Читайте также:
|
|
«Теория бесконфликтности» - условный термин в советской эстетике, литературной критике и литературоведении, которым обозначаются взгляды, отрицающие правомерность общественно-значимого конфликта в произведениях советской литературы и искусства, посвященных современности. Сторонники бесконфликтности, игнорировали противоречия в развитии современного общества, возникающие в процессе борьбы и преодоления препятствий на пути коммунистического строительства. Социалистическое общество не признавало конфликтов. Лишь иногда допускали «конфликт» «хорошего» с «лучшим». В соответствии с этой теорией превозносились те произведения, в которых современная действительность, трудная, полная героизма борьба народа за социализм и коммунизм, изображались поверхностно. Была нужна «праздничная» литература. В произведениях давалось приукрашенное изображение реальности, смазывались трудности борьбы за новое и передовое в промышленности, затушевывалось тяжелое положение в сельском хозяйстве.
2.Основные художественные особенности очерков «овечкинского» направления
Отличительные признаки «овечкинской» «деревенской прозы» с точки зрения проблематики, авторской позиции и пафоса – острота социального зрения, обличительная резкость и глубина критики, соединявшиеся с социальным оптимизмом и верой в будущее; отсюда ее «конструктивность» и некоторый социальный утопизм. Особенность очерков в том, что:
а) это социальные очерки. В центре всегда социальный вопрос. Это не потребность в художественном творчестве, а желание решить социальную проблему. Это попытка изменить жизнь общества.
б) это проблемные очерки. Проблема – движущая сила повествования, исследовательская мысль очеркиста, решающая проблему. Ей починен сюжет, система образов, деталей и пейзаж.
в) это программные (конструктивные) очерки. Цель не просто раскрыть проблему, но и сказать – что нужно делать. Очерки дают социальный проект – в отличие от критического направления.
3.В чём положительная программа «молодогвардейского» направления литературно-общественной мысли 60-х гг? В чём его оппозиционность по отношению к официальной доктрине?
Позиции журнала сформировались в 1968г, при борьбе «Октября» и «Нового Мира». Сформировалась так называемая третья сила. «Молодогвардейцы» выступали за возрождение русской национальной духовности. Но для этого нужны были нравственные ориентиры:
а) В истории. Деятели религиозного характера. Св. Сергий Радонежский, патриарх Гермоген, протопоп Аввакум. Это необычно, так как религиозная пропаганда считалась нежелательной. Русские купцы и промышленники (Хабаров, Демидовы ). Русские полко- и флотоводцы (Суворов, Ушаков, Кутузов, Нахимов)
б) В культуре. Учения марксизма – ленинизма. К.Леонтьев, Розанов – философы, осмыслялись как противники социализма, но «М.г» цитирует их в положительном ключе. Живопись(чистое искусство, без социальной подоплеки)- Нестеров, Врубель, Кустодиев. Офицально было принято считать главнейшим творчество передвижников- интересы народа, всем понятны. Литература – противоречит официальным позициям. В идеологии гнета литература не умирает, а даже действует плодотворно (Есенин, Булгаков, Маяковский, Шолохов). Используют более глубокий образ, чтобы обойти цензуру.
Оппозиционность по отношению к официальной доктрине. Идеи «марксизма-ленинизма» отрицали понятие культурной демократии и буржуазной составляющей любой национальной культуры. Неприятие коллективизации, раскулачивания и пр. Прикрытие собственных идей – хвала марксизма/ленинизма на передовице.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 99 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |