций принят и в КНР. Однако для замены атом­ного реактора тепловой мощности в 1 млн кВт крупнейшими по сегодняшним понятиям ветроустановками (мощностью и 100 кВт) их потребуется 10 тысяч, что не очень равноценно, так как ветер дует отнюдь не круглый год даже в наиболее «продуваемых» районах.

В ведущих странах мира все более пристальное внимание привлекает гелиоэнергетика. Мировой рекорд эффективности солнечных батарей был достигнут сначала в Стэндфордском университете США (Калифорния), где 28,5% солнечной энер­гии, падающей на батарею, превращалось в электрическую. Позже этот рекорд на 2% был перекрыт учеными из Пало-Альто (в «Кремниевой долине» — крупнейшем научно-произ­водственном комплексе мира).

Самые крупные СЭС построены тоже в Калифорнии, их типовая мощность невелика (30 тыс. кВт), а технология про­ста — системы вогнутых солнечных рефлекторов, нагреваю­щихся до 100—400 °С. Одна такая станция способна снабжать энергией до 10 тыс. американских домов. В пустыне Мохаве, где находится тренировочный центр авиакосмической про­мышленности США, работает СЭС мощностью 355 МВт, т. е. примерно такой же, как средняя станция на угле или мазуте.

Если в 1970 г. стоимость 1 кВт-ч на СЭС была невероятно высокой и абсолютно неконкурентоспособной — 60 долл., то в 1980 г. она снизилась до 1 долл., а в 2000 г.— до 25 центов, однако и сейчас превышает стоимость энергии на газовой станции в 5 раз.

Однако в целом развитие гелиоэнергетики в мире идет мед­ленно, в основном из-за высокой стоимости солнечных эле­ментов.

Геотермальная энергия по времени использования — наи­более старый источник альтернативной энергии. В 2000 г. в мире работало около 400 блоков таких станций и здесь доми­нировали США (168 блоков на «месторождениях» Гейзере в долине гейзеров, Империал Вэлли и др.). Второе место зани­мала Италия, но в последние годы ее обогнали КНР и Мекси­ка. Самая большая доля используемой геотермальной энергии приходится на страны Латинской Америки, но и она составля­ет немного более 1%.

В России перспективными в этом смысле районами являют­ся Камчатка и Курильские острова. С 60-х годов на Камчатке успешно работает полностью автоматизированная Паужетская ГеоТЭС мощностью 11 МВт, на Курилах — станция на о. Ку- нашир. Такие станции могут быть конкурентоспособны лишь в районах с высокой отпускной ценой на электроэнергию, а на Камчатке и Курилах она очень высока в силу дальности пере­возок топлива и отсутствия железных дорог.

Приливные станции — самые дорогие сооружения и пока это только потенциальный источник энергии. Районами их сооружения могут стать заливы и устья рек с очень высоким уровнем приливов. В заливе Фанди (Канада) он достигает 16,2 м, в устье р. Северн (Великобритания) — 14,5 м, в порту Гранвиль (Франция) — 14,7 м.

Во Франции работает крупная ПЭС на р. Ране мощностью 240 МВт, 25-летний опыт ее эксплуатации показал абсолют­ную экологическую чистоту таких сооружений: залив Се- Мало превратился в спокойное озеро, стал местом отдыха и туризма, плотина ПЭС имеет рыбоход и не влияет на мигра­цию рыб. В России с 1968 г. действует Кислогубская ПЭС, установленная мощность ее ничтожна — 0,7 МВт. Потенци­альных районов для строительства крупных ПЭС в стране несколько: Мезенская губа, Тугурский залив Охотского моря.! Первая могла бы иметь мощность 15 000 МВт, вторая - 4 10 300. Однако капитальные затраты на сооружение гигант ских плотин большой протяженности и трудности сооружения ПЭС в котловане с перемычками настолько велики, что в сегодняшних условиях эти проекты абсолютно нереальны.

Энергоноситель «биомасса» только условно можно назвать возобновляемым и альтернативным, ибо для созревания уро­жая (допустим, сахарного тростника) требуется один сезон, а для «скороспелых» видов деревьев (как делается на выруб­ленных «площадках» в Амазонии) — несколько лет. К тому же биомасса при ее сохранении тоже загрязняет атмосферу.

Атомная энергетика. На сегодня, видимо, только атомная энергетика способна резко и за достаточно короткий срок ос­лабить явление парникового эффекта. В какой-то мере это и происходит с 1973 г., когда доля атомной энергетики в при­росте мирового производства электроэнергии составила 1/з.

В ряде развитых стран она уже заняла самые видные пози­ции. Доминирует здесь Франция — более 70%.

В этом плане показательна энергетическая политика Японии, которая предусматривает к 2010 г. достичь независимости в снабжении энергоресурсами. Страна, не имеющая нефти и газа и располагающая очень небольшими запасами угля, сможет до­биться этого, развивая только атомную энергетику. Но для этого требуется уран, которого Япония тоже не имеет. Поэтому пред­усмотрено развитие атомной энергетики на базе реакторов-раз­множителей, самостоятельно производящих плутоний (до 2010 г. его предполагается импортировать из Франции и Ве­ликобритании). В мире имеются разные точки зрения на пер­спективы строительства новых АЭС. По прогнозам, мощность АЭС в США в ближайшие годы будет продолжать расти, а затем ожидается ее стабилизация на длительный период (число блоков на АЭС в США в 1992 г. составило 111, в Рос­сии — 32). В Швеции прекращен ввод новых АЭС и намечен постепенный вывод из эксплуатации действующих. В то же время Франция и Япония намечали увеличить не только абсо­лютную мощность своих АЭС, но и их удельный вес в электро­энергетике. Так, в Японии в 2010 г. он увеличится до 20%.

В России доля атомной энергии в производстве электроэнер­гии превышает 14%. Отмена строительства нескольких новых АЭС создала трудности в энергоснабжении ряда районов (Север­ного Кавказа и др.)- Наиболее высока доля АЭС в энергосистеме Северо-Запада (33%), Урала (23%) и Центра (22%). Трудно­сти, возникшие в энергоснабжении в связи с распадом СССР, вынудили некоторые государства (например, Армению) «раз­морозить» закрытые до этого по экологическим причинам АЭС.

Замена угля, нефти и газа атомной энергетикой уже приве­ла к существенному снижению выбросов СО2 и других парни­ковых газов. Если бы долю мирового производства электро­энергии, которую дают сейчас АЭС, производили бы уголь­ные ТЭС, даже обслуживаемые самыми современными газоочис­тителями, то, по мнению специалистов, в атмосферу поступало бы дополнительно 1,6 млрд т углекислого газа, 1 млн т окис­лов азота, 2 млн т окислов серы и 150 тыс. т тяжелых метал­лов.

Почему нужно развивать атомную энергетику?

Для России, вступающей в рыночную экономику, только ядер­ная энергетика способна обеспечить производство стабильно дешевой электроэнергии и предотвратить сползание в энерго­экономическую и ценовую бездну.

. Имеющиеся в России запасы добытого урана обладают электропотенциалом в 15 трлн кВт • ч. Электропотенциал оружейного ядерного материала — 12—14 трлн кВт • ч. Это столько, сколько смогут выработать все наши электростан­ции за 35 лет.

Эти запасы смогут сэкономить 7 трлн м3 газа, которых хва­тило бы для экспорта в нынешнем объеме в Западную Европу в течение 110 лет!

Энергетические проблемы России. После распада Союза доминировавшие до этого проблемы энергетики (энергозатрат­ность экономики, устаревшее энергетическое оборудование, удорожание добычи основных энергоносителей, проблема ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) допол­нились новыми, не менее сложными:

— сужением угольной базы («отпали» Карагандинский бас­сейн и Донбасс);

— резким падением добычи угля и нефти;

— угрозой распада Единой энергетической системы;

— платой за транзитную транспортировку газа в Западную Европу через территорию Украины;

— ориентацией топливного комплекса Туркмении, богатой газом и нефтью, на внешние рынки вне СНГ;

— трудностями энергоснабжения тех районов, которые раньше получали топливо и энергию с Украины (Северный Кавказ).

Нужно вырабатывать новую энергетическую концепцию. На ближайшие десятилетия в энергетической стратегии Рос­сии приоритет отдается газовой промышленности. Значительное место отводится и ядерной энергетике. Ее развитие предполагает два этапа: на первом — техническое перевооружение отрасли, на втором — наращивание мощностей.

Доля ТЭС остается почти неиз­менной, доля ГЭС снизится, а существенно увеличится лишь доля атомной энергии.

В европейской части России не будут строить новых круп­ных ТЭС на каменном угле. Это объясняется не только резко возросшей дальностью перевозок, но и тем, что экологически вредное воздействие угольных ТЭС и очень высокие капита­ловложения в очистное оборудование делают их неконкурен­тоспособными. Обвальное падение добычи нефти и необходи­мость ее экспорта для получения твердой валюты делают маловероятным и строительство новых крупных ТЭС на мазу­те, кроме районов нефтедобычи в Западной Сибири (они дают сейчас более 70% всей добычи в России) и на европейском Севере.

В европейской части России очень высока степень использо­вания гидроэнергетического потенциала — 42,4%, даже в Восточной Сибири она достигает 27,1%. Но в ряде районов гидроэнергетика снимает значительную часть экологической нагрузки: так, в Поволжье мощность Куйбышевской, Чебок­сарской и Саратовской ГЭС составляет 5000 МВт, а всех теп­ловых станций — 7400 МВт, при этом подавляющая часть их работает на газе и мазуте (на угольные станции приходится всего 0,5% мощностей).

Таким образом, стабильная газодобыча и атомная энергети­ка являются опорой энергетического хозяйства России.

Атомная энергетика дает 14,9% выработки всей электро­энергии в России и является чуть ли не единственной отрас­лью, не снизившей объем производства в годы экономическо­го спада. Конечно, чернобыльская катастрофа резко замедли­ла ввод в строй новых АЭС и сделала первостепенной задачей усиление их безопасности, тем более что на территории быв­шего СССР находятся в эксплуатации 16 энергоблоков с реак­торами чернобыльского типа. Модернизация этих и других станций проводится с помощью Комиссии европейских сооб­ществ.

Вместе с тем альтернативы развитию атомной энергетики пока нет. Возместить 40 000 МВт электрической мощности, которые потеряла бы страна при отказе от атомной энергети­ки — это значит построить 10 новых крупнейших ТЭС и еже­годно добывать и сжигать 170—180 млн т угля со всеми выте­кающими отсюда экологическими последствиями. К тому же компания на Западе об особой ненадежности советских реак­торов вызвана и конкуренцией на мировом рынке атомного оборудования.

 




Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав