Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Роль диалектического отрицания в процессе развития. Закон отрицания отрицания.

Читайте также:
  1. A) Лицо, которое по закону обязано платить налог.
  2. C) защиту от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина
  3. C. части государства не имеют своих законодательных органов
  4. D) Как вы понимаете роль финансов в воспроизводственном процессе?
  5. D) кибернетическим закономерностям.
  6. D) это педагогически адаптированный социальный опыт, который должны усвоить учащиеся в процессе обучения.
  7. E) Все указанные положения являются положениями принципа законности
  8. I и II этапы развития законодательного регулирования рынка рекламы
  9. I-IV Государственные Думы в России. Избирательные законы. Полномочия, правовой статус депутатов
  10. I. Закон Костромской области о прогнозировании, программе социально-экономического развития Костромской области и областных целевых программах

Направление развития. Закон – внутренняя существенная повторяющаяся часть явлений; суждение.

Отрицание – уничтожение, отмирание старого и сохранение нового.

Диалектическое отрицание – это условия, момент связи нового со старым. Отрицание всегда существует объективно. Метафизическое понимание отрицания находит отражение в практической деятельности (Мао ЦзеДун, кампании против философов и деятелей культуры). Актом одного отрицания процесс не заканичвается. Процесс развития включает в себя цепочку отрицаний. Впервые закон отрицания отрицаняисформулирвоал Гегель в своей триаде: 1. Тезис (зерно). 2. Антитезис (стебель) 3. Синтезис (колос – зерно на принципиально новом уровне). Диалектическая триада представляет собой заверешенное развитие. Согласно Гегелю, на стадии синтезиса повторяется в определенной форме тезис, включающей все накопленное на стадии антитезиса. Сформулировав закон триады, Гегель абсолютизировал трехступенчатость развития. В полностью завершенном цикле м.б.больше ступеней. Жесткая схема триады не вполне приемлема для описания развития. Маркс и Энгельс переформулировали ряд положений диалектики. Так закон триады стал законом отрицания отрицания. Судьба: переформулировали Маркс и Энгельс, Сталин в «Кратком курсе истории ВКПб» исключил из законов диалектики, в эпоху Хрущева был восстановлен, противники универсальности этого закона утверждают, что з.ед.и.б.пр. и з.вз.п.кач.иколич.изм можно обнаружить на срезе временного континуума, тогда как з.отр.отр проявляет себя как закон тенденции.

Не всякая цепочка отрицаний дает закон отрицания отрицания.Изучение з.отр.отр. дает возможность построить интересную схему равития. З.отр.отр – важный методологическиц принцип, с помощью которого можно анализировать самые разные проессы развития. Здоровье – тезис, болезнь – синтезис, выздоровление – антитезис, новое – иммунитет. Закон Геккеля-Мюллера: эмбрион живого существа повторяет этапы филогенеза. Развитие человека как социального существа – повторение в онтогенезе социального филогенеза.

12. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики.

Закон – внутренняя существенная повторяющаяся часть явлений; суждение.

Закон единства и борьбы противоположностей занимает центральное положение в структуре диалектики. Он указывает причину, источник диалектического изменения, развития.Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Простейшей формулой диалектического противоречия является диалектика тождества и различия.

Тождество – равенство предмета самому себе или другому предмету.

Абсолютно тождественных предметов нет. Гераклит сформулировал закон преемственности мира: «Все течет, все изменяется..». Кротил: абсолютизация изменчивости «Вещи вообще не следовало называть именами»

Различие – неравенство предмета самому себе или неравенство различных предметов.

До определенного уровня различия тождество сохраняется.

Противоречие – это отношения, сторонами которого являются противоположные силы и тенденции. Условия возникновения:

1) Единство противоположностей (отношения различных сторон, вещей, которые исключают и предполагают друг друга)

2) Борьба противоположностей

Поляризация противоположностей – каждая пытается свести другую к нулю.

Противоречие не является неизменным и проходит в своем развитии стадии:

1) Развертывание-разрешение

2) Тождество-несущественное различие-существенное различие-развитое противоречие-конфликт-разрешение конфликта

Большинство противоречий движутся от тождества к разрешению конфликта, однако существуют и те, которые движутся в обратном направлении. Противоречия между городом и деревней, между умств.ифизич.трудом.

Виды противоречий:

1) Внутренние (п. самой структуры предметов) и внешние (п. между несколькими предметами или явлениями)

2) Основные (появляются с процессом, явлением, играют ведущую роль в процессе развития и исчезают с исчезновением предмета) и неосновные

3) Антагонистические (п. между непримиримыми враждебными классами, коренные интересы которых несовместимы; разрешается в соц.революции, заканчивается сменой формации или гибелью борющихся) и неантагонистические.

 

Категории содержание и форма, целое и часть, система и элемент, структура и функция.

Категория – это общее понятие.

Содержание – это определенным образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление.

Форма – это внутренняя организация и способ существования содержания.

Т.к. содержание развивается, а форма отстает в развитии, на них действуют зааконыед.иб.пр. и вз.п.кач.икол.изм. Аристотель: активным началом является форма, пассивным – материя, их объединение приводит к вещам. Кант сводит эту проблему к проблеме содержания и формы в сознании. Это априорные формы. Гегель преодолел метафизический разрыв между формой и содержанием: форма – переход содержания в форму, содержание – переход формы в содержание. Полного соответствия формы и содержания не бывает.

 

Часть и целое – выражают отношение между совокупностью элементов или компонентов отдельного объекта и их связи.

2 концепции целостности: суммативно-метафизическая (целое – сумма частей) и мистико-идеалистическая (целое – мистический холистический процесс; холизм – миром правит мистический процесс создания целостности, теоретик - Смэтс).

Связи части и целого: 1) неорганичное целое – составляющие элементы находятся в прочной взаимосвязи; 2) органичное целое– целостность – особый процесс взаимодействия внутренних компонентов, каждый элемент не может существовать без другого.

Целое всегда больше, чем сумма частей.

 

Система – группа взаимосвязанных элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.

Элемент – понятие, означающее простейшее звено системы.

Эмерджентность – несводимость системы к простой сумме элементов.

Системно-структурный анализ: исследует потоки информации внутри системы (функциональные связи, связи устойчивости и равзития).




Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав