Читайте также:
|
|
Как только человек начал выделяться из животного мира, он начал осознавать, что в его голове происходят процессы, отличные от окруж. среды. Душа – неучтожимая духовная сущность.
Др. Египет: человек – семислойное существо. Центральная часть человеческой души – Атму – является его ядром и частью Бога внутри человека. Большее развитие - в Ведических текстах Др. Индии. 6 слоев преходящи и смертны, центральная часть – Атман, подлинная сущность, связанная с Атманом Вселенной. Др. Китай: представление о 10 душах в даосской философии. Часть душ – небесные (хано, 4), а часть – земные (но, 6). После смерти души разлетаются. Даосская йога направлена на то, чтобы вырастить бессмертное тело. В античной философии – концепция метапсихоза и переселения душ (пифагорейцы, Платон). Платон: «Душа имеет свою природу божественную». Христианская философия до 4 века разделяла концепцию метапсихоза. Вплоть до Нового времени объективно-идеалистическая концепция души доминировала в Европейской философии. Параллельно развивается материалистическая концепция души (с 17 в). Дж. Локк: «Сознание – чистая доска, табула раса». Вульгарный материализм (Кабанис, Дицкен): «Сознание – выделение мозга». Диалектическая концепция сознания Рене Декарта: существуют 2 субстанции: материя (протяженность) и сознание (мышление). Теория Шеррингтона: развивает теорию Декарта. Физиологические процессы материальны, а психические процессы такой природы не имеют. Существует психофизиологическая система, которая осуществляет координацию между ними. Параллельно развиваются представления об отражении. Панпсихизм: вся материя обладает сознанием. Гилозоизм: вся материя живая, она пропитана внутренней силой, косное вещество тоже живое (Дидро). Материалистич. философия увидела в гилозоизме рациональное звено. Концепция субъективного идеализма: сознание – субстанция, первооснова вещей, сознание человека творит окружающий мир. Солипсизм – существую только я, а все вещи мира являются продуктом моего сознания. Теория отражения: в фундаменте материи есть свойство, родственное восприятию – отражение – свойство материальных систем, процессов и явлений воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении свох свойств и состояний особенности других процессов и явлений. Отражение (с т.з. диалект.мат.) – обмен энергии, информации и передача на этой основе структуры. Различают 2 формы подобия, возникающие в процессе отражения:
1) Изоморфизм – взаимооднозначное соответствие, соответствие в обе стороны.
2) Голоморфизм – одномногозначное соответствие, соответствие в одну сторону.
Классификация форм отражения:
1) В неживой природе: механич, физич, химич
2) В живой природе: передача генетич.информации, раздражимость простейших, тропизм растений, возбудимость нерв.тканей, психичотраж: ощущ, восприят, представл.
3) Соц.уровень: индивид.иобществ.сознание, ФОС, искусств.формы отражения в науке и технике (кибернетика)
3 блока материалистич теории сознания:
1. Теория Опарина
2. Теория происхождения видов Дарвина
3. Трудовая теория сознания Энгельса
Идеальное и материальное – это пара диалектических категорий. В диалект.мат. – идеальное – функция человеческого мозга. «Идеальное есть ничто иной, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное»-Маркс. Вульг.мат: между матер.иидеал.нет качеств различий. Антропный принцип – особый подход в соотношении материи и сознания: материя, не содержащая сознания, не может родить человека.
1. Идеальное по своей природе носит вторичный характер, т.е.оно есть инобытие материального.
2. Идеальное есть субъективный образ объективного мира.
3. Осн.фундамент идеального – практика, как предметно-матер.деятельность, направленная на познание и преобразование мира.
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |