Читайте также:
|
|
Направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов; философия понимания и поиска смыслов. Основной вопрос герменевтики: как возможно понимание? Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу.Вильгельм Дильтей: герменевтика как методологическая основа гуманитарного знания, понимание как подлинное переживание. Мартин Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Ханс Георг Гадамер: герменевтика как философия универсального понимания (онтологический характер герменевтического круга, проблема предрассудков понимания, значение времени в познании). Развитие герменевтики: Юрген Хабермас, Поль Рикер.
66. Философская антропология XX века: М. Шеллер, Х. Плеснер, А. Гелен.
Философская антропология – учение о природе и сущности человека. Базировалась на «философии жизни» и феноменологии Гуссерля. Пыталась создать целостное понятие человека, привлекая различные науки.
Макс Шеллер: пытается найти специфическое отличие человека от животных в самом способе человеческого существования. Отличие: в способности человека отвлекаться от биологических потребностей и их влияния на поведение. Человеку свойственно самосознание. Идея единства духа и жизни. Человек – особое, специфичное существо. Хельмут Плеснер: пытается следовать специфике человека и рассматривает её как эксцентричность, как постоянный выход из непосредственности состояний. Ф.а. должна быть основана на философии живого бытия. Человек – не объект науки и не субъект познания, человек – субъект и объект собственной жизни. Синтетическая философия человека. Философская рефлексия должна быть направлена на жизненный опыт человека. Нельзя противопоставлять природное и социальное в человеке. Специфика человека: естественная искусственность (человек ведет свою собственную жизнь.Он должен стать человеком) опосредованная непосредственность (человек живет, сохраняя известную дистанцию миру), утопические местоположения (у человека нет реальной опоры на Земле). Арнольд Гелен: отличия человека животного - в элементарных комбинациях и движениях. У человека в процессе эволюции возникла редукция основных инстинктов, вместо которых он создал институты культуры. Человек реагирует на раздражитель, не имеющий сигнальной функции, у животных все по сигналу. Человек - культивируемое существо.
67. Структурализм: К. Леви Стросс, Р. Барт, М. Фуко.
Структурализм как научно-исследовательская программа. Этапы развития проблематики структурализма: 1) становление метода, 2) распространение метода и философское осмысление этого процесса, 3) «размывание» метода, включение его в социально-политический и культурно-исторический контекст, критика и самокритика структурализма. Клод Леви-Стросс: создание структуралистской методологии, социальные и культурные установления как особого рода языки, как формы обмена информацией. Ролан Барт: структурализм как деятельность, воображение знака, продукты культуры (феномены массовых коммуникаций, журнализма, моды, еды, структуры города) как проявление «социологистики». Мишель Фуко: основные познавательные категориальные элементы структурализма (структура, язык, бессознательное), первичность структуры по отношению к истории.
68. Постмодернизм: Ж. Дерида, Ж. Делез, Р. Барт.
В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Постмодернизм определяется как маргинальный философский дискурс с характернойантирациональностью. Жак Деррида: основной тезис: Мир есть текст.Интерпретация как свободная игра слов, идея принципиальной бесструктурности, структурная деконструкция как способ исследования текстов (феноменов культуры)Критиковал европейскую традицию логоцентризма.Жиль Делёз: язык как замкнутая личностная система, художник как «клиницист цивилизации», индифферентность в отношении частного и общего, личного и безличного, индивидуального и коллективного как основа произвольной единичности.Ролан Барт: понятие «смерть автора» как центральное звено постструктурализма и деконструктивизма, феномены «бытийности» как объекты философской рефлексии.
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |